- Преподавателю
- Начальные классы
- Как добиться оптимальной скорости чтения
Как добиться оптимальной скорости чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Агапова О.В. |
Дата | 27.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
О.В. Агапова
МКОУ СОШ №3,
п. Грибановский
Как добиться оптимальной скорости чтения? Работая в школе двадцать лет, я вновь и вновь убеждаюсь в том, что педагогическая деятельность требует от человека целенаправленной, систематической работы над собой. Учителю необходимо совершенствовать своё педагогическое мастерство. За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. В настоящее время в связи с переходом начальной школы на новые учебные программы проблема первоначального обучения грамоте вновь продолжает оставаться одной из наиболее актуальных. У школьников младших классов наблюдается снижение интереса к получению знаний. Это объясняется разными причинами: общественными, социальными и экономическими. А ведь для того, чтобы ребёнок мог успешно учиться в школе, ему в первую очередь необходимо овладеть основными учебными навыками: чтением, письмом и счётом. Именно они являются основой всего образования. Но всё же главным предметом в начальной школе, я считаю, является чтение. Чтение - это не только особый предмет, которым ребёнку надо успешно овладеть, но и средство для освоения других школьных дисциплин. Поэтому начиная с первого класса я веду кропотливую работу, целенаправленную на формирование навыка чтения у каждого учащегося с учётом уровня его подготовленности к школе, особенностей восприятия, памяти, мышления. Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Ребёнок, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания, у него могут возникнуть серьёзные трудности в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Обучение чтению - это огромный труд, и труд тяжёлый. Ведь основная ответственность по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на плечи учителя. Уроки обучения грамоте, чтения в начальной школе - это своеобразное окно в окружающий мир, в область человеческих отношений. Вот почему я стараюсь строить свои уроки чтения так, чтобы художественное слово воздействовало не только на сознание, но и в первую очередь на чувства детей, чтобы такие уроки развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я постоянно ищу пути повышения качества обучения на уроках. На протяжении многих лет работы в школе старалась изучать пути решения проблемы: как добиться оптимальной скорости чтения. Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Это чтение со скоростью разговорной речи, оптимальное чтение. Но оптимальное чтение - это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить , ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения, это качественно более высокий уровень интеллекта. Что же мешает учащимся овладеть приёмами оптимального чтения в начальном звене обучения, как добиться оптимальной скорости чтения? Как же выйти на уровень 120 слов в минуту, какие приёмы обучения использовать? Большую популярность в педагогических кругах приобрела методическая система В.Н.Зайцева, направленная на выявление резервов обучения школьников оптимальному чтению. В своей педагогической работе я с удовольствием использую его рекомендации. Позволю себе напомнить их:
- Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо его заставлять подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Прочитал 5 - 7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час - два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа -полутора за один приём.
- Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
- Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1 -2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы или комиксы.
- Жужжащее чтение.
- Ежеурочные пятиминутки чтения.
- Развитие фонематического слуха.
- Подготовка артикуляционного аппарата.
- Упражнения для развития пальцев.
- Дать детям ориентиры в чтении целых слов.
- Упражнения на совершенствование чтения целыми словами.
- Разминка. Обучение правильному дыханию, элементы дыхательной гимнастики.
- Чтение чистоговорок шёпотом и медленно.
- Чтение тихо и умеренно.
- Чтение громко и быстро.
- Чтение скороговорок.
Список литературы
- Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991.