- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по природоведению на тему Горные породы (1 класс)
Урок по природоведению на тему Горные породы (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернушенко Т.И. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ход урока
І Повторение изученного на предыдущих уроках.
-
Беседа о погоде.
- Какое сейчас время года?
- Какие изменения происходят в природе осенью?
- Что меняется в живой природе? А в неживой?
- Назовите отличительные признаки живой природы.
- Чего нам не хватает осенью?
- Фронтальный опрос.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце) - Какое значение имеет солнце для людей? (Еще в далекой древности поняли люди, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Солнце - могучий источник жизни. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, не могли бы жить. Холодная или теплая погода, снег или оттепель, засуха или дождь - все это зависит от солнца.)
Ни веса, ни цвета у него нету! (Воздух)
- Опишите, как можно увидеть воздух? (ветер, пузырьки в воде)
- Значение воздуха для человека. (Воздух поставляет в организм кислород, который поступает в клетки организма и берет непосредственное участие в выделении необходимой для жизни энергии.)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) - Расскажите о значении воды для жизни человека. (Вода - одно из самых распространенных веществ на Земле. Отличительной особенностью Земли как планеты является то, что значительная часть ее поверхности покрыта водой. Вода - самое распространенное вещество в природе и занимает 71 % поверхности земного шара. Зарождение, существование и развитие жизни на Земле также связано с водой. Именно она дала начало земной жизни. Все, что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей, и все, что роется под землей, - все когда-то вышло из воды. Она является непременной составной частью всех живых организмов. Так, человеческое тело на 65 % состоит из воды. Все живые существа страдают от недостатка воды, а длительная ее недостача приводит к их гибели. Питательные вещества, только растворенные водой, поступают к жизненным органам растений. Велико значение воды и в хозяйственной деятельности человека. Ни одно производство, ни одна сфера деятельности невозможна без воды.) - Назовите, в каких состояниях бывает вода. (жидкое, газообразное, твердое) 2. Игра «Мой дом». Звучат названия животных. Если животное живет в воде, учащиеся говорят: «Мой дом». Животные: орел, акула, мышь, кит, червяк, щука, медуза, белка, рак, сом, куница, крот, муравей, осьминог, заяц, муха. ІІ Мотивация учебной деятельности. - Мы с вами разобрались кто живет в воде, но ведь животные есть не только в воде, где еще?
- Отгадывание загадки.
- Телеграмма от гнома Ома.
- Рассказ учителя с элементами беседы.
В воде она родится,
Но странная судьба -
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (соль)
- О каком свойстве соли говорится в загадке? - Для чего нужна каменная соль? (Соль - важнейший пищевой продукт, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей и представителей животного мира. Она незаменима при сохранении и консервации всех видов продуктов животного происхождения (мяса, рыбы и др.), фруктов и овощей, кормов для животноводства и т.д. Подсчитано, что натриевая соль используется при получении более 1500 видов продуктов питания. Соль обладает антисептическими свойствами, предохраняя пропитанные органические ткани от гнилостного разложения. Она также служит сырьём для производства хлора, соляной кислоты. Значительные объёмы каменной соли (до 30-35%) используются в борьбе с обледенением автомобильных и других дорог.) - Чтобы узнать, что еще есть в волшебном сундучке, нужно отгадать загадку:
Из земли на опушке
Торчит лысая макушка.
Вырос на макушке мох,
А вокруг - чертополох. (камень)
Не птица, а летает.
В лоб попадёт - фонарь зажжёт. (камень)
- Практическая работа в группах.
Физкультминутка.
- Практическая работа (продолжение)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (песок) - Что же такое песок? Песок - это мелкие камешки, различные по цвету, форме и размеру. В песке содержатся песчаная пыль и мелкие частицы металла. - Опустим в стакан с водой немного песка, не размешивая. Что заметили? (Песок осел на дно, а песчаная пыль плавает сверху.) - Почему песок опустился на дно? (песок тяжелый, поэтому и опустился вниз.) - Из песка можно построить какие-нибудь здания? Почему? - А что можно сделать из песка? Где используют песок? Песок используют в строительстве. Его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпич. Чтобы изготовить стекло и стеклянные изделия, тоже нужен песок. Существуют даже песочные часы. На песчаных пляжах люди принимают солнечные ванны. - Вы любите играть в песке? - Еще один образец горных пород подготовили для вас гномы. Какой, отгадайте: Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (глина) - Эта горная порода понадобится нам для опыта. Давайте выясним, как взаимодействуют камень, песок и глина с водой. Опыт - Как вы думаете, какой из этих природных компонентов лучше пропускает воду: камни, песок или глина? С трех пластиковых бутылок срезают донышко. Одну бутылку наполняют камнями, другую - песком, третью - глиной. Переворачивают бутылки. Под ними помещают сосуды для стекания воды. В каждую бутылку наливают равное количество воды. - Из какой бутылки вода быстрее вытечет? Почему? Вода быстрее протечет между камнями, потом сквозь песок. А глина воду не пропускает, ее частички слиплись, и вода не может пройти сквозь нее. - Вот кусочек глины. Что такое глина? Чем глина отличается от песка? (песок состоит из песчинок, которые не слипаются, а глина однородная - из мелких частиц, которые слипаются друг с другом)
- Рассказ учителя с элементами беседы.
- Беседа.
- Работа с учебником (с. 46).
- Дидактическая игра «Песок и глина»
- Беседа - итог урока.
Первомайська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 5
Методичний кабінет
Гірські породи
і їх значення для життя людини
(план-конспект уроку з природознавства,
проведений 19.11.2014 в 1-В класі)
Підготувала на засідання ММО
вчитель поч. кл. ЗОШ № 5
Чернушенко Тетяна Іванівна
Первомайський 2014