Литературное чтение (Обучение грамоте. 1 класс) Закрепление буквы Ё и её звуковых значений

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАХЧИСАРАЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Г. БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ










Литературное чтение (обучение грамоте, 1 класс)


Тема: «Закрепление буквы Ё и её звуковых значений»



Учитель: Булычева И. В. Стаж: 34 года Категория: высшая


Тема урока: Закрепление буквы ё и её звуковых значений. Чтение слов и текстов. Цель урока: закреплять функцию буквы ё обозначать в определённых позициях один звук [о] и 2 звука [й о], совершенствовать технику чтения детей; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; развивать устную речь, логику, сообразительность; активизировать познавательную деятельность учащихся; воспитывать любовь к природе, любовь к чтению.

Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: уметь осуществлять самоконтроль выполненной работы с доски; самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Личностные: стремятся к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; стараются проявить по назначению приобретенные математические способности.
Оборудование: буква Ёё, буква А (звукочеловек); иллюстрация ежа, ерша, рыбы-ежа, сурка, медведя, барсука, черепахи, ящерицы, змеи, муравья, муравейника, ёлки; 3 ежонка со слогами, 3 ёлочки со слогами; карточки с родственниками словами к слову ёж, наголовник двух ежей; домики со слогами; 2 разноса для яблок; 2 корзинки; счётный материал (красные и жёлтые яблоки); мягкая игрушка ёжика; микрофон, магнитофон, диск с «Песенкой о ёжике»; дед-буквоед (игрушка). У каждого ученика: учебник «Азбука», книга «Весёлая азбука», веер с буквами, звуковые фишки, простой карандаш.

Ход урока I Организационный момент Дети хором: Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться, работаем старательно, слушаем внимательно!
II Сообщение темы урока - Какую букву мы изучаем на двух последних уроках чтения? Сегодня мы будем закреплять эту букву (показать букву ё), работать над новым текстом и скороговоркой, развивать свою речь.
III Повторение и закрепление материала 1. Описание ёжика - Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужен помощник, и он появится, если узнаете его по описанию. Слушайте внимательно. Это животное небольшого размера. Голова большая, мордочка вытянутая, уши небольшие, нос острый и постоянно влажный. Голова и брюхо покрыто волосами. На лапах по 5 пальцев с острыми когтями. - Вы догадались, кто это? (иллюстрация ёжика). О каком главном признаке этого животного я не сказала? (об иголках). - Иголки у ёжика -это изменённые волосы, они короткие около 3 см. Внутри иголки пустые и наполнены воздухом. У взрослых ежей 5-6 тысяч иголок. - Нам на уроке будет помогать вот этот ёжик (мягкая игрушка ёжика). - Вам нравится этот ёжик? А почему он будет нашим помощником на уроке?

2. Работа над словом ёжик - Ёжик предлагает нам такие задания: - В лесу живёт дед-буквоед, который перепутал буквы в слове. Составьте слово и прочитайте его. - Какая орфограмма в слове? (жи) -Разделите слово ёжик на слоги. - Какой слог ударный? Почему? (слог с буквой ё всегда ударный). - В какой домик поселили ёжика? (домик на доске). - Составим звуковую схему слова (один у доски мелом, остальные - на партах звуковыми фишками). - Определим количество букв и звуков (букв 4, звуков 5). - Почему звуков больше, чем букв? - У нашего ёжика есть родственники. Назовите родственные слова к слову ёж (дети называют, потом читают на доске: ёж ёжик, ежиха, ежонок, ежишка, ежовая (семья), ёжась). - Докажите, что это родственные слова (близкие по значению и имеют одинаковый корень ёж). 3. Чтение слов с буквой ё, работа над функциями буквы ё - Помогайте ежатам найти свой дом под ёлкой. Слоги на ежонке и на ёлке должны составить слово. Берите ежонка и селите его в свой домик (по рядам: 1 ряд - селят первого ёжика, 2 ряд - второго, 3 ряд - третьего ёжика). (слово жи - веет, по - ёт, ёл - ка). - Какая буква есть в каждом слове? (Ё) - Буква ё - самая молодая буква в русском алфавите, ей всего 200 лет, а другие буквы люди придумали давным-давно. Буква ё - необычная буква. А почему она такая необычная? (обозначает 1 или 2 звука). В каком слове буква ё обозначает 1 звук? (живёт - звук [о] и мягкость согласного в). - Объясните два других слова (поёт - после гласного звука буква ё обозначает 2 звука [й о]; ёлка - в начале слова 2 звука [й о]). - Покажите на веере, какими ещё изученными буквами можно обозначить 1 или 2 звука (я,е). 4. Игра «Узнайте слово» - Поиграем вместе с ёжиком. Я буду называть слова, а вы будите хлопать в ладони только тогда, когда слово начинается с буквы ё. Приготовились! Начали: енот, ёлка, яблоко, юла, ёрш, ель, яркий, ёж, тигрёнок. - Сколько раз вы хлопнули в ладони? (3) - Назовите эти слова (ёлка, ёрш, ёжик) Мы мало слов встречаем, Где ё стоит вначале. Ты первым делом назовешь 3 слова: ёлка, ёрш и ёж (показать иллюстрации) 5. Составление предложения о ёжике - Составьте предложение с этими словами (живёт, поёт, ёлка) о нашем ёжике - Что делает весёлый ёжик под ёлкой? (под ёлкой живёт и поёт песенки весёлый ёжик) - Вспомните правила написания предложений 6. Физминутка Музыкальная физминутка «Песенка о ёжике». 7. Работа над текстом «Ёжик» - Откройте букварь на с. 97 -Кого вы видите? (ёжика) - Прочитайте самостоятельно текст об этом ёжике и поставьте простым карандашом крестик над словами, в которых есть буква ё - Читаем текст вслух (1 ученик) - Читаем текст цепочкой - О ком рассказывается в тексте? (о ёжике) - Что рассказывается о ёжике? ( как ёжик готовится к зиме) - Так как же ёж готовится к зиме? - Разделите слова с буквой ё на 2 группы: первая - слова, где буква ё обозначает 2 звука, вторая - слова, где буква ё обозначает 1 звук и показывает мягкость предыдущего согласного (1 группа - ёжик, своём; 2 группа - берёзкой, зверёк, тёплое, придёт, уснёт, гнёздышке). - Какую работу выполняет буква ё в слове жёлтые? (обозначает звук [о], но не указывает на мягкость согласного звука, потому что звук [ж] всегда твёрдый). 8. Сообщение детей о ёжике - На уроке труда вы делали поделку «Как ёжик готовится к зиме». - На уроке природоведения вы готовили семейное сообщение о ёжике. - Кто хочет рассказать о своём ёжике? 9. Физкультминутка На физкультминутке я расскажу об образе жизни ёжика, а вы попытайтесь изобразить то, о чём я буду рассказывать. Осенью ёжик роет себе нору и утепляет гнёздышко. Зимой он в норе крепко спит, свернувшись клубочком. Весной ёжик просыпается, потягивается, вылезает из норки. Всё лето ёж ходит по лесу. В случае опасности ёж мгновенно сворачивается в колючий клубочек и фыркает сердито. Иногда можно днём видеть, как забавляются эти животные. 10. Работа над скороговоркой - Внимание, артикуляционная разминка. Хором: Разминку начинаем, скороговорку повторяем. - Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки. - Познакомимся с новой скороговоркой. Слушайте внимательно. - Прочитайте самостоятельно, цепочкой. - Наш ёжик часто от людей слышал разные слова и всегда хотел спросить: почему мы люди так говорим? - Давайте объясним ежу, что значит погода свежа. Какая это погода? (прохладная). - Что значит очень ёжась. Неужели мы в ежей превращаемся? - Давай порассуждаем, когда мы съёживаемся? (холодно, страшно, прячемся). - Попробуйте изобразить эту позу? (дети показывают). - Кого она вам напоминает? (ёжик так делает от страха или холода). - Вот почему люди так говорят. - Поиграем в театр. Какие артисты появятся на сцене? (автор и два ежа, ежи в наголовниках). 11. Работа над многозначностью слова ёжик - Дети, вы любите открывать для себя что-то новое? Сейчас ёжик поможет сделать вам маленькие открытия. - Где можно встретить ежа? (в лесу это лесной ёж). - А где ещё можно встретить еже? Вспомните по природоведению тему «Рыбы» (рыба-ёж, морской ёж). - Почему эту рыбу так называют? (показать иллюстрацию). - Иглы морского ежа длинные, кА спицы и служат для передвижения, защиты, а также выполняют роль рук. - А на кого похожа стрижка у мальчика, когда подстрижен коротенький чубчик? (на ёжика). - Сделайте вывод: слово ёжик имеет несколько значений, оно многозначное. 12. Беседа о животных, которые впадают в зимнюю спячку - Каких вы знаете животных, которые тоже зимой спят? (показ иллюстраций: медведь, барсук, черепаха, ящерица, змея, сурок, насекомые). - Первыми просыпаются сурки. 2 февраля проснулся первый сурок. - Как змея в этом году связана с жизнью людей? (год змеи по восточному календарю наступил 10 февраля). 13. Работа над загадкой - Поработайте в парах. Прочитайте загадку друг другу. - Кто сможет прочитать загадку, соблюдая секреты чтения? В каких словах прибегает звукочеловек (показать букву А). - Расскажите, как зимуют муравьи.

IV Подведение итога урока - Вот закончился урок, подвести пора итог. - Что вам больше всего запомнилось на уроке? (дети говорят в микрофон). - Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились легко, уверенно, возьмите красное яблоко. - Если вы затруднились при выполнении каких- либо заданий, что-то не получилось, возьмите жёлтое яблоко (2 разноса с яблоками учитель несёт по классу). Давайте все яблоки подарим нашему ёжику. Выходят дети по рядам и кладут в 2 корзины. - Вы хорошо потрудились, и каждый получит заслуженную похваляшку от нашего ёжика с его портретом.


© 2010-2022