Урок русского языка Однородные подлежащие и сказуемые

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Учитель: Спириденко Анна Сергеевна Предмет: Русский язык Класс 3

Тема: «Однородные подлежащие и сказуемые».

Тип урока: открытие нового знания.

Место урока в разделе: § 32. «Предложения с однородными членами». Урок № 1.

Цели Познакомить с понятием «однородные подлежащие», «однородные сказуемые». Научить находить в предложениях однородные подлежащие и сказуемые. Учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, чертить схемы предложения с однородными членами.

Основное содержание темы, термины и понятия Однородные подлежащие, однородные сказуемые, запятая при однородных членах предложения. Термин: однородные.

Развитие УУД на уроке


Предметные:

  • Понимать что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые.
  • Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.
  • Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения.
УУД: Личностные:
  • уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать алгоритм действий на уроке;
  • работать по коллективно составленному плану в парах и группах;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
  • учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;
  • учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.
Познавательные:
  • уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения;
  • уметь составлять предложение с однородными подлежащими и сказуемыми;
  • учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
  • уметь проверять правильность написания слов и предложений.

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

- основные


  • Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х - ч. 2 / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. - Изд. 5-е, переработанное - М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013. - 208 с. ил. (Образовательная система «Школа 2100».)
  • Толковый словарь (учебник)

- дополнительные

  1. Презентация по теме урока.
2) Проектор, ноутбук.
  1. Материалы для выполнения самостоятельной работы, рефлексии.

Организация пространства фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Этап урока

Время

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

2 мин

Фронтальная

- Ну, проверьте-ка, ребятки,

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, карандаш, тетрадка

И учебник на столе,

Взгляд внимательный на мне.
- Улыбнитесь нашим гостям, друг другу, мне. (слайд 1) - Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

Проверяют готовность к уроку.

Улыбаются.

Записывают в тетрадях.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества.

Актуализация опорных знаний

5 мин.

Беседа, работа в парах.

- Что написано на доске? (слайд 2)

Наступила д..лгожданная в..сна.

Радуется солнышку каждый кустик дер..во тр..винка.

Птицы пр..л..тают щбечат кр..ч..т.

- Какие задания можем выполнить?

- У вас на столе карточка с таким же заданием. Выполните задание на карточке. (Проверка)

- Предложения, так как выражают законченную мысль, слова связаны по смыслу.

- Вставить пропущенные буквы.

- Дать характеристику предложению.

- Найти грамматическую основу.

Выполняют задания.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

логические - анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка проблемы

7 мин.

Беседа, самостоятельная работа

- Как доказать, что предложение распространённое?

- Проверим, как выполнили задание.

(Первое предложение затруднения не вызывает)

- Выйдите к доске и подчеркните главные члены предложения.

- Почему второе и третье предложение вызывает затруднение?

- Мы работали над одним предложением?

- А как выполнили задание?

- Почему получились разные варианты?

- На какой проблемный вопрос мы должны ответить?

(слайд 3)

- Найти грамматическую основу (Выполняют задание на карточке).

Называют грамматическую основу:

- 1) Наступила весна.

- 2) Радуется кустик.

Радуется дерево.

Радуется травинка.

Птицы прилетают.

Птицы щебечут.

Птицы кричат.

(У кого-то вызывает возмущение)

- Так не бывает, подлежащее и сказуемое может быть только одно.

- Да, над одним.

- По-разному (осознание противоречия)

- Не хватает каких-то знаний.

- Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (формулирование проблемы)

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов.

Познавательные УУД:

  • общеучебные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

логические - формулирование проблемы

Поиск решения

15 мин

Фронтальная работа Для «открытия» новых знаний вам необходимо выполнить несколько заданий.

1. Прочитайте предложение. (слайд 4) Что с ним надо сделать?
Первого сентября в школу идут … .

- Как бы вы дополнили предложение?

- А если мы захотим перечислить всех людей, которые приходят в школу первого сентября, как поступить? Записывать много предложений?

- Вы согласны с таким вариантом?

- Запишите это предложение.

- Подчеркните грамматическую основу.

(Проверка)

- Сколько подлежащих? Почему?

- А сказуемых?

- Какой можно сделать вывод?

(слайд 5)

2. - Что делают ребята на перемене? (слайд 6)

Ответьте на вопрос, дополняя предложение.

На перемене ребята ________, ________, _________.

- Какое предложение у вас получилось?

- Запишите, подчеркните грамматическую основу.

(Проверка)

- Сколько подлежащих? А сказуемых? Почему вы так решили?

- Сделайте вывод.

- Как проверим сделанный нами вывод?

Откройте с. 159, прочитайте правило.

- Что нового узнали из правила учебника? (слайд 7)

- Какова тема?

- Сформулируйте цель нашего урока.

- Попытайтесь объяснить значение слова «однородные». В этом вам поможет иллюстрация на с.158.

(слайд 8)

- Кого держит Афанасий?

- Какие все эти щенки?

- Теперь можете объяснить значение слова «однородные»?

- Откройте толковый словарик на с.193 и уточним значение слова «однородный».

- Как вы думаете, почему эти члены предложения так называются?

- Обратите внимание на схему: как обозначаются однородные члены предложения? А как разделяются?

-Можем ли мы теперь выполнить задание, с которым не смогли справиться?

(слайд 9)

- Какая же будет грамматическая основа в предложении?

- Чего не хватает в предложении?

- Расставьте запятые.

- Покажите однородные подлежащие и однородные сказуемые.

- Дополнить подлежащим.

Предлагают свои варианты.

Первого сентября в школу идут дети.

Первого сентября в школу идут учителя.

Первого сентября в школу идут родители.

И т. п.

- Я думаю, можно перечислить их в одном предложении.

Первого сентября в школу идут дети, родители, учителя.

- Да, так звучит лучше.

Записывают новый вариант предложения.

Подчёркивают грамматическую основу.

- Подлежащих 3, потому что обо всех этих людях говорится, что они приходят в школу. (решающая гипотеза)

- А сказуемое одно.

- В предложении при одном сказуемом может быть несколько подлежащих (открытие нового знания)

- Бегают, играют, отдыхают.

Выполняют задание.

На перемене ребята отдыхают, бегают, играют.

(Записывают, подчёркивают грамматическую основу)

- Подлежащее одно, а сказуемых три.

Потому что о ребятах говорится, что они отдыхают, бегают играют. (решающая гипотеза)

- При одном подлежащем может быть несколько сказуемых (открытие нового знания)

- По учебнику.

Проверяют правильность вывода по учебнику.

- Такие члены предложения называются однородными.

(формулируют тему и цель урока)

Тема: Однородные члены предложения.
Цель: Формирование понятия однородные члены предложения, учиться находить однородные подлежащие и сказуемые.

- Щенков

- Одинаковые, похожи друг на друга, одной породы.

- Похожие, одинаковые.

- Они относятся к одному подлежащему или к одному сказуемому.

- Обозначаются кружками, разделяются запятыми.

- Да можем.

(Выполняют задание: находят грамматическую основу во втором предложении).

- Радуется кустик, дерево, травинка. Птицы прилетают, щебечут, кричат.

- Знаков препинания - запятых. Выполняют задание с комментированием

Регулятивные УУД:

планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД:

моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное применение знаний

7 мин.

Работа в группе

- Как вы думаете, для чего нужны однородные члены предложения?

Попробуем ответить на этот вопрос после того, как вы поработаете в парах.

- Прочитайте задание на карточке и выполните его.

- Как вы поняли задание?


  1. Прочитайте предложения.

  2. Найдите повторяющиеся, лишние слова.

  3. Вычеркните их.

  4. Из оставшихся слов составьте одно предложение.

  5. Запишите полученное предложение.

  6. Обозначьте грамматическую основу.

  7. Обозначьте однородные члены предложения.

  8. Верно поставьте знаки препинания.

  9. Проверьте.

-Что у вас должно получиться в результате?

(слайд 11)

1. Пчёлы кружились над душистыми цветами.

Шмели кружились над душистыми цветами.

Стрекозы кружились над душистыми цветами.

2. Бабочки кружились над душистыми цветами.

Бабочки порхали над душистыми цветами.

Бабочки вились над душистыми цветами.

- Какие предложения у вас получились?

Проверьте, как расставили знаки препинания.

- Что разделяют запятые в первом предложении?

Во втором?

- Как вы теперь ответите на поставленный вопрос: для чего нужны однородные члены предложения?

Дополнительное задание.

Упр. 427 с.161 - по вариантам.

1 вариант - 2 предложение.

2 вариант - 3 предложение.

Высказывают своё мнение

- Чтобы не писать много предложений.

- Чтобы предложения были более красивыми и т.п.

Читают задание.

Из группы предложений составить одно.


Работают в парах по карточкам.

- Предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.


Пчёлы, шмели, стрекозы кружились над душистыми цветами. Бабочки кружились, порхали, вились над душистыми цветами.

- Запятая разделяет однородные подлежащие.

Однородные сказуемые.

- Они нужны для того, чтобы наша речь была более красивой, без повторяющихся слов.

Работают самостоятельно по образцу. Взаимопроверка.

Регулятивные УУД:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные УУД:

  • общеучебные

- умение структурировать знания,

- выбор наиболее эффективных способов решения задач,

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

- рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные УУД: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Рефлексия деятельности (итог урока)


3 мин.

Беседа

- Подведем итог нашего урока.

- Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

- Что нам помогло научиться находить однородные члены предложения?
- Оцените свою работу на уроке.

Яблоко - я плодотворно работал на уроке.

Цветок - неплохо работал.

Зеленый лист - работал недостаточно хорошо.

Красный лист - работал плохо.

- Мы узнали, что в предложении могут быть однородные подлежащие и сказуемые.

- Умение находить главные члены предложения, схемы, рассуждения.

Учащиеся оценивают себя при помощи «Дерева успеха»

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: рефлексия.

Личностные УУД: смыслообразование.

Домашнее задание

1 мин

Выполнить упр. 427 стр. 161

По желанию: выпишите из книги для чтения «В одном счастливом детстве» два предложения с однородными членами. Подчеркнете грамматическую основу.

Записывают домашнее задание


© 2010-2022