Конспект урока литературного чтения 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Место работы: МКОУ СОШ №17 р.п. Юрты Должность: учитель начальных классов Фамилия, инициалы: Барвенкова Ина Васильевна Как узнали о сайте (если через поиск, то по какому запросу): через поиск о публикации материалов Название материала: разработка урока литературного чтения 3 класс Категория размещения на сайте: разработка урока Получить свидетельство о публикации.

Данный урок проводится в конце второй четверти при изучении раздела «Поэтическая тетрадь 2». Значимость данной темы урока определяется практической целесообразностью в связи с проблемой взаимоотношений человека и природы. Этот урок не только побуждает к тому, чтобы задуматься над законами высшей взаимосвязи факторов, явлений, частей единого целого. Данный урок направлен на постижение детьми общечеловеческих ценностей таких как: добро и зло, любовь и красота, радость и вдохновенье. На уроке основное внимание уделяется выразительному чтению стихотворения, обогащается лексический запас слов, развивается умение определять главную мысль, делать выводы.





Тема: И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» Картины природы.
Цели:

  1. Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина.

  2. Познакомить со стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги...»

  3. Учить выразительно читать, анализировать, выделять главную мысль, озаглавливать.

  4. Прививать любовь к поэзии.

  5. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к окружающему нас миру.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • портрет И.А.Бунина;

  • фотографии поэта;

  • фотографии оленей;

  • выставка книг;

  • рисунки детей;

  • презентация.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

- Над чем мы работали на предыдущих уроках чтения? (Над поэзией 19-20веков)

- Чему учитесь на уроках поэзии?

- Прослушайте несколько его стихотворений и попробуйте определить: о чем же он пишет, что волнует этого человека? Ученики читают наизусть стихи.

- Хотите узнать, кто автор этих стихотворений?

- Имя поэта Иван Алексеевич Бунин. Он очень любил Россию, прекрасно знал природу, жизнь русской деревни. Иван Алексеевич много путешествовал, видел далекие страны, но всегда жили в его душе русские поля, леса, дороги… Им он посвятил свою жизнь.

- Чей портрет видите на доске? (И.А.Бунина)

-Прочитайте слова И.А.Бунина. «Мир везде исполнен красоты...»

- Понравились ли они вам? Чем?

- Как вы их понимаете?

- Прочитайте эти строки, начиная шепотом, затем усиливая голос.

- Прочитайте:

  • с повествовательной интонацией,

  • с вопросительной интонацией,

  • с восклицательной интонацией.

- Прочитайте, расставляя логическое ударение на каждое слово поочередно.

3. Проверка домашнего задания.

- А сейчас порадуйте друг друга выразительным чтением стихотворения «Детство».

(Читают наизусть 2-3 учащихся)

Вопросы после чтения:

- Что чувствовал и ощущал поэт, когда бродил по «солнечным палатам»?

- Почему поэту было важно поделиться с читателями своими детскими воспоминаниями?

- Были ли у тебя моменты, память о которых ты бы хотел сохранить?

Просмотр детских рисунков.

(На доске рисунки детей)

- Посмотрите, как свои впечатления от прочитанного стихотворения ребята передали в рисунках.

- Молодцы! Меня порадовало ваше выразительное чтение, внимание к языку произведения и ощущения, которые показали, что вы неравнодушны к поэзии. А это очень важно: быть чутким, отзывчивым, любящим природу и начинается все это в детстве.

- Послушайте, как об этом сказала поэтесса Людмила Ишутинова.

(Чтение стихотворения учителем)

Ты слышал?
Как в тиши лесной
вдруг просыпается заря,
ручей рождается весной,
вздыхает после грез земля?
Ты слышал?
Слушай!
Не спугни,
Ведь тает на губах роса,
и гаснут светлячков огни,
и исчезают голоса...

- Чем схожи строки, которые я сейчас прочитала и стихотворение И.А.Бунина «Детство»?

- Вы хотите познакомиться с другими стихотворениями И.А.Бунина?

4. Постановка темы и целей урока.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Поставьте цели урока.

- Сейчас мы перелистаем еще одну страницу «Поэтической тетради 2».И продолжим знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина, с его стихотворением « Густой зеленый ельник у дороги...»

- Как вы думаете, о чем или о ком это стихотворение? (Высказывания учеников)

- Оправдались ли ваши предположения, мы узнаем попозже.

5. Работа по теме урока.

Начитывание трудных слов.

- А сейчас прочитаем трудные слова, которые встретятся в стихотворении. (Слова на доске)

тон/ко/но/гий

от/ки/нув

на/топ/тав

раз/ме/рен/ный

о/сы/па/лось

ос/ти/нок

в стре/ми/тель/нос/ти

ра/дост/но

6. Физкультминутка.

Вверх руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели -

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем -

Сели все дружно назад.

Чтение стихотворения детьми.

- Сейчас прочитайте стихотворение вполголоса.

- Теперь прочитаем вслух.

(Читают 2 ученика)

- Какие чувства у вас возникли при чтении?

- Оправдались ли ваши предположения о чем (о ком) это стихотворение?

- Какие незнакомые слова встретились?

ОСТИНОК - от слова «ость» - длинный жесткий волос в шерсти животного, тонкий длинный отросток на колоске у злаков.

- Что произошло в зеленом ельнике?

- Что за красоту уносил олень от смерти?

-Опиши оленя.

(Устная опись оленя)

- Олени бывают разных видов: благородный олень, северный олень, пятнистый олень; олени, которых выращивают специально, олени, которые живут самостоятельно.

- Похож ли олень, о котором описывается в стихотворении с этими оленями?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение?

7. Работа в парах.

- Для того чтобы научиться читать стихотворение выразительно, расставьте самостоятельно паузы.

- Проверьте.

- А сейчас прочитайте стихотворение, соблюдая все знаки выразительности.

(Самостоятельное чтение детьми.)

-С одинаковой ли интонацией нужно читать все строфы стихотворения?

(1,2-спокойно, размеренно, 3,4-быстрее, с тревогой.)

8. Продолжение работы по теме урока.

-А сейчас послушайте, как я прочитаю это стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.

- Чему учит это стихотворение?

- А теперь вернемся к словам И.А.Бунина, которые мы читали в начале урока. Прочитайте их еще раз.

«Мир везде исполнен красоты...»

- Как вы думаете, относятся ли эти строки к тому, что мы сейчас прочитали? Объясните.

- Каким вы себе представляете поэта, пишущего такие проникновенные стихи?

Сведения о писателе.

- Сейчас Маша Новикова познакомит нас с жизнью поэта, который так красиво умел описать то, что обычно происходит в природе. (Сообщение о И.А. Бунине.)

Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в г. Воронеж. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалеку от Ельца. Он часто проводил время с крестьянскими детьми из ближних деревень. В 10 лет И. А. Бунин поступил в Елецкую гимназия. Здесь он начал писать стихи и писал их до конца жизни.

Большинство стихотворений И. А. Бунина адресовано взрослому читателю, но есть и также, которые он писал про детей. Поэзия Бунина привлекает своей удивительной точностью. В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и музыку родного слова.

9. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу.

-Выскажите свои впечатления от урока.

10. Итог урока.

- Что узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какими мыслями хотели бы поделиться дома?

- Оцените свою работу на уроке.
11. Домашнее задание.

Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой.



© 2010-2022