Статья на тему «Покаяние в литературе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов

Православной гимназии им К.Богородского

Коваленко Елена Владимировна.

Тема ПОКАЯНИЯ в произведениях классиков

"Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" - читаем мы в Евангелии от Матфея.

Проблема нашего времени заключается в том, что многие православные христиане, когда идут на Исповедь - каются в Грехах, но не в своей - ГРЕХОВНОЙ Жизни, от которой они - НЕ ХОТЯТ отказываться! И ходя в церковь, молясь Богу, исповедуясь в своих грехах - они тут же с удовольствием эти Грехи - совершают снова и снова: плохо относятся к людям, осуждают, обижают и унижают людей, раздражаются на людей, им так жить удобней, им так жить нравится!

Настоящее Покаяние - это ИСПРАВЛЕНИЕ человека.

Хочется, что бы дети осмыслили понятия добро и зло; понимали , зачем человеку нужна совесть.

Необходимо воспитывать в них внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение видеть, признавать и исправлять свои ошибки, стремиться к хорошим поступкам.

Работая в этом направлении на уроках по православной культуре , на уроках литературного чтения можно использовать такие замечательные произведения, как :

1.«Совесть» А.П.Гайдара, где раскрывается понятия:

БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ - жёстокая, безжалостная.

ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ - чувство стыда и раскаяния.

- Будет ли Нина поступать так и дальше?

Нет, она раскаялась в своём поступке.

2.Рассказ «Пропала совесть» писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина

Где совесть - мерило нравственности.

На примере этого произведения можно обсудить вопросы:

- в нашем сегодняшнем мире нужна ли людям совесть?

- Не легче ли жить без нее, не мучаясь угрызениями по каждому неблаговидному поступку.

- Не лучше ли жить не испытывая душевного дискомфорта, т.е. жить как удобнее…

3. Прекрасные произведения по нравственному воспитанию у В.Осеевой

«Три товарища». Помните, Володя поделился бутербродом с товарищем Витей.

-Хороший поступок. Настоящий товарищ. Помог делом в трудную минуту, а не советами.

Валентина Осеева «Кто наказал его?»

Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. Кто наказал его? - спросила соседка. Он сам наказал себя, - ответила мама.

Ответы на вопросы:

- Почему мальчик заплакал?

- Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал?

- Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих?

Помогут детям раскрыть смысл этого произведения.

4.Замечательное произведение П.Засодимского «Гришина милостыня»

... Гриша был вовсе не злой мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить, но шутка вышла плохая, вместо куска хлеба положил девочке-нищенке в руку камень. Осознал свой поступок, бросился бежать за ней, хотел отдать ей все, что у него есть, но девочку не нашел.

«Гриша плачет, мнет в руках хлеб, и его горячие слезы капают на ломоть ржаного хлеба. И отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему, кажется, было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь... Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек и ушла... Отчего она так посмотрела на него?..

Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть эту девочку и вымолить у нее прощение за свою злую шутку...

Я думаю, это произведение не может оставить равнодушным ни одного ребенка и научит сочувствовать, сопереживать, любить, быть милосердным.

4. Л.Н.Толстой повесть «Детство»

Главный герой - мальчик Николенька. За обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть. За это его Наталья Савишна трет по лицу мокрой скатертью и приговаривает "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!".Мальчика это так обидело, что он разревелся от злости.

Николенька решает отплатить дерзкой Наталье за нанесённое ему оскорбление. Но через несколько минут Наталья Савичша возвращается

и просит прощение:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... при этом угощает его карамелькой.

У Николеньки недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; он отворачивается , принимает подарок, и слёзы текут ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

- Как меняется настроение мальчика?

Веселье - злость - желание мести - заговорила совесть - стыд - любовь.

- Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости?

- Какое название носит это чувство? Любовь!

Вот тот неполный список произведений, изучающихся в начальной школе , который воспитывает в сердцах наших детей Доброту, Сострадание, Милосердие, Прощение, Жалость, Совесть, Раскаяние, Любовь, Честь

А в заключение хочу предложить призадуматься над словами педагога XIX века П.Ф.Каптерева: «…Мы не можем переложить свои знания, свои идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства.

,

© 2010-2022