• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных (2 класс)

Урок по русскому языку на тему Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Новобирюсинская СОШ





Урок русского языка




Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных.

Тип урока: получение новых знаний


Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные и писать с заглавной буквы клички животных.
Задачи: образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных; развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи; воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, прививать этические нормы поведения, формировать понятие дружбы; Планируемые предметные результаты: - понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты: личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД: - уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД); - уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД); - уметь планировать учебное сотрудничество в паре (КУУД); - уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД); - выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД); - формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД); - уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛД);
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Ресурсы: компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной.

Ход урока

I Организация начала урока

Доброго утра желаем всем.

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.

- Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. Улыбнёмся как наше солнышко. (Улыбаются)

- Настроение у всех хорошее - значит, всё у нас получится!

А что ещё нам нужно, чтобы всё у нас получилось? (внимание, дружба,…)

Девиза урока "С малой удачи начинается большой успех" ( чтение слайда хором, понимание девиза)

Чтение стихотворения

Солнце поднимается,

Утро начинается,

Город просыпается,

А в городе просыпаются жители…

(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова - солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок

Запишите число и классная работа.

II Актуализация опорных знаний

Сегодня мы отправимся в небольшое путешествие. Но чтобы отправиться в путешествие, нужно убедиться в готовности к нему. Выяснить, зачем мы отправляемся путешествовать.

- Прочитайте слова, записанные на экране.

( солнце, утро, город, девочка, мальчик, Дружок)

- Что объединяет эти слова? (имена существительные)

- Почему вы так решили?

(обозначают предметы и отвечают на вопросы: что? кто?)

Какие задания можно выполнить с данными существительными? (поделить на группы)

Обговорите в парах и запишите в тетрадях свои группы.

- Как разделили данные существительные на две группы?

(одушевлённые и неодушевлённые)

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Проверьте себя. (на слайде: солнце девочка утро мальчик город Дружок) - Оцените правильность выполнения «светофориком» - Молодцы, с этим заданием справились. III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
А как вы думаете, какое слово во втором столбике лишнее и почему? (лишнее Дружок, потому что это имя собственное) - А как называются оставшиеся имена существительные? (нарицательные) - В чём отличие имён нарицательных от имён собственных? (собственные пишутся всегда с большой буквы, а нарицательные нет)
- Посмотрите на слайд. кот Манька собака Бурёнка жеребёнок Рыжик корова Шарик коза Васька Как вы поняли? Какое задание предстоит вам выполнить? (животным подобрать клички). Работаем в парах. Проверяем! кот Васька собака Шарик жеребёнок Рыжик корова Бурёнка коза Манька - Оцените правильность выполнения «светофориком». - Молодцы, и с этим заданием справились.
IV. Открытие нового знания
А что объединило эти слова? (существительные, это животные) На какие группы поделено? И, так над чем мы будем работать? (собственные отличать от нарицательных и верно писать клички животных, дети формулируют тему урока) Чтение с доски хором темы урока. «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в написании кличек животных»
Что мы узнаем? (какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным) ( затем чтение со слайда) Научимся ( их различать) (затем чтение со слайда) и попробуем (применить свои знания на практике) (затем чтение со слайда)
V. Первичное закрепление знаний Работают в парах, рассказывают друг другу правила (собственные и нарицательные с примерами) Коллективная работа Какие существительные называются собственными? (которые пишутся с заглавной буквы). А какие существительные мы пишем с большой буквы? (имена, отчества, фамилии людей; клички животных; названия государств, стран, городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, улиц, журналов, книг. Примеры.) Закрепление по слайду. Хоровое прочтение вывода.

  • - имена, отчества, фамилии людей;
  • - клички животных;
  • - названия государств, стран, городов, сёл, деревень, рек, морей, озёр, улиц, журналов, книг.
VI. Самостоятельная работа Физ. минутка.

- А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру

«Нарицательное топай, ну а собственное хлопай!»

Собака, Дружок, корова, Буренка, село, Шелаево, река, страна, фамилия, Иванов, Олег, Иванович, зяц, медведь, Москва, Бирюса, озеро, Байкал, город, Красноярск.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Я думаю теперь вы готовы к путешествию. Едем на паровозике в Простоквашино. (слайд) Пристегнули ремни и едем. 1. На пути станция «Соствляйкино». (слайд) Какое задание предложили жители станции? в, сидит, траве, васька, кот (Васька с маленькой буквы, а это имя собственное) (составить предложение) Работаем в парах. За доской ученица пишет это предложение. Выделяют орфограммы. Кто опережает тот выполняет все задания, которые выполняют всегда.(Члены предложения , части речи) Проверяем как выполнили задание в парах. Проверка по слайду. Один ученик объясняет. В траве сидит кот Васька. (орфограммы) Оцените правильность выполнения «светофориком». Молодцы! Потом проверяется нахождение главных и второстепенных членов предложения и обозначение частей речи. 2. Путешествие продолжается. Мы на станции «Отгадайка» Что же здесь нам приготовили жители? Ребус. Зашифровано слово (подруга) Запишите и выделите корень в данном слове. Какую орфограмму выделили? Совсем скоро мы узнаем почему по, а не па. А какое однокоренное слово придумали? (друг) Молодцы!
3. Едем дальше. Перед нами станция «Думайка» На слайде слова. Лень, Лена, яблоко, Бирюса, корова, Иркутск, умная, собака, пеньки, Жулька. Какое слово лишнее? (умная, это прилагательное) Что вы можете сказать об остальных словах? (существительные, собственные и нарицательные) Какие задания вы могли бы выполнить? (на группы собственные и нарицательные) Жители города предлагают своё задание. Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков. Работаем в парах. (лень, пеньки, Жулька) Оцените правильность выполнения «светофориком». А какое слово лишнее? (лень- один слог). А как перенесём остальные слова? Делим переносом. (пень-ки, Жуль-ка). Молодцы! Оцените правильность выполнения «светофориком». 4. Едем. И вот мы в Простоквашино. Нас встречают друзья. Кто их может назвать? (дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин)

А что вы можете сказать о мальчике дяде Федоре? Какой он?( Он добрый, заботливый, вежливый, очень любит животных, умеет с ними дружить.)

-И вы должны помнить, что нужно любить и заботиться о наших меньших братьях, нельзя обижать их. - Они предлагают вам выполнить задания на карточках. 1 вариант берёт сиреневые карточки. Читает самостоятельно задания и выполняет их. Зачеркни лишнюю букву и верно запиши. В (Д, д)еревне (П, п)ростоквашино живут друзья. Нас встречает дядя (Ф, ф) ёдор. Его друг (К, к)от (М, м) атроскин пьёт молоко. Добрый (П,п)ёс (Ш, ш)арик готовит пирог. Любознательный (П, п) очтальон (П, п) ечкин разносит письма и посылки 2 вариант берёт оранжевые листочки. И самостоятельно выполняет задания. Найди, исправь ошибки и верно запиши. В Деревне простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя федор. Его друг Кот матроскин пьёт молоко. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки Что записано на карточках? (текст) Докажите что это текст. Как его можно озаглавить?( все предложения связаны по смыслу) У кого сиреневые зачёркивают лишнюю букву, убирают скобки и записывают текст, а у кого оранжевые исправляют в тексте ошибки и верно записывают. Затем взаимопроверка. Сверяются с текстом на слайде. В деревне Простоквашино живут друзья. Нас встречает дядя Федор. Его друг кот Матроскин пьёт молоко. Добрый пёс Шарик готовит пирог. Любознательный почтальон Печкин разносит письма и посылки. Оцените правильность выполнения «светофориком».
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

-Наше путешествие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? Что особенно вам запомнилось? Чтение хором стихотворения со слайда.

Почему же мы с тобой

Пишем с буквы прописной:

Котик Васька и Пушок;

Пёсик Шарик и Дружок;

Дети - Поля и Антон;

Дядя Коля, дед Семён;

Города - Иркутск и Канск;

Красноярск и Абакан;

Реки - Волга и Бирюса?

Скажешь всем наверняка! (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

А почему котик, пёсик. Дети, дядя, города, реки записаны с большой буквы? (стихотворение)

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли ли мы целей?

Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…

научился …

могу похвалить себя и одноклассников за …. Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правилопо выбору стр.53 упр. 90, 91 или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные Оцените себя сами. - Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, прикрепите к дереву листочки зеленого цвета, если некоторые задания вызвали затруднения - желтого цвета. Красивое получилось дерево. Запахло весной. Поздравляю всех с приходом весны. Спасибо за урок.


© 2010-2022