Выступление на методическом семинаре Что такое учебный проект?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ-сош с.Комсомольское

















Методический семинар

на тему

«Что такое учебный проект?











Подготовила:

учитель начальных классов

Исангалиева Э.А.















2014-2015 уч.год

«Что такое учебный проект?

Сегодня будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний- бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентно- способность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к самосовершенствованию своих знаний и опыта.

Работа по внедрению ФГОС второго поколения, реализуемая в начальной школе направлена на формирование умений обучающихся решать конкретные задачи, привлекая интегрированные знания, сотрудничать, на развитие способности к самообучению, умению проявлять самостоятельность и личную ответственность за результат.

Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру- основа социальной успешности. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Реализуя проектную деятельность в начальной школе, я прочитала много методической литературы по данной теме и пришла к выводу, что для успешного решения данной задачи должна для себя четко знать ответы на вопросы: (слайд 2)

  • Что такое проект?

  • Каковы его признаки?

  • В чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика?

  • Какова степень участия учителя на различных этапах проекта и как это зависит от индивидуальных особенностей учащегося.

Итак, ( слайд 3) что такое проект- работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата .

Каковы его признаки? (слайд 4)

А) Прежде всего - наличие проблемы, которые предстоит решить в ходе работы над проектом;

Б) Иметь ясную, реально достижимую цель;

В) предварительное планирование работы ( указать время выполнения, перечислить все промежуточные этапы);

Г) для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создается проектный продукт;

Д) письменная часть - отчет о проделанной работе;

Е) публичная защита - презентация результата работы

(Слайд 5)

В чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика?

Проект может включать элементы докладов, рефератов и любых других видов самостоятельной творческой работы, но только как способ достижения результата проекта.

(Слайд6)

Какова степень участия учителя на различных этапах проекта и как это зависит от индивидуальных особенностей учащегося.

Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие учителя и ученика. Возникают две крайности:

  • Полностью предоставить учащегося самому себе;

  • Значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя.

В данной ситуации важно, чтобы ребенок чувствовал, что проект-это его работа, его создание, реализация его идей и замыслов…Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.

Здесь было бы уместно обратиться к идее Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития при работе над проектом. (слайд 7)

Выступление на методическом семинаре Что такое учебный проект?

  • А1-А2 -если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым, то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;

  • В1-В2- если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть , которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;

  • С1-С2- если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу

Поэтому только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проектом даст ученику возможность освоить новые знания, умения и навыки и усовершенствовать уже имеющиеся.

Я хочу поделиться опытом работы над проектной деятельностью.

Передо мной стояла задача- научить ребенка планировать собственную деятельность. Хороший план- уже половина работы! Я воспользовалась следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно: (слайд8-13)

Вопрос

Ответ


Почему выбрана эта тема проекта?

Тема проекта «Птицы- наши друзья» выбрана не случайно. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Как помочь птицам пережить трудное время года?

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Пополнить представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни.

Что ты создашь, чтобы цель была достигнута?

Сбор корма для птиц и изготовление кормушек.

Если ты сделаешь такой продукт , будет ли решена в этом случае проблема проекта?

Сбор корма для птиц и изготовление кормушек поможет птицам пережить суровую зиму.

Какие шаги ты должен проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?

  • Сбор информации о зимующих птицах;

  • Накопление, разработка и оформление материала .
  • Сбор корма для птиц;
  • Изготовление кормушек;
  • Экскурсия в природу

Как ты продемонстрируешь результаты своей деятельности?

  • Отчет о проделанной работе-
письменная часть.
  • Презентация- публичная защита в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее» (2013-2014 уч.год, г.Красный Кут)

Исходя из опыта работы по использованию проектного метода, могу отметить достоинства этой технологии: (слайд14)

  • повышение мотивации учащихся в учебе;

  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации

  • повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе

  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных форм: устной, письменной с использованием новейших технологических средств.

Свое краткое выступление хочу закончить словами древнекитайского ученого Конфуция: (Слайд15)


«Хочешь накормить человека один раз -

дай ему рыбу.
Хочешь накормить его на всю жизнь -

научи его рыбачить»











© 2010-2022