Как добиться оптимальной скорости чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.В. Агапова

МКОУ СОШ №3,

п. Грибановский


Как добиться оптимальной скорости чтения? Работая в школе двадцать лет, я вновь и вновь убеждаюсь в том, что педагогическая деятельность требует от человека целенаправленной, систематической работы над собой. Учителю необходимо совершенствовать своё педагогическое мастерство. За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. В настоящее время в связи с переходом начальной школы на новые учебные программы проблема первоначального обучения грамоте вновь продолжает оставаться одной из наиболее актуальных. У школьников младших классов наблюдается снижение интереса к получению знаний. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными и экономическими. А ведь для того, чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, ему в первую очередь необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом. Именно они являются основой всего образования. Но всё же главным предметом в начальной школе, я считаю, является чтение. Чтение - это не только особый предмет, которым ребёнку надо успешно овладеть, но и средство для освоения других школьных дисциплин. Поэтому начиная с первого класса я веду кропотливую работу, целенаправленную на формирование навыка чтения у каждого учащегося с учётом уровня его подготовленности к школе, особенностей восприятия, памяти, мышления. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Ребёнок, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания, у него могут возникнуть серьёзные трудности в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Обучение чтению - это огромный труд, и труд тяжёлый. Ведь основная ответственность по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на плечи учителя. Уроки обучения грамоте, чтения в начальной школе - это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот почему я стараюсь строить свои уроки чтения так, чтобы художественное слово воздействовало не только на сознание, но и в первую очередь на чувства детей, чтобы такие уроки развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я постоянно ищу пути повышения качества обучения на уроках. На протяжении многих лет работы в школе старалась изучать пути решения проблемы: как добиться оптимальной скорости чтения. Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Это чтение со скоростью разговорной речи, оптимальное чтение. Но оптимальное чтение - это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить , ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения, это качественно более высокий уровень интеллекта. Что же мешает учащимся овладеть приёмами оптимального чтения в начальном звене обучения, как добиться оптимальной скорости чтения? Как же выйти на уровень 120 слов в минуту, какие приёмы обучения использовать? Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В.Н.Зайцева, направленная на выявление резервов обучения школьников оптимальному чтению. В своей педагогической работе я с удовольствием использую его рекомендации. Позволю себе напомнить их:

  1. Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо его заставлять подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Прочитал 5 - 7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час - два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа -полутора за один приём.
  2. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
  3. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1 -2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы или комиксы.
  4. Жужжащее чтение.
  5. Ежеурочные пятиминутки чтения.
Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения, и стараться делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться книжкой с крупным шрифтом и лёгким текстом, часами с секундной стрелкой. Важно оценивать технику чтения. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «умница», «молодец»… Ребёнку будут понятнее более конкретные оценки: « Ого! Целых 40 слов в минуту прочитал! Превосходно! А в январе было лишь 32 слова…! Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху. Если ребёнок на первом году обучения научится хорошо читать, то его интерес к чтению значительно увеличится. И на родительских собраниях я стараюсь убедить родителей в том, что чтение (вслух или про себя) должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. Начальный этап формирования оптимальной скорости чтения приходится в основном на период обучения грамоте. Это самый важный этап в совершенствовании техники чтения, так как у учащихся формируются основные умения и навыки. Основная цель этапа - обеспечить быстрый переход от слогового чтения словами и словосочетаниями. Чтобы дети овладели процессом чтения целых слов, мне, как учителю, необходимо решать следующие задачи:
  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Подготовка артикуляционного аппарата.
  3. Упражнения для развития пальцев.
  4. Дать детям ориентиры в чтении целых слов.
  5. Упражнения на совершенствование чтения целыми словами.
В своей работе при планировании каждого урока обучения грамоте я обязательно включаю такие упражнения для развития фонематического слуха: 1) Интонированное произнесение слова, то есть последовательное выделение каждого звука для его характеристики: р-р-р-ручка; ру-у-у-у-учка; ру-ч-ч-ч-чка; руч-к-к-к-ка; ручк-а-а-а. 2) Звукоподражание. Упражнения для развития чёткости произношения. Детям предлагается игра: - Ты слышал, как жужжат пчёлы? - Попробуем прожужжать: жжж. - А теперь давайте поговорим на пчелином языке, будто мы пчёлки. - Вот так: давайте дружжжить! - Где ты живёшь? - Я жжживу в этом жжжилище. 3) Стихи. Хорошие и правильно подобранные стихи могут приучить ребёнка к трудному и непривычному протяжению ( интонированию) отдельных звуков в словах. Шесть мыШей по лесу Шли, ШиШку спелую наШли. Шустро съели ШиШку мыШки, Шелуха лежит от ШиШки. 4) Игры-упражнения. Их существует очень много в работе каждого учителя. Эти игры полезны не только дл обучения грамоте, но и для развития речи и внимания учащихся, что безусловно, важно для дальнейшего обучения. Например: игра «Магазин». На прилавке (столе) разложены разнообразные предметы. Ребёнок выбирает предмет и называет его. Заплатить надо первым звуком слова. Исходным принципом этих упражнений является знакомство учащихся со звуками. Знакомство с буквенными знаками окажется безрезультативным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим звуком. Речь идёт о навыке звукового анализа слова, который включает умение сознательно выделять звуки в слове. На каждом своём уроке обучения грамоте я отвожу две -три минуты для речевой зарядки. Такая зарядка способствует развитию речевого аппарата, помогает мне научить детей осознанно наблюдать за произношением каждого звука, учит правильному произношению звуков, способствует развитию чёткости и правильности речи. Артикуляционная гимнастика может включать следующие упражнения:
  1. Разминка. Обучение правильному дыханию, элементы дыхательной гимнастики.
  2. Чтение чистоговорок шёпотом и медленно.
  3. Чтение тихо и умеренно.
  4. Чтение громко и быстро.
  5. Чтение скороговорок.
Скороговоркой можно исправить практически любой дефект речи, в том числе и сложные как картавость, заикание, шепелявость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) стараюсь использовать такие упражнения: -«Буксир» - Многократное чтение. - Чтение в темпе скороговорки. - Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. - «Бросок-засечка». -«Молния». - «Спринт». - «Чтение -разведка» - «Финиш». -Чтение с речевыми помехами. -Чтение со звуковыми помехами. - Чтение с простукиванием ритма. Таким образом, если с учащимися, начиная с 1 класса, систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения, особенно в первой половине уроков чтения, можно добиться оптимальной скорости чтения - 120 слов в минуту, воспитать у них любовь к чтению, к книге в целом.

Список литературы

  1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991.

© 2010-2022