Развитие речевой и мыслительной деятельности в процессе обучения чтению

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речевой и мыслительной деятельности в процессе обучения чтению.

Выступление учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 22» г. Абакана

Кулигиной Л.Б. на городской августовской конференции

Сегодня отечественные и зарубежные психологи, и педагоги уделяют приоритетное внимание развитию мышления ребенка. Школьник должен не только обладать знаниями, но и уметь мыслить - мыслить стройно, организованно, уметь рассмотреть проблемы с разных позиций, находить нестандартные и неожиданные решения. Подобное мышление называют креативным. Умение же оформить после обработки информации свою мысль в речь, - задача первейшей важности, т.к. без речи последняя не может существовать.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка.

Ученые психологи и педагоги уже давно и интенсивно исследуют взаимосвязь речи и мышления ребенка. Наиболее известны нам взгляды швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980) и отечественного Льва Семеновича Выготского (1896-1934) (слайд)

Хотя их взгляды на природу речи и мышления не всегда совпадали, но общее в их исследованиях то, что творческие способности ребенка связаны с особенностями творческого мышления, воображения, восприятия окружающего мира, а также с особенностями памяти, и через них - с понятием «речь».

Развитие речи и мышления связаны не напрямую, тем не менее, мы можем наблюдать их четкую взаимосвязь и взаимозависимость. Творческое мышление не является исключением. Однако этот вид мышления наиболее мощно и ярко позволяет реализовать многие входящие в него компоненты, поэтому речь людей творческих часто более образна, точна, красива, эти люди часто могут обладать значительно большим запасом слов.

Главной целью речи является общение. Поэтому ранняя речь ребенка социальна по своей сути. Развитие мышления у ребенка наиболее заметно проявляется в развитии его языка. Лев Семенович Выготский писал: « Язык есть соединение внешней речи, которую ребенок слышит, с внутренней речью, с помощью которой он мыслит». Легко заключить, что язык и мышление являются, таким образом, двумя сторонами одного явления. Если рассуждения довести до логического завершения, можно прийти к выводу, что без языка не может быть мышления, и что мышление зависит от языка. Хотя язык и мышление имеют разное происхождение, они тесно переплетаются в тот момент, когда ребенок приходит к пониманию, что у каждого предмета есть название. Когда такое понимание возникает, язык и мысль уже неразделимы. В этот момент речь становится интеллектуальной, а мышление - речевым.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе.

Речь - основа всякой умственной деятельности и средство коммуникации.

Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется в процессе овладения знаниями через речь и проявляется также в речевой деятельности.

Логическая, чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь учащихся - показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в своей речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам.

Развитие речи и мышления не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, а следовательно, и практическая часть уроков чтения и грамматики.

Так же как объективно существует связь между языком и мышлением, между уровнем развития речи и степенью умственного развития ученика, развитием его мыслительных способностей, так существует и органическая связь между устной и письменной речью.

Такую связь психологи объясняют во многом тем, что в основе обеих форм речи, лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль.

Осознание этих связей позволило выделить основные положения, которые, начиная с

К.Д. Ушинского, постоянно развивались в методике, на которые опирается современная практика по развитию речи в школе.

А именно:

  • связь работы по устной и письменной речи с развитием мышления;

  • взаимосвязь между устной и письменной речью в работе по развитию навыков связной речи учащихся.

Любое обучение связано с необходимостью, что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность.

Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Хочется отметить что, развивая творческие способности ребенка, учитель помогает ребенку развивать речь, а она, как средство выражения мыслей, помогает ребенку в его интеллектуальном развитии. Поэтому развитию творческих способностей учащихся я уделяю особое внимание на любом уроке, и руководствуюсь пятью принципами, чтобы поощрять творческое мышление у детей:

  1. Внимательно относится к необычным вопросам

  2. Уважительно относится к необычным идеям

  3. Показывать детям, что их идеи имеют ценность

  4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это

  5. И еще, детям необходим какой-то промежуток времени, когда их не оценивают. Таким образом, не сдерживается свобода формирования идей.

Л.С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог:

"Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребёнка, есть ситуация разговорная".

В устной речи, как речи звучащей, большую роль играет интонация. Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная, в процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла - мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи.

Учителю при работе по формированию связной речи следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной речью, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

Мотивация речи - что это? Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи.

Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы выразить свои чувства и мысли.

"Мотив речи - ради чего я говорю" - Л.С. Выготский, возникает у детей при наличии эмоций, интереса к той работе, которую предлагает учитель.

В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом.

Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо "ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика", умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжением вниманием слушатели…

Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтенных оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.


Из сказанного можно сделать вывод, что есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно успешное развитие учащегося.

1. Потребность высказывания (слайд)

Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли, не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество вообще. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у учащихся потребность высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

2. Наличие содержания, материала (слайд)

Т.е. того, о чем нужно сказать, и чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

3. Вооружение средствами языка (слайд)

Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому детям необходимо дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока.

В работе по развитию речи отчетливо выделяются 3 направления: (слайд)

  1. Работа над словом (лексический уровень)

  2. Работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)

  3. Работа над связной речью (уровень текста)


Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология и синтаксис. Что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста, логику, теорию литературы. И эти три линии работы по развитию речи развиваются параллельно.

Более того, мы развиваем не только внешнюю, но и внутреннюю речь, ведь ребенок должен не только хорошо выразить свою мысль, но и правильно «принять» чужую.

Конечно, у каждого учителя в работе по развитию речи имеется свой огромный арсенал методических средств, собственные виды упражнений. Я думаю, что такой опыт каждого учителя бесценен. И такими методическими находками мы просто обязаны, делится с коллегами.

Развивая речь, учащихся мы придерживаемся определенных характеристик речи, к которым следует стремиться, и которые служат критериями оценки речи учащихся.

1.Содержательность (слайд)

Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах. На его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, полученных из книг, картин, радиопередач.

2.Логика речи (слайд)

Это последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.

3.Точность речи (слайд)

Точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства.

4. Богатство языковых средств (слайд)

Богатство языковых средств, их разнообразие предполагает умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.

5. Ясность речи (слайд)

Ясность речи, т.е. доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом.

6. Выразительность речи (слайд)

Устная речь воздействует на слушателя интонациями, устная и письменная - общим настроением рассказа, отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы.

7. Правильность речи (слайд)

Это ее соответствие литературной норме.

Из сказанного следует, что в начальном курсе языка должны быть широко представлены упражнения, которые способствовали бы формированию и развитию у школьников языковых, речевых, мыслительных и творческих способностей в комплексе. Некоторые из таких заданий представлены мною в раздаточном материале у вас на столах, некоторые вы сможете увидеть из фрагментов уроков.

На уроках чтения, являющихся главнейшим локомотивом по развитию мыслительной и речевой деятельности, учащиеся погружаются в мир человеческих характеров и отношений, знакомятся с явлениями и законами природы, овладевают эстетическим и нравственным содержанием текстов.
Методом наблюдения они открывают для себя различные языковые явления, постигают их роль в художественном произведении. А на уроках русского языка происходит обобщение и закрепление изученного материала, происходит формирование практических навыков, развитие речевых умений и творческих способностей самих учащихся.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на уроках чтения и развития речи учитель решает главные задачи по развитию мышления и речи учащихся:
1. пробуждает у учащихся интерес к глубоко осмысленному чтению;

2. создает условия для формирования нравственных понятий, определенных жизненных ориентиров, положительных качеств и эмоционально-волевых свойств личности;
3. помогает выработке у детей навыка беглого и выразительного чтения с соблюдением орфоэпических норм и четкой артикуляции, развитию у них фонематического слуха;
4. способствует проявлению эстетического чувства, художественного вкуса, творческих способностей учащихся;

5. стимулирует их самостоятельную творческую и мыслительную деятельность;

6. активизирует развитие культуры речи учащихся;
7. создает условия для расширения социального опыта детей и использования метода психологической адаптации ребенка в изменяющихся социокультурных условиях.

Сегодня вашему вниманию будут представлены три фрагмента уроков чтения и развития речи: (слайд)

  • Урок литературного чтения 1 класс.

Тема: Апрель, апрель! Звенит капель. И.Токмакова «Ручей». Е Трутнева «Когда это бывает?»

Цели: - познакомить с произведением И.Токмаковой «Ручей»;

  • учить детей выразительному чтению стихотворений, видеть красоту в окружающей природе;

  • развивать речевые умения, творческие и мыслительные способности, художественное воображение.

  • Урок развития речи 2 класс.

Тема: Я и мое настроение. Ярмарка настроений.

Цели: - обучать детей живому языку, учить раскрывать «секреты» языка, - ощущать его как стройную гармоническую систему

- приобщать детей к эстетическим ценностям русского языка;

  • развивать и обогащать речь, мышление, воображение.

  • Урок внеклассного чтения 3 класс.

Тема: Литературные жанры. Притча.

Цели: - через осмысление высокохудожественных текстов формировать - представление о литературных жанрах;

  • формировать вдумчивого читателя;

  • учить обосновывать собственную точку зрения на поставленную автором текста нравственную проблему;

  • развивать речь, логическое мышление, творческое воображение.

В заключение нашего семинара, я хочу представить вам небольшую диагностику результативности работы по развитию речи и мышления в данном классе.

На 1 диаграмме вы можете видеть степень готовности детей к школе. Когда они пришли в 1 класс. (слайд)

Исследования были проведены логопедом и психологом нашей школы.

На второй диаграмме вы видите в сравнении результаты обследования общего уровня интеллектуального развития учащихся в 1- м и во 2-м классах. (слайд)

И результаты обследования устной речи учащихся в 1-м и во 2-м классах. (слайд)

На диаграммах наглядно виден рост и общего уровня интеллектуального развития учащихся моего класса и рост речевых умений.

По результатам 2 четверти текущего года в классе 2 отличника и 12 ударников

из 19 человек.

Я считаю, что положительных результатов в работе мне позволила добиться систематическая работа по развитию речевых и мыслительных способностей учащихся.

Свое отношение к семинару. Прошу отметить в оценочном листе, который находится у вас на столах. Спасибо за внимание.



© 2010-2022