Урок по русскому языку на тему Мягкий разделительный ь знак (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку на тему Мягкий разделительный ь знак (2 класс)Урок русского языка во 2-м классе по теме «Мягкий разделительный знак» Османова Никара Наримановнаучитель начальных классов

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • сформировать представление о правописании разделительного мягкого знака;

  • сформировать понятие о разделительном мягком знаке;

  • тренировать способность к правописанию слов с разделительным мягким знаком;

Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, рисунки для этапа рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный момент. Чтобы начать урок, давайте вспомним наш девиз:

- Прозвенел звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!!!

- Сегодня, мы продолжаем путешествие по орфографии и опять отправляемся в город Мягкий знак.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2 - 3 минуты)

(на доске пословица "Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать".)

  • Прочитайте.

  • Что вы прочитали? (пословицу)

  • Как вы понимаете эту пословицу?

  • А вы хотите больше знать?

  • Что вам поможет в этом? (ранее изученный материал и внимание)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3 - 5 минут)

1. Чистописание.

я е ё ь ю

  • Что общего в этой записи? (все буквы обозначают мягкость согласного)

  • На какие две группы можно их разделить? (гласные второго ряда и ь)

  • Какая буква лишняя? (ь - так как не обозначает звука)

  • Что общего у гласных второго ряда? (они обозначают два звука)

  • В каких случаях? (в начале слова и после гласной слышим й)

  • Прочитайте вновь пословицу и найдите слова, в которых ь не обозначает звука. (больше, знать, меньше, спать)

  • Разделите эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделали? (ь на конце слова и между согласными)

  • Выпишите эти слова в два столбика в зависимости от позиции ь.

2. Работа с загадками. Запись отгадок на отдельных файлах каждым ребёнком.

Хрустальные бусы

На солнце тают,

Текут ручьями,

Тепло встречают.(Капель)

Выросла, повыросла,

Из бороды повылезла,

Солнышко встало-

Ничего не стало.(Сосулька)

Удалые молодые

Были спрятаны в ларцы,

А когда пришла весна,

Пробудились ото сна.

Побежали по лугам,

Зазвенели тут и там.

Это что за молодцы

Были спрятаны в ларцы?( Ручьи)

Поднимите, пожалуйста, ваши файлы (учитель выбирает несколько вариантов с правильными и неправильными записями и вывешивает их на доску).

III. Постановка проблемы. (3-4 минуты)

  • Что вы заметили? (слова: "капель", "сосулька" записаны у всех ребят одинаково с ь, а слово "ручьи»у всех - по-разному)

  • А почему это произошло? (потому что позиция ь разная: мы умеем с помощью ь обозначать мягкость согласных на конце слова и между согласными)

  • А чем отличается позиция ь в последнем слове? (в слове "ручьи" ь стоит не между согласными)

  • Так почему же у нас возникло затруднение? (мы не знакомы с такой позицией ь)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

(3 - 5 минуты)

Исследовательская работа. Спишите группу слов, записанную на доске.( Деревья,воробьи,листья веселье)

-Букву, которая написана перед ь, подчеркните одной линией;

-Букву, которая написана после ь, подчерните двумя линиями;

Какой вывод о написании разделительного ь вы можете сделать?Какова цель урока?

  • - Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно,

  • делает свой вывод.

  • Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске. После согласных - Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, и, ю, я

Перед Е,Ё,И,Ю,Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё-

Перед Я,Ю,И,Е,Ё.

  • Как вы думаете, как мы сумеем достичь этой цели? (мы должны вслушаться в эти слова, как они звучат)

  • Что нам поможет? (звукобуквенный разбор, то есть наши звуковички)

  • Какие знания о ь мы должны использовать? (ь не обозначает звука)

  • Что вы можете предложить для решения этой проблемы? (попробуем составить алгоритм правописания слов с ь)

V. Реализация построенного проекта. (4 - 5 минут)

  • Теперь, зная алгоритм, хотите поработать в группах над построением звуковых схем к словам: варенье, жильё, осенью, крылья (1 минута на работу)

  • С чего вы начнёте свою работу? (произнесём слово вслух, послушаем, как оно звучит)

  • Посмотрите на те слова, с которыми вы работали в группах. (по одному человеку от группы комментируют звуковой состав слов)

  • Что вы услышали? ([й'])

  • Где вы услышали этот звук? (перед буквами я е ё и ю) (учитель подчёркивает гласные второго ряда на карточках на доске)

  • Что вы заметили? (во всех словах ь стоит перед гласными второго ряда)

  • Какова функция гласных второго ряда? (обозначают мягкость согласного)

  • Какова роль ь в этих словах? (он нужен для того, чтобы мы не прочитали слияние согласного с гласным)

  • Как бы вы предложили назвать ь, выполняющий такую функцию в словах? (предложения детей) Он называется разделительным.

  • Сделайте вывод.

Вывод: Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными я е ё и ю, если в этих словах слышится [й']. (Учитель вывешивает эталон на доску)

  • Проверим ваш вывод по учебнику.

  • Вернёмся к слову "ручьи". Объясните правописание ь с помощью алгоритма.

  • Что помогало написать эти слова грамотно? (алгоритм правописания слов с разделительным ь) Физкультминутка.( Музыкальная)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5-7 минут)

1. Комментирование по алгоритму.

Определите, в каких из этих слов надо писать разделительный ь.

(Учитель диктует слова: полёт - польёт, семя - семья.)

2. Комментирование в парах с проговариванием друг другу по вариантам:

солю - солью, тюлени - тюленьи

2)Работа с учебником. Проверим : правильно ли мы сделали вывод. Где мы это сможем проверить? Чтение правила в учебнике. (стр. )

Исправьте ошибки.(оцените себя, дети рисуют листочки на деревьях)

3)Формирование умений и навыков учащихся. (дифференцированное задание)

а) (сильные дети - зеленая карточка)

Спишите. Вставьте ь, где это следует.

Дружна наша сем..я. Вот сем..я огурца. Красивы рога олен..я. Олен..и рога дороги. Скоро дожд.. пол..ёт. Птицы собралис.. в полёт. Сол..ю суп сол..ю.

(средние - желтая карточка)

- измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши пары слов.

Обозначь орфограмму.

Воробей - воробьи, ручей - …, соловей -…., стул-…, дерево-…, лист-…, колос- …, друг-…., крыло-…..

(слабые - красная карточка)

Спиши. Обозначь орфограмму.

Вью, вьюнок, вьюн, лью, полью, пью, допью, попью.

(оцените себя)

VII. Включение в систему знаний и повторение (5 - 8 минут)

Как мы можем применить новое знание? (использовать слова на новое правило в предложениях и в текстах)

Перед вами листочки с напечатанным стихотворением:

Осен., осен.ю, ден.ки,
Мал.чик, окун., окун.ки,
Кол.я, стул.я и скам.я,
Крыл.я, брат.я и сем.я.
Расскажи, зачем и как
Служит в речи мягкий знак. (Н.М. Бетенькова)

Предлагаю вам выбрать задание себе по силам:

Первый уровень: спишите слова, вставляя буквы.

Второй уровень: разделите слова на две группы: с ь - показателем мягкости согласного и с разделительным ь) и запишите в тетрадь.

Третий уровень: придумайте ещё по три слова к каждой из групп.

(По одному ученику от каждого уровня работают у доски).

Проверим. Какие вставили буквы?

VIII. Рефлексия учебной деятельности. (2 - 4 минуты)

Рефлексия

  • Какую цель ставим перед собой? (узнать правило правописания ь)

  • Достигли мы цели?

  • Как пишутся слова, в которых перед гласной второго ряда слышится звук [й']? (с разделительным ь)

  • С какой пословицы мы начинали урок? ("Кто больше хочет знать, тому меньше надо спать")

  • Вы узнали что-нибудь новое? Почему? (узнали, потому что много работали)

  • Оцените каждый свою деятельность. -Выберите и продолжите предложение.

  • Сегодня на уроке я узнал….

  • На этом уроке я похвалил бы себя за….

  • Сегодня я сумел…

Домашнее задание.

Повторите правило и выполните задания на стр.19,упр.38.



© 2010-2022