Радиопередача, посвящённая творчеству В. В. Бианки

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Радиопередача, посвящённая творчеству В.В.Бианки.

Вступление.

11 февраля 2014 года исполнилось 120 лет со дня рождения замечательного писателя. И сегодня наша радиопередача посвящена творчеству Виталия Валентиновича Бианки.

«Видеть то, что не бросается в глаза людям, мимо чего проходят равнодушно. Назвать увиденное так, чтобы все его увидели, - вот дело поэта, назначение его в жизни людей». Так говорил Виталий Бианки.

Основная часть.

Бианки…такая необычная, звучная фамилия. Виталий Валентинович всю свою жизнь связал с биологией и пропагандой естественно - научных знаний. «Переводчики с бессловесного» и-так он назвал свой рассказ о друзьях-коллегах, писателях анималистах. Растения и животные, леса и горы, моря, ветра, дожди, зори, - писал Бианки, - весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами. Но мы ему не внемлем…. Есть среди нас люди: широко раскрытыми глазами смотрят они на мир, чутко внимают всем его голосам - и всё, что он рассказывает им о себе, переводят на наш, человеческий язык- язык любви, полный красоты и чудес нашей вселенной». Это можно отнести и к творчеству Виталия Валентиновича.

Виталий Валентинович Бианки родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. В семье Бианки было трое сыновей: Лев, Виталий и Анатолий. Отец, Валентин Львович, известный учёный - орнитолог, работал хранителем коллекций зоологического музея Академии наук, принимал участие в организации музея и пополнений музейных коллекций. Он опубликовал около 120 научных работ, статьи в энциклопедиях и популярных журналах.

С детства Виталий был постоянным посетителем Зоологического музея. Вспоминая свои детские впечатления, он рассказывал: «Всюду звери, звери, звери. Люди ходят между ними, таращат на них глаза. А звери не пугаются, не бегут, не шевелятся…

- Чучела, говорит отец…

Всё равно я не поверю, что они - мёртвые. Я знаю: они нарочно так заколдовались: потому что люди кругом… не верил я неподвижности этого удивительного собрания животных…так мучительно хотелось, чтобы птицы пели и летали, чтобы звери бегали, чтобы всё ожило». В 1901 году музей пополнился сенсационной находкой - останками мамонта. Это событие тоже запомнилось Виталию, впоследствии он о нём рассказывал.

В доме Бианки всегда жило много зверей. Певчие птицы жили в большой, в рост человека клетке. Был аквариум с рыбами, террариум с черепахами, ящерицами и змеями. Летом семья жила на даче. Выезжали на южный берег Финского залива, снимали дачу в Лоцманском селении, в селе Лебяжьем. Отец рано начал брать сына с собой в лес, где знал каждую травку, птицу, зверька. Валентин Львович научил сына узнавать птицу по виду и по голосу, разыскивать самые скрытые гнёзда, прячущихся от человека зверей. С детства он учил сына записывать свои наблюдения, и это вошло у Виталия в привычку на всю жизнь.

Братья Бианки учились в классической гимназии при Историко - филологическом институте. Братья успешно закончили её, а Виталий, дойдя до старших классов, вовсе отказался учиться.

Осенью 1915 года Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета. Но вскоре его мобилизовали и направили в юнкерское училище. А в начале 1917 года отправили в артиллерийскую часть. Затем прапорщик Виталий Бианки был переведён в Поволжье. Семья долго не имела от Виталия никаких известий.

Наконец, в 1920 году, от Виталия Бианки пришло письмо его брату Анатолию. Виталий писал, что живёт на Алтае в городе Бийске. Преподаёт биологию в школе и работает в местном краеведческом музее, печатает в местной газете стихи и заметки о природе.

На Алтае Виталий Бианки прожил четыре года. И, несмотря на то, что условия жизни были тяжёлыми, это время было наполнено интересной работой. Он с большим увлечением готовил и читал своим ученикам лекции. Ученики школы в Бийске вспоминали: «Свои лекции он читал с воодушевлением, с любовью к жизни, к природе. Мы стремились к нему, как пчёлы к цветку».

Работа в краеведческом музее тоже была интересна. Виталий Валентинович считал краеведение очень важным делом, называл его «жизневедением» - приобретением знаний из окружающей жизни и передачей их людям.

Летом Бианки организовывал экспедиции в Горный Алтай для пополнения зоологических и ботанических коллекций.

Через много лет, в 1967 году, Бийскому краеведческому музею было присвоено имя В.В. Бианки, на здании музея открыта мемориальная доска.

В Бийске Бианки познакомился с преподавательницей французского языка Верой Николаевной Клюжевой, она стала его женой, на Алтае у них родилась дочь Елена.

С 1923 года Виталий Валентинович целиком посвятил себя писательскому труду. Случайная встреча с товарищем по гимназии Ильёй Маршаком (в будущем писателем М. Ильиным) помогла его знакомству с С.Я. Маршаком, старшим братом Ильи Маршака.

Так Бианки попал в студию детских писателей, собиравшихся у большого знатока детской литературы, в Институте дошкольного образования. Многие члены кружка впоследствии стали известными детскими писателями. Именно в этом кружке Виталий Валентинович прочитал свои первые рассказы для детей.

Самый первый рассказ Бианки «Путешествие красноголового воробья» был напечатан в журнале «Воробей» в 1923 году. В том же году вышла и первая книжка - «Чей нос лучше?». Вслед за этими произведениями появились другие: «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?», «Первая охота», «Кукушонок», «Лесные домишки»… эти книги принесли писателю известность и вот уже более восьми десятков лет переиздаются и пользуются успехом у маленьких читателей. В простой и доступной детям форме писатель давал представление об одном из основных законов живой природы - о приспособляемости организма к условиям жизни. Виталий Бианки одним из первых начал писать сказки, «где животные - не замаскированные в меха и перья люди, а самые настоящие звери и птицы со своими… повадками, поступками, радостями и бедами» (С. Сахаров). Герои сказок - несказок, сказок - диалогов Бианки живут своей обычной «природной жизнью», но при этом говорят «человечьим языком».

В 1923 году Бианки был приглашён в постоянные сотрудники журнала «Воробей» (впоследствии переименованного в «Новый Робинзон»). Природоведческий отдел в этом журнале Бианки по совету брата назвал «Лесная газета». Так в первом январском номере журнала за 1924-1925 годов «Лесная газета» давалась почти в каждом номере журнала.

«Лесная газета» - нестареющая книга-игра с большим и серьёзным познавательным смыслом, в котором читатели вовлечены в непрерывные наблюдения за сезонными изменениями в природе.

«Лесная газета» начинается с 21 марта - дня весеннего равноденствия, когда происходит в природе поворот к весне. С этого числа и начинается - по «Лесной газете» - новый лесной год, в нём, как и в человеческом календаре,- двенадцать месяцев. Подчёркивая характерную черту каждого месяца, Бианки выражает его точным и образным названием: «Месяц пробуждения от спячки», « Месяц прощания перелётных с Родиной», «Месяц первых белых троп», «Месяц лютого голода», «Месяц дотерпи до весны» и т.д.

Поэтическое ощущение материала сделало «Лесную газету» «самоучителем любви к природе» (Бианки). А знание детской психологии и юмор дали возможность писателю говорить с ребятами близким им языком.

Бианки участвовал во многих путешествиях и научных экспедициях, изучая жизнь природы. Летом 1930 года ездил на Тобольский север в Северо - Уральский охотничий заповедник. Это удивительное и нелёгкое путешествие обогатило писателя новыми впечатлениями.

В последние годы он тяжело болел. Перенеся инфаркт и два инсульта, уже больше не мог выбираться в лес, но всё равно продолжал работать. «Так мало в жизни сделано, так много ещё надо сделать!...своей работой увлекаюсь до чёртиков, работаю с утра до ночи (стучу на машинке одним пальцем) - и вполне счастлив», - писал он в одном из писем. Последняя книга, которую написал Бианки, была книга рассказов «Птицы мира».

Виталий Валентинович умер в 1959 году, ему было 65 лет. Тридцать пять лет писал он о лесе. Это слово часто звучало в его названиях: «Лесные домишки», «Лесная газета», «Лесные разведчики», «Тайна ночного леса», «Лесной Колобок - Колючий бок». За свою жизнь он написал более 300 рассказов, сказок, повестей, только сборников его произведений при его жизни вышло около 40. Книги Бианки переведены и изданы почти на всех языках мира. По произведениям Бианки снято несколько фильмов. Первый рисованный фильм «Первая охота» по одноимённому рассказу о неудачной охоте щенка был снят на киностудии в 1937 году.

Династию природоведов - Бианки продолжили и его дети. Дочь Виталия Валентиновича - Елена Валентиновна Бианки - художник - иллюстратор книг о природе, в том числе и книг отца, автор биографического очерка об отце, комментариев к его произведениям. Сын - Виталий Витальевич - доктор биологических наук, заслуженный эколог РФ, исследователь птиц Мурманской области и Кольско - Беломорского региона.

В 1967 году Ленинградский Дом детской книги выпустил сборник, в котором впервые был собран материал о жизни и творчестве В.В. Бианки. В книгу вошли воспоминания о писателе, его статьи, в том числе и ранее не опубликовавшиеся, а также письма, дана библиография трудов Бианки и критических работ, посвящённых его творчеству. Книга оформлена рисунками Елены Бианки - дочери Виталия Валентиновича.

Заключение.

«Бианки писал про зверей и птиц, про деревья и травы, и всё же не только про них, зачастую - совсем не про них…сказка о Муравьишке - это ещё и сказка о человеческих чувствах, о жалости и доброте, о том, как сильные могут помочь слабому, о том, что из всякой беды можно выбраться, если у тебя много друзей… в лучших книгах Бианки целый мир человеческих переживаний, тоска и счастье, любовь и бессмертие. И не оттого ли столь широк круг его читателей, не оттого ли книжки о русской природе близки людям иных национальностей, итальянцам и французам, американцам и японцам?..»

© 2010-2022