- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Мягкий разделительный ь знак (2 класс)
Урок по русскому языку на тему Мягкий разделительный ь знак (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Османова Н.Н. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка во 2-м классе по теме «Мягкий разделительный знак» Османова Никара Наримановнаучитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цель урока:
-
сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака;
-
сформировать понятие о разделительном мягком знаке;
-
тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком;
Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, рисунки для этапа рефлексии.
Ход урока
-
Организационный момент. Чтобы начать урок, давайте вспомним наш девиз:
- Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!!!
- Сегодня, мы продолжаем путешествие по орфографии и опять отправляемся в город Мягкий знак.
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)
(на доске пословица "Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)
-
Прочитайте.
-
Что вы прочитали? (пословицу)
-
Как вы понимаете эту пословицу?
-
А вы хотите больше знать?
-
Что вам поможет в этом? (ранее изученный материал и внимание)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 - 5 минут)
1. Чистописание.
я е ё ь ю
-
Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)
-
На какие две группы можно их разделить? (гласные второго ряда и ь)
-
Какая буква лишняя? (ь - так как не обозначает звука)
-
Что общего у гласных второго ряда? (они обозначают два звука)
-
В каких случаях? (в начале слова и после гласной слышим й)
-
Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (больше, знать, меньше, спать)
-
Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали? (ь на конце слова и между согласными)
-
Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.
2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных файлах каждым ребёнком.
Хрустальные бусы
На солнце тают,
Текут ручьями,
Тепло встречают.(Капель)
Выросла, повыросла,
Из бороды повылезла,
Солнышко встало-
Ничего не стало.(Сосулька)
Удалые молодые
Были спрятаны в ларцы,
А когда пришла весна,
Пробудились ото сна.
Побежали по лугам,
Зазвенели тут и там.
Это что за молодцы
Были спрятаны в ларцы?( Ручьи)
Поднимите, пожалуйста, ваши файлы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).
III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)
-
Что вы заметили? (слова: "капель", "сосулька" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "ручьи»у всех - по-разному)
-
А почему это произошло? (потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными)
-
А чем отличается позиция ь в последнем слове? (в слове "ручьи" ь стоит не между согласными)
-
Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой позицией ь)
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
(3 - 5 минуты)
Исследовательская работа. Спишите группу слов, записанную на доске.( Деревья,воробьи,листья веселье)
-Букву, которая написана перед ь, подчеркните одной линией;
-Букву, которая написана после ь, подчерните двумя линиями;
Какой вывод о написании разделительного ь вы можете сделать?Какова цель урока?
-
- Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,
-
делает свой вывод.
-
Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске. После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я
Перед Е,Ё,И,Ю,Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё-
Перед Я,Ю,И,Е,Ё.
-
Как вы думаете, как мы сумеем достичь этой цели? (мы должны вслушаться в эти слова, как они звучат)
-
Что нам поможет? (звукобуквенный разбор, то есть наши звуковички)
-
Какие знания о ь мы должны использовать? (ь не обозначает звука)
-
Что вы можете предложить для решения этой проблемы? (попробуем составить алгоритм правописания слов с ь)
V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)
-
Теперь, зная алгоритм, хотите поработать в группах над построением звуковых схем к словам: варенье, жильё, осенью, крылья (1 минута на работу)
-
С чего вы начнёте свою работу? (произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит)
-
Посмотрите на те слова, с которыми вы работали в группах. (по одному человеку от группы комментируют звуковой состав слов)
-
Что вы услышали? ([й'])
-
Где вы услышали этот звук? (перед буквами я е ё и ю) (учитель подчёркивает гласные второго ряда на карточках на доске)
-
Что вы заметили? (во всех словах ь стоит перед гласными второго ряда)
-
Какова функция гласных второго ряда? (обозначают мягкость согласного)
-
Какова роль ь в этих словах? (он нужен для того, чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным)
-
Как бы вы предложили назвать ь, выполняющий такую функцию в словах? (предложения детей) Он называется разделительным.
-
Сделайте вывод.
Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й']. (Учитель вывешивает эталон на доску)
-
Проверим ваш вывод по учебнику.
-
Вернёмся к слову "ручьи". Объясните правописание ь с помощью алгоритма.
-
Что помогало написать эти слова грамотно? (алгоритм правописания слов с разделительным ь) Физкультминутка.( Музыкальная)
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-7 минут)
1. Комментирование по алгоритму.
Определите, в каких из этих слов надо писать разделительный ь.
(Учитель диктует слова: полёт - польёт, семя - семья.)
2. Комментирование в парах с проговариванием друг другу по вариантам:
солю - солью, тюлени - тюленьи
2)Работа с учебником. Проверим : правильно ли мы сделали вывод. Где мы это сможем проверить? Чтение правила в учебнике. (стр. )
Исправьте ошибки.(оцените себя, дети рисуют листочки на деревьях)
3)Формирование умений и навыков учащихся. (дифференцированное задание)
а) (сильные дети - зеленая карточка)
Спишите. Вставьте ь, где это следует.
Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.
(средние - желтая карточка)
- измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши пары слов.
Обозначь орфограмму.
Воробей - воробьи, ручей - …, соловей -…., стул-…, дерево-…, лист-…, колос- …, друг-…., крыло-…..
(слабые - красная карточка)
Спиши. Обозначь орфограмму.
Вью, вьюнок, вьюн, лью, полью, пью, допью, попью.
(оцените себя)
VII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 минут)
Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)
Перед вами листочки с напечатанным стихотворением:
Осен., осен.ю, ден.ки,
Мал.чик, окун., окун.ки,
Кол.я, стул.я и скам.я,
Крыл.я, брат.я и сем.я.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак. (Н.М. Бетенькова)
Предлагаю вам выбрать задание себе по силам:
Первый уровень: спишите слова, вставляя буквы.
Второй уровень: разделите слова на две группы: с ь - показателем мягкости согласного и с разделительным ь) и запишите в тетрадь.
Третий уровень: придумайте ещё по три слова к каждой из групп.
(По одному ученику от каждого уровня работают у доски).
Проверим. Какие вставили буквы?
VIII. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)
Рефлексия
-
Какую цель ставим перед собой? (узнать правило правописания ь)
-
Достигли мы цели?
-
Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? (с разделительным ь)
-
С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")
-
Вы узнали что-нибудь новое? Почему? (узнали, потому что много работали)
-
Оцените каждый свою деятельность. -Выберите и продолжите предложение.
-
Сегодня на уроке я узнал….
-
На этом уроке я похвалил бы себя за….
-
Сегодня я сумел…
Домашнее задание.
Повторите правило и выполните задания на стр.19,упр.38.