Урок по природоведению на тему Горные породы (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Природоведение. Тема. Горные породы и их значение для жизни человека. Цель: закрепить понятие об объектах неживой природы, дать элементарное представление о горных породах; развивать способность наблюдать за объектами неживой природы, внимательность, умение строить предположение перед началом эксперимента и соотносить его с результатом, строить заключения, развивать критическое мышление; формировать природоведческую компетентность; формировать исследовательские умения; развивать ценностное отношение к природе. Оборудование: коллекция камней, глина, песок, соль, стаканы с водой, пластиковые бутылки, глиняные изделия, изделия из камня, изделия из стекла, компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

І Повторение изученного на предыдущих уроках.

  1. Беседа о погоде.

- Какое сейчас время года?

- Какие изменения происходят в природе осенью?

- Что меняется в живой природе? А в неживой?

- Назовите отличительные признаки живой природы.

- Чего нам не хватает осенью?

  1. Фронтальный опрос.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (Солнце) - Какое значение имеет солнце для людей? (Еще в далекой древности поняли люди, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Солнце - могучий источник жизни. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо - ни человек, ни животное, не могли бы жить. Холодная или теплая погода, снег или оттепель, засуха или дождь - все это зависит от солнца.)

Ни веса, ни цвета у него нету! (Воздух)

- Опишите, как можно увидеть воздух? (ветер, пузырьки в воде)

- Значение воздуха для человека. (Воздух поставляет в организм кислород, который поступает в клетки организма и берет непосредственное участие в выделении необходимой для жизни энергии.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода) - Расскажите о значении воды для жизни человека. (Вода - одно из самых распространенных веществ на Земле. Отличительной особенностью Земли как планеты является то, что значительная часть ее поверхности покрыта водой. Вода - самое распространенное вещество в природе и занимает 71 % поверхности земного шара. Зарождение, существование и развитие жизни на Земле также связано с водой. Именно она дала начало земной жизни. Все, что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей, и все, что роется под землей, - все когда-то вышло из воды. Она является непременной составной частью всех живых организмов. Так, человеческое тело на 65 % состоит из воды. Все живые существа страдают от недостатка воды, а длительная ее недостача приводит к их гибели. Питательные вещества, только растворенные водой, поступают к жизненным органам растений. Велико значение воды и в хозяйственной деятельности человека. Ни одно производство, ни одна сфера деятельности невозможна без воды.) - Назовите, в каких состояниях бывает вода. (жидкое, газообразное, твердое) 2. Игра «Мой дом». Звучат названия животных. Если животное живет в воде, учащиеся говорят: «Мой дом». Животные: орел, акула, мышь, кит, червяк, щука, медуза, белка, рак, сом, куница, крот, муравей, осьминог, заяц, муха. ІІ Мотивация учебной деятельности. - Мы с вами разобрались кто живет в воде, но ведь животные есть не только в воде, где еще?

  1. Отгадывание загадки.
Звучит песенка гномов. Он носит вместо шапки Веселый колпачок. И ростом он всего лишь С ребячий башмачок. С фонариком и с песней Идет в лесу ночном. Не ошибешься, если Ты скажешь: - Это … (гном). - Кто такие гномы? - Где они живут? - Что вы о них знаете? Гномов называют хранителями подземных богатств.
  1. Телеграмма от гнома Ома.
Добрый день, первоклассники! Я знаю, что вы изучаете неживую природу и уже многое узнали о Солнце, воде, воздухе. Но и под землей много чудесного. Это различные камни, песок, глина. Это наши подземные богатства. И мы, гномы, их охраняем. Но сегодня мы решили сделать вам подарок и выслали замечательный сундучок, который поможет все выяснить о твердых телах. С уважением, гном Ом. ІІІ Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы познакомимся с горными породами, узнаем о свойствах и назначении некоторых из них. Вам на уроке надо понять, что такое горные породы и запомнить некоторые из них. А еще мы с вами разберемся, как человек может использовать горные породы. IV Первичное восприятие и осознание нового материала.
  1. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Песок, камень, глина, мел, соль - это горные породы, находящиеся в земле или на ее поверхности. Их создала сама природа. - К какой природе относятся горные породы? (это объекты неживой природы) Учитель вынимает из сундучка каменную соль.

В воде она родится,
Но странная судьба -
Воды она боится
И гибнет в ней всегда. (соль)

- О каком свойстве соли говорится в загадке? - Для чего нужна каменная соль? (Соль - важнейший пищевой продукт, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей и представителей животного мира. Она незаменима при сохранении и консервации всех видов продуктов животного происхождения (мяса, рыбы и др.), фруктов и овощей, кормов для животноводства и т.д. Подсчитано, что натриевая соль используется при получении более 1500 видов продуктов питания. Соль обладает антисептическими свойствами, предохраняя пропитанные органические ткани от гнилостного разложения. Она также служит сырьём для производства хлора, соляной кислоты. Значительные объёмы каменной соли (до 30-35%) используются в борьбе с обледенением автомобильных и других дорог.) - Чтобы узнать, что еще есть в волшебном сундучке, нужно отгадать загадку:

Из земли на опушке
Торчит лысая макушка.
Вырос на макушке мох,
А вокруг - чертополох. (камень)

Не птица, а летает.
В лоб попадёт - фонарь зажжёт. (камень)

  1. Практическая работа в группах.
Камень - общее название всякого твёрдого ископаемого, кроме чистых металлов или песка. Природный камень - строительный, декоративный, поделочный материал. Какими же свойствами обладает камень? Это мы сейчас узнаем на практике. - Рассмотрите камешек. Что можете рассказать о нем? - Какого цвета камешек? - Какой на ощупь камешек: гладкий или шершавый? - Поцарапайте камешек ногтем. Остается ли на нем след? О каком свойстве камня это говорит? - Как проверить, будет ли тонуть камешек в воде? Опустим камешек в воду. Что произошло? - Подумайте, как человек может использовать камень. Что можно сделать из камня? (Драгоценные камни - минералы, используемые для производства ювелирных изделий вследствие их красивого внешнего вида и редкости.) Из кремня древние люди также научились делать ножи, топоры, стрелы. Из гранита позднее люди научились строить дома, дворцы, мосты, крепости. Его также используют для укрепления берегов рек. Из мрамора люди издавна строили памятники, дворцы, в наше время им украшают станции метро.)

Физкультминутка.



  1. Практическая работа (продолжение)
- Возьмите два камешка, потрите их друг о друга, постучите. Что заметили? (посыпался песок)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (песок) - Что же такое песок? Песок - это мелкие камешки, различные по цвету, форме и размеру. В песке содержатся песчаная пыль и мелкие частицы металла. - Опустим в стакан с водой немного песка, не размешивая. Что заметили? (Песок осел на дно, а песчаная пыль плавает сверху.) - Почему песок опустился на дно? (песок тяжелый, поэтому и опустился вниз.) - Из песка можно построить какие-нибудь здания? Почему? - А что можно сделать из песка? Где используют песок? Песок используют в строительстве. Его смешивают с цементом и водой. Этим раствором скрепляют кирпич. Чтобы изготовить стекло и стеклянные изделия, тоже нужен песок. Существуют даже песочные часы. На песчаных пляжах люди принимают солнечные ванны. - Вы любите играть в песке? - Еще один образец горных пород подготовили для вас гномы. Какой, отгадайте: Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги, А сделать миску или вазу, Она понадобится сразу. (глина) - Эта горная порода понадобится нам для опыта. Давайте выясним, как взаимодействуют камень, песок и глина с водой. Опыт - Как вы думаете, какой из этих природных компонентов лучше пропускает воду: камни, песок или глина? С трех пластиковых бутылок срезают донышко. Одну бутылку наполняют камнями, другую - песком, третью - глиной. Переворачивают бутылки. Под ними помещают сосуды для стекания воды. В каждую бутылку наливают равное количество воды. - Из какой бутылки вода быстрее вытечет? Почему? Вода быстрее протечет между камнями, потом сквозь песок. А глина воду не пропускает, ее частички слиплись, и вода не может пройти сквозь нее. - Вот кусочек глины. Что такое глина? Чем глина отличается от песка? (песок состоит из песчинок, которые не слипаются, а глина однородная - из мелких частиц, которые слипаются друг с другом)

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.
После дождя появляется много луж. - Где чаще появляются лужи: на песке или на глиняной почве? Почему? - Из какого природного компонента - песка или глины - возводили в древности здания, делали посуду? - Почему именно из глины? (глина не пропускает воду, именно это свойство и использует человек) Рассмотрите глиняную посуду: кувшины, горшки, амфоры, вазы; игрушки, украшения. Рассмотрите хаты-мазанки, в которых жили наши прапрабабушки и прапрадедушки. Глину используют в медицине и косметологии. - На территории нашего района геологи обнаружили зеленую глину, которая оказалась лечебной. Карьер находится по дороге от нашего города к Алексеевке. - Итак, мы выяснили, что камень, глина, песок, каменная соль являются горными породами. V Закрепление и осмысление знаний.
  1. Беседа.
- Что такое горные породы? (объекты неживой природы, минералы, которые создала сама природа) - Какие горные породы вы теперь знаете? - Как образуется песок? (Песок и глина образуются при разрушении горных пород.) Физкультминутка - Чтобы повторить, где используют горные породы, мы поработаем с учебниками.
  1. Работа с учебником (с. 46).
- Какие природные материалы используют в строительстве? - Из чего делают кирпичи? - Из чего изготовляют посуду? - Где в природе можно увидеть песок, глину, камни? Послушай! (Чтение читающими детьми.) Вывод. Камни, щебень, галька, песок и глина - горные породы. Из горных пород состоит земля. (Чтение читающими детьми.) - О каких свойствах глины и песка вы узнали из опытов? Эти знания помогут вам играть. VI Обобщение и систематизация знаний.
  1. Дидактическая игра «Песок и глина»
Дети объединяются в группы, и каждая становится в кружок. Учитель произносит: песок, глина, глина, песок, песок, песок, глина и т.п. Когда учитель произносит слово «песок», все в кругу расходятся. Ведь песчинки ничем не скреплены между собой. Если учитель произносит слово «глина» дети берутся за руки, образуя кружки, ведь в глине нет отдельных крупинок, они словно слеплены друг с другом.
  1. Беседа - итог урока.
- Какие опыты мы проводили в классе с камнями, глиной, песком? - О каких свойствах природных компонентов они рассказывают? - Как и где человек научился использовать камни, песок, глину? VII Рефлексия. Закончите предложение. На уроке я запомнил … Мне было интересно … Я еще поработаю над … Дома вспомните с родителями, в каких сказках упоминаются горные породы и их хозяева. Узнайте у родителей, какие горные породы встречаются в нашей местности.



Первомайська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів № 5

Методичний кабінет















Гірські породи

і їх значення для життя людини

(план-конспект уроку з природознавства,

проведений 19.11.2014 в 1-В класі)

Підготувала на засідання ММО

вчитель поч. кл. ЗОШ № 5

Чернушенко Тетяна Іванівна

Первомайський 2014

© 2010-2022