Открытое занятие: «Золотая Хохлома»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое занятие:«Золотая Хохлома».Цель:

Знакомство с хохломской росписью, обучение детей выполнять орнамент, правильно составлять композицию, освоение основных видов хохломского орнамента.

Задачи:

1. Приобщать детей к декоративно-прикладному искусству. 2. Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству. 3. Развивать детскую фантазию, воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии, чувство материала, цветовой и линейный ритм. 4. Закреплять и расширять знания детей о хохломской росписи и её особенностях. 5. Способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево - деревянный, липа - липовый. 6. Учить составлять узор по мотивам хохломской росписи на разных по форме изделиях, используя знания, умения, навыки, полученные на занятие. 7. Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком, выполнять узор в определённой последовательности (кайма, завиток, крупные элементы, ягоды, листья). 8. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение.



Оборудование занятия: 1. Демонстрационный материал: изделия из Хохломы, Гжели, Дымки; иллюстраций с изображением изделий из Хохломы. 2. Раздаточный материал: готовые силуэты изделий, краски, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, кисточки на каждого ребенка. 3. Презентация о Хохломе. Методические приемы:

  1. Словесный: рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи.
Вопросы: - Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы). - Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки). - Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый) - Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета). - Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки).

2. Наглядный: раздаточный и демонстрационный материал. 3. Практический: работа детей за столами.

Структура занятия: 1. Вводная часть. Игровая ситуация «Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров». Рассматривание изделий из Хохломы. 2. Основная часть. Проведение игры, «Какой, какая? ». Рассказ детям о возникновении Хохломских изделий и росписи. Физкультурная минутка. 3.Просмотр презентации с изображением хохломских изделий. Показ приема росписи хохломским узором. 4.Проведение пальчиковой гимнастики. Самостоятельная работа детей. 5.Заключительная часть. Итог занятия.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

- Ребята, сегодня у нас на занятии будет очень яркая, интересная тема.

Давайте перенесемся с вами во времени и окажемся в центре русской ярмарки.

Румяные красавицы в цветастых платках. Медведи и цыгане. Связки баранок, самовары и пироги.

Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары - бары, хохломские есть товары!

Гости дорогие, подходите, поглядите,

Товары выбирайте, а понравится - разбирайте,

Для красы и для души!

Поварёшки, чашки, ложки и диковины - ковши!

- В стародавние времена посещение ярмарки было любимым развлечением.

- А что же делали люди на ярмарке? (ответы детей)

Попробовать свои силы в веселых состязаниях, выиграть призы, купить гостинцы детям - только щедрая ярмарка могла предложить такие радости трудовому человеку.

Забраться на шест за новыми лаптями? Проскакать в мешке наперегонки? Пройтись на ходулях? Пожалуйста!

Итак, молодцы, значит, на ярмарке народ веселился, водил хороводы, проводили различные игры и представления, продавали всевозможные товары.

- А сейчас давайте мы с вами побудем в роли посетителей на ярмарке, немножко окунемся в праздничную атмосферу.

- Принесла я вам посуду.
Здесь ни глина, ни фарфор,
А чудесных рук творенье.
Посмотри, какой декор!

- Здесь посуда знатная
Складная да ладная
Она повсюду славится,
Она и вам понравится!

- Итак, ребята, посмотрите, какая изумительная красота.А Вам захотелось ее купить?

- Посмотрите внимательно на посуду, что вам напоминает этот узор?

(Травы, веточки)

- Да, действительно.

Удивляя, прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая, непростая,
Черно-красная трава.

- Листья реют, не редея,
От дыхания зимы:
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.



- Итак, ребята, нам действительно уже пора войти в мир волшебной Хохломы. Мы с вами сегодня будем знакомиться с народными промыслами, и начнем мы с вами, пожалуй, с самого яркого - "хохломской росписи".


2. Основная часть. Рассказ о возникновении Хохломы. - Для начала я хочу предложить вам поиграть в игру: «Какая, Какой? » Ход игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет ключевое словосочетание, а дети подбирают к нему прилагательное: (ложка из дерева - деревянная, кувшин из глины - глиняный, ваза из фарфора - фарфоровая, чашка из стекла - стеклянная, шкатулка из керамики - керамическая, хлебницы из соломы - соломенные, ложки из серебра - серебряные, солонка из пластмассы - пластмассовая).

После проведения игры дети встают полукругом, и воспитатель рассказывает им о возникновении Хохломских изделий и росписи:

- Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво? ", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось - «бить баклуши». Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Это делалось из липы и березы. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной. Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше - серебра). Теперь оно готово для росписи. Потом чашу покрывали лаком и ставили в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Физ. минутка:

Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)


3.Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских изделий. - Давай внимательно рассмотрим картинки изделий хохломской росписи, и определим цвета и узоры, которые используют мастера. (Презентация).

- Ребята, посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, а какие цвета художники используют в хохломской росписи?

( Красный, черный, золотой).

- Да, три основных цвета и дополнительно к ним желтый и зеленый.

- Какой узор здесь изображен? (ответы детей).

- Растительный узор, состоящий из элементов, изображающих части растений (цветы, травы, листья, ягоды).

- Действительно, мастера используют три основных цвета: красный, желтый, черный. На изделиях изображают травку, листья, ягоды, цветы и завитки. Для работы они используют кисти, сделанные из хвостиков белок. И есть еще один секрет: при росписи посуды, они не используют карандаш, а выполняют рисунок спонтанно, используя конец кисти. Для прорисовывания ягод, можно использовать ватные палочки. (Показываю детям, как рисовать ягоды, листья, цветы, травку).

- Итак, давайте подведем итог.


- Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы). - Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, завитки). - Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (Черный, красный, зеленый) - Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета). - Что мы можем использовать для рисования ягод? (Ватные палочки).

4.Работа по росписи изделий.

Физ. минутка:

Вот помощники мои, их, как хочешь, поверни: (Смотрим на раскрытые ладони)
И вот этак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и работать захотели. (Потираем руками)
Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)
мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)
Постучали, (стучим по столу)
повертели (круговые вращения кистью)
и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

- Ну, а сейчас мы с вами займемся росписью изделий. Я раздам вам изделия, выполненные из соленого теста, их - то мы и будем расписывать. Кроме этого у каждого из вас есть образец рисунка, который вы должны нанести на изделие. Также на столах гуашевае краски, кисти и баночки с водой для каждого цвета краски. Еще имеются тряпочки, для просушивания кисти после омывки ее водой. Ребята, обратите внимание на то, что краска не должна быть слишком жидкой, важно, чтобы она не текла! В качестве палитры вы можете использовать крышечки от гуаши.

- Вы готовы? Тогда за дело!

(Дети работают самостоятельно, при необходимости оказываю помощь.)


5. Заключительная часть. Итог занятия: - Чем мы с вами сегодня занимались? - А в каком стиле мы расписывали изделия? - Что вы теперь знаете о Хохломе? - Какие цвета используются мастерами? - Что чаще всего изображается на хохломских изделиях? - Посмотрите, что у вас получилось. Вам понравилось занятие? - Мне было приятно сегодня работать с вами. Спасибо вам за внимание, трудолюбие и интерес к занятию. Вы прекрасно стравились с заданием. Молодцы!

Муниципальное казенное учреждение «Социальный приют для детей и подростков» Осинниковского городского округа







Конспект интегрированного занятия «Золотая хохлома».

Разработала и провела

воспитатель:

Яновская С.В.











Апрель 2014 год


© 2010-2022