ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Боровкова О.С.


ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности - наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным. Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения: 1. Проблемное изложение знаний. 2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. 3. Исследовательский метод обучения. Данный метод проблемного обучения хорошо зарекомендовал себя именно в начальной школе, поскольку многим первоклассникам бывает трудно перейти от игровой формы обучения, применяющейся в дошкольном образовании, к «серьезной» учебе в школе, а проблемное обучение в какой-то степени напоминает игру. Кроме того, здесь каждый ребенок занимает активную позицию, самостоятельно пытаясь найти ответ на поставленный вопрос или решить задачку, а не просто сидит за партой и зубрит непонятный для него материал. Словом, проблемное обучение - это прогрессивный и эффективный способ привить детям любовь и стремление к знаниям. Существует много приемов создания проблемных ситуаций: - Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения; - Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос; - Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций; - Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. - Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения. - Определить проблемные теоретические и практические задания; - Ставить проблемные задачи (с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками). Применять технологию проблемного обучения можно на любом уроке, начиная с первого класса. Например: на уроке обучения грамоте ученики познакомились с буквой П. На уроке письма учитель утверждает, что дети уже умеют писать эту букву. Ученики удивляются, утверждают обратное. Тогда учитель предлагает поискать эту букву в уже знакомых буквах, и дети находят ее буквах Т, Р. При изучении темы «Грибы» (Окружающий мир, 2 класс) в начале урока ученикам предлагается сравнить строение растения, гриба и ответить на вопрос: «Грибы - это растения или нет? Почему вы так считаете? Почему на один вопрос получили разные ответы?» Изучая тему «Мягкий знак в конце существительных после шипящих» (Русский язык, 3 класс), учитель предлагает ребятам в наборе слов плащ, вещь, мышь, камыш, сторож, молодежь найти объединяющий элемент (все слова существительные, с шипящими на конце) и разъединяющий элемент (в одних словах есть мягкий знак, в других нет). Перебирая все знания о существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные), ученики сами приходят к выводу написания мягкого знака в конце слова. Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, причем исследовательская работа может осуществляться как на уроке, так и во внеурочной деятельности в виде проектов, рефератов и т.д. Помочь учителю осуществлять контроль и коррекцию выполнения работ в этом случае помогает дистанционное обучение. Дистанционное обучение - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школе оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения.

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

- выполнение проектов и исследовательских работ;

- работа с детьми - инвалидами или часто болеющими;

- при заочной (экстернатной) форме обучения;

- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

- работа с детьми из «группы риска» (индивидуальные задания с привлечением родителей);

- сетевое взаимодействие.

Как еще можно использовать дистанционное обучение:


ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Одним из элементов дистанционного обучения можно считать «Электронный дневник». «Электронный дневник» - это сервис, который обеспечивает четкий и высококачественный обмен информацией между учителями, учениками и родителями, а также позволяет учителю индивидуализировать домашнее задание. Например: сильным ученикам предложить дополнительное творческое задание, а слабым - дать алгоритм выполнения упражнения, решения задачи и т.д. Осуществляется эта помощь через функцию «Общение». Причем ученики могут попросить помощи как у учителя, так и у друг друга. Особенно это удобно, когда дети разделены на группы для выполнения какого-либо творческого проекта. Полезен «Электронный дневник» в актированные дни, в дни болезни ученика, т.к. позволяет осуществлять обучение, не выходя из дома. Причем указывать можно не только страницы учебника, но и рассылать готовые задания.



Итак, проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

Литература:

  1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика в виртуальной образовательной среде: Хрестоматия. М.:МГОУ, 2006. - 167 с.
  2. Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу Л.1973.

  3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. М. Педагогика 1977.

  4. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М. Педагогика 1972.

  5. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат. - М., "Академия", 2006
  6. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М. Педагогика 1980.

  7. fio.ifmo.ru

  8. it-n.ru

  9. eidos.ru/project/eidos-class
  10. eidos.ru/shop/price.htm













© 2010-2022