Конспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УМК «Начальная школа ХХI века». Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир». 3 класс.

Тема урока: «Растения и человек».

ЦКонспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)Конспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)ель урока: установить взаимосвязь растение человек, человек растение.

Задачи урока: - классифицировать способы использования растений;

- расширить познания о редких растениях;

- познакомить с правилами безопасного обращения

с ядовитыми растениями;

- обобщить знания по теме «Растительный мир Земли»;

- продолжать развивать у детей навык самоконтроля, самоанализа,

планирования работы, самооценки;

- развивать мышление, образное представление, речь, внимание, память

детей;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать любовь к Родине, родному краю;

- прививать стремление к здоровому образу жизни.

Оборудование: карточки: дерево, куст, трава;

карточки: растения, кормят, лечат, одевают, укрепляют почву,

очищают почву, строительный материал, сырьё для

красителей;

карточки для проверки домашнего задания;

карточки с разноуровневыми заданиями;

контейнеры с разрезными картинками;

книжки-раскладушки: «Такие разные растения»,

«Правила сбора лекарственных растений»;

образцы льняной и хлопчатобумажной ткани;

образцы растений (гербарий) лён, хлопчатник;

рисунки растений;

карта Ивановской области;

выставка книг;

учебник, тетрадь №1,

магнитная доска;

устный журнал «Растительный мир Земли»;

презентация «Витамины»;

ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Организационный этап - 0,5 мин

- Проверяем готовность к уроку: на столах у вас лежат учебник, тетрадь №1, карандаш, ручка…

Проверяют.

Введение в урок - 1,5 мин

- Отгадайте загадки:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

Выставляется карточка «дерево»

Слушают, отгадывают.

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдёт к свету,

Растёт, цветёт она всё лето.

Коровам без неё беда -

Она их главная еда. (трава)

Выставляется карточка «трава»

Слушают, отгадывают.

- Разгадайте ребус.

ВКонспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)ыставляется карточка «куст».

Рассматривают, разгадывают.

- Что общего у этих трёх отгадок?

Отвечают.

- Сегодня мы продолжим разговор о растениях. Урок снова пройдёт в форме устного журнала. Но прежде, чем приступать к изучению новой странички, проверим, как вы усвоили предыдущий материал. На столах лежат карточки с заданиями.

Слушают.

Проверка изученного материала - 5 мин

Возьмите ручки и выполните их.

1. Что такое флора?

۝ Растительный мир Земли.

۝ Животный мир Земли.

2. Заполни схему.

Конспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)Конспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)Конспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)Конспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс) Растение - организм

_______ _______ _______ _______

3. Подпиши названия частей растения.

Конспект урока по окружающему миру по теме Растения и человек (3 класс)

4. Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений: ۝ Семя. ۝ Взрослое растение с плодами и семенами. ۝ Проросток с развивающимся корешком. ۝ Взрослое растение с цветками. ۝ Проросток с развивающимся стеблем и листочками.

Выполняют задания на карточках индивидуально.

- Проверим по образцу.

Проверяют свои работы, отмечают ошибки, если они есть.

Сообщение темы, целей урока -

0,5 мин

- Итак, следующая страничка нашего журнала «Растения и человек». Это тема нашего урока. Цель урока - выяснить, какую роль играют в нашей жизни растения, какое значение для растений имеет человек.

Слушают.

Объяснение нового -

9 мин

1) Работа с рубрикой «Выскажи предположение» - 2 мин

- Прочитайте на доске два утверждения:

Без растений жизнь на Земле была бы невозможна.

Человек не может жить без растений.

Читают.

- Какие доказательства можно привести, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения?

Выставляются карточки: кормят, лечат…

Приводят свои доказательства.

2) Анализ статьи учебника - 2 мин

- Сравним ваши ответы с текстом учебника с. 36-37.

Читаем по частям. 1-2 абзац.

Читают, сравнивают.

- О какой роли растений мы прочитали?

(Если дети не высказали это в предположениях, то выставляется карточка)

Отвечают.

3) Активизация внимания - 3 мин

- Речь зашла о витаминах. Дополню вам материал учебника просмотром презентации «Витамины». Смотрите внимательно, постарайтесь запомнить, о каких витаминах пойдёт речь, и для чего они нужны.

Слушают.

Обеспечивает просмотр презентации.

Просматривают презентацию с целью ознакомления с видами витаминов и их пользы.

- Какие витамины вы запомнили?

Перечисляют.

- В каких растениях есть витамин А, В, С?

Называют растения, которые запомнили.

- Для чего нужен витамин А, В, С?

Объясняют.

- Назовите растения, которые нас кормят.

На доске - томат, картофель, горох, фасоль, кукуруза, репа и др.

Называют.

А вы знаете? Горох, фасоль, бобы называют растительным мясом, так как в них много белка.

Репа - вы все знаете сказку «Репка». Долгое время на Руси репа была главным овощем. Из летописи известно, что наши предки отводили ей почётное место после пшеницы. Употребляли репу свежей, варёной, пареной. Так было до тех пор, пока репу не потеснил картофель.

Слушают.

4) Анализ статьи учебника - 2 мин

- Продолжим чтение (3 - 4 абзац).

Читают.

- Сформулируйте, какую ещё роль играют растения в жизни человека (очищают воздух).

Отвечают.

- Продолжаем чтение (5 абзац) и выясняем, какую ещё роль играют растения в нашей жизни (укрепляют почву).

Читают, делают вывод.

Физкультминутка - 0,5 мин

Расширение знаний -

11 мин

1) О растениях, которые нас лечат - 4 мин

- А сейчас мы более подробно поговорим о растениях, которые нас лечат. Каждый человек в течение своей жизни обращается к растениям за помощью. Какие болезни помогают нам лечить растения?

Слушают, называют болезни.

- Вы назвали только самую маленькую частичку того, в чём нам могут помочь растения. На самом деле таких болезней гораздо больше. Сегодня к уроку готовилась не только я, но и наши ребята. Сейчас вы услышите несколько рассказов от имени растения. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить, о каких болезнях пойдёт речь.

Слушают.

- Рассказывает подорожник.

Выставляет картинку с изображением подорожника.

Слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.

- Рассказывает мать-и-мачеха.

Выставляет картинку с изображением мать-и-мачехи.

Слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.

- Рассказывает тысячелистник.

Выставляет картинку с изображением тысячелистника.

Слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.

- Итак, в каких болезнях нам помогают растения? Кто запомнил? (заболевания кишечника, желудка, зубная боль…)

Перечисляют болезни.

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 38 и назовите из приведённых здесь растений те, которые нас лечат (шиповник, чеснок).

Рассматривают иллюстрацию, выбирают нужные растения.

- При каких болезнях нам помогают шиповник и чеснок?

Называют болезни.

2) О растениях, которые нас одевают - 4 мин

- Отгадайте загадку:

Свет-светочек в сыру землю зашёл,

Синю шапочку нашёл.

Из земли вырастал -

Весь мир одевал. (лён)

Слушают, отгадывают.

- Посмотрим, как он выглядит, сначала на рисунке в учебнике.

Рассматривают иллюстрацию.

- А теперь посмотрите на гербарий.

Демонстрирует засушенный лён.

Рассматривают засушенный лён.

- Лён собирают, обрабатывают на специальных комбинатах и выпускают ткань, из которой шьют различные изделия. Например, одежду. Ходить в такой одежде очень приятно и полезно, так как ткань из натурального волокна даёт возможность дышать нашему телу, нашей коже.

Слушают.

- Посмотрите, на ваших столах представлен образец такой ткани. Можете её пощупать, рассмотреть.

Рассматривают образец ткани.

- Припомните, какие изделия из такой ткани есть у вас дома?

Называют.

- Отгадайте другую загадку:

На кустах белеют чашки:

В них и нитки, и рубашки. (хлопчатник)

Слушают, отгадывают.

- Рассмотрим хлопчатник на рисунке в учебнике. Здесь показан цветущий хлопчатник. Когда он созревает, на месте цветка образуется коробочка, которая потом раскрывается. Внутри находится волокно. Что оно вам напоминает?

Рассматривают иллюстрацию, слушают, отвечают.

Демонстрирует образец хлопчатника.

- Это волокно также проходит обработку на фабриках, комбинатах.

Рассматривают образец хлопчатника в гербарии.

- Рассмотрите образец ткани (хлопчатобумажная ткань).

Рассматривают образец ткани.

Припомните, какие изделия из такой ткани есть у вас дома?

- Эта ткань уже прошла обработку красителями.

Называют.

3) О растениях, которые являются сырьём для красок -

3 мин

- Ребята, оказывается, чтобы получить некоторые красители, нам нужно обратиться за помощью к растениям. Например, из плодов барбариса получают розовую краску (для окраски шёлковых, льняных, шерстяных тканей);

из коры, корней, древесины барбариса делают лимонно-жёлтую краску (для окраски шерстяных тканей); из листьев бузины и берёзы - зелёную; из спелых ягод бузины - красную.

Слушают, рассматривают изображения растений.

- С какой же ролью растений вы ещё познакомились?

(сырьё для красителей)

Делают вывод.

- Обратимся снова к рисунку в учебнике. Почему изображены стволы деревьев?

Рассматривают рисунок, отвечают.

- Не только бумагу, но и карандаши, спички, мебель, а также для строительства домов.

(строительный материал)

Слушают.

Осмысление полученных знаний - 2 мин

- Попробуйте догадаться, выполняя упр.44 в тетради, какие изделия сделаны из растений. Поставьте около нужного изображения «+», а раскрасите дома.

Выполняют задание в тетради.

- Проверяем.

Проверяют, исправляют ошибки.

Расширение знаний - 10 мин

1) О ядовитых растениях - 4 мин

- Мы поговорили о пользе растений в жизни человека. Но они могут принести и вред нашему здоровью. Речь пойдёт о ядовитых растениях.

Рассказывает о растениях, изображённых на с. 39.

Слушают, рассматривают иллюстрацию в учебнике, с.39.

- На доске представлены некоторые ядовитые растения, растущие на территории нашей Ивановской области. Постарайтесь их запомнить.

Волчье лыко, крушина ломкая, бузина чёрная, бересклет бородавчатый, жимолость татарская и др.

Рассматривают изображения растений, запоминают.

- Чтобы обезопасить своё здоровье, вы должны строго соблюдать определённые правила. Зачитаем их и запомним. (с. 39)

Читают, запоминают.

Физкультминутка - 0, 5 мин

2) о редких растениях - 3 мин

- Мы выяснили, что человек очень широко использует в своей жизни растения. Но иногда, даже не желая плохого, мы наносим природе непоправимый ущерб. Многих растений становится всё меньше и меньше, а некоторые уже занесены в Красную Книгу. Сегодня (подготовленный ученик) подготовил для вас рассказ от имени одного из таких растений (сон-трава, или прострел).

Слушают.

- Рассказывает сон-трава.

Выставляет картинку с изображением сон-травы (прострела).

Дети слушают рассказ подготовленного ученика, рассматривают изображение.

- А какие редкие растения вы знаете?

Называют.

3) краеведческий материал - 2 мин

- На территории нашей Ивановской области тоже растут редкие растения. В устье реки Тезы образован Клязьменский заказник (работа с картой Ивановской области), где находятся под охраной не только редкие животные, но и растения. (водяной орех - чилим, а также венерин башмачок, ландыш, кувшинка белая)

Слушают, работают с картой Ивановской области. Рассматривают изображения растений.

4) о защите растений - 1 мин

- Какие правила мы должны соблюдать, чтобы сберечь растения?

Рассказывают.

Обобщение знаний по теме: «Растительный мир Земли» -

3 мин

- А теперь я предлагаю вам выполнить задание в парах:

1) собрать разрезную картинку;

2) дать описание по плану (разноуровневые задания).

Низкий уровень:

1. Название______________

2. Дикорастущее или культурное.

3. Дерево, кустарник, травянистое растение.

4. Где растёт: лес, сад, огород, поле, водоём, луг.

5*. Как используется человеком ____________

6*. Чем оно тебе нравится? Что в нём особенного? _____­

Средний уровень:

1. Название______________

2. Дикорастущее или культурное.

3. Дерево, кустарник, травянистое растение.

4. Где растёт: лес, сад, огород, поле, водоём, луг.

5. Как используется человеком____________

6*. Чем оно тебе нравится? Что в нём особенного? _____

Высокий уровень:

1. Название______________

2. Дикорастущее или культурное.

3. Дерево, кустарник, травянистое растение.

4. Где растёт: лес, сад, огород, поле, водоём, луг.

5. Как используется человеком____________

6. Чем оно тебе нравится? Что в нём особенного? ______

Дети сами выбирают уровень сложности, выполняют задание в парах.

- Заслушаем ответы нескольких пар.

2-3 пары представляют свои ответы.

Итог урока - 1,5 мин

- Итак, какую же роль играют растения в жизни человека?

Отвечают.

- Как человек может повлиять на жизнь растений?

Отвечают.

Дом. задание: учить с. 36-39, упр. 45, 46 в тетради.

По группам: продолжить подбор материала для создания буклета «Такие разные растения».

Слушают, записывают.

- Составьте предложение и прочитайте хором.

На листьях разных деревьев напечатаны слоги:

на кленовых: ги, Бе, ре;

на берёзовых: ю, род, ну;

на дубовых: ро, ду, при, !

Составляют, прочитывают хором.


© 2010-2022