Классный час «Книга – твой друг, береги её»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения. «Книга - твой друг, береги её».


Цели:

дидактическая: сформировать у детей представление о необходимости книги для людей, рассказать о том, как появляется книга, люди каких профессий участвуют в изготовлении книги, повторить правила обращения с книгой.

развивающая: развивать логическое мышление, внимание, речь, память, усидчивость, кругозор, творческие способности.

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к людям и их труду, бережное отношение к книге.

Оборудование: выставка книг, рисунков, карточки с пословицами, плакат, компьютер, проектор.


Ход мероприятия.

Учитель: Тему нашего классного часа вы узнаете, если отгадаете загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней -

Будешь вчетверо умней. (Книга).

Учитель: Великий русский писатель М. Горький писал: «Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. Я люблю книги: каждая из них кажется мне чудом».

Учитель: Книга - самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Книга поможет узнать обо всём:

Про одежду и дом, про собаку и кошку,

Про всех понемножку.

В весёлых стихах о разных часах,

О числах и счете тоже прочтёте. Назовите ваши любимые книги. Ученик: Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём,

И наш разговор потихоньку ведём.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны Земли и движенья планет -

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу.

(Н. Найдёнова.)

Прошло много лет, прежде чем человек изобрёл печатный станок, и появились книги. Книги бывают разные не только по содержанию. Но и по формату, оформлению.

(Выставка книг).

А теперь давайте заглянем в историю и узнаем, как выглядела книга в дальние времена.

Ученица: Книжки живут уже несколько сотен лет, но тогда они были не такими, какими мы привыкли их видеть. Печатные книги возникли не сразу, писарь писал от руки каждую фразу. Труд летописца был очень тяжёлым. И вот десять веков назад во всех европейских странах, в том числе и у нас, стали изготовлять бумагу.

Сейчас книги печатаются очень быстро. В каждую секунду у нас появляется 45 книг, из них 7-8 книг - для детей.

Учитель: Чтобы мы получили книгу, над ней потрудилось очень много людей. Сама машина, даже самая умная, сделать книгу не сможет. (презентация). Все книжки родились в дремучем лесу. Большую сосну отправили на фабрику, распилили и измельчили в опилки, сварили, чтобы получить жидкое тесто, затем тесто раскатывают. Из полос получается бумага, которую сматывают в огромные бумажные рулоны. А затем из этой бумаги получаются книги и тетради.

Ответы на вопросы:

Легко ли сделать книгу?

Долгая ли жизнь у книги?

От чего это зависит?

Учитель: Чтобы книга нам служила долго необходимо выполнять правила обращения с книгой. (Слайды).

Учитель: Более подробно остановимся на том, чего боится книга.

(На доску вывешиваются картинки книг).

- Книга боится дождя и снега. Почему?

- Книга боится грязных рук, они оставляют на её страницах пятна, делают книгу неопрятной. Особенно трудно очистить жирные пятна. А они появляются, если вы кладёте книгу рядом с тарелкой. Не читайте во время еды!

- Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросайте раскрытую книгу переплетом вверх, не загибайте уголки страниц, для этого пользуетесь закладкой. Ни в коем случае не кладите в книгу карандаши, линейки и прочие предметы: они оставляют на страницах некрасивые вмятины и ломают переплёт.

Учитель:

К нам пришли герои басни Б. Заходера «Две книжки». Послушайте их и скажите, хозяин, какой книжки вам понравился и почему?

1 Книга. Ну, как твои делишки?

2 Книга. Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой обложки вырвал с мясом.

Да, что обложки…

Оборвал листы.

Из них он делает кораблики, плоты.

И голубей…

Боюсь листы пойдут на змей.

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целы бока?

1 Книга. Твои мне не знакомы муки.

Не помню я такого дня,

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня.

А, посмотри-ка, на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки.

Про кляксы я молчу -

О них и говорить-то неприлично.

Зато и я его учу не как-нибудь…

А на «отлично».

Книга2 .Ну, мой на «3» едет еле-еле

И даже «2» получил на той неделе.

Книга 1. Расскажут напрямик

И книжки и тетрадки

Какой ты ученик.

(Обсуждение).

Ученик.

Я - книга. Я- товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной…

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери?

Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Мой переплет не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни: я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Учитель. Давайте поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы согласны с тем, что я говорю, то кричите: «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы не согласны, то молчите.

Кто ватагаю веселой каждый день шагает в школу?

Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Отвечайте без передышки, кто же ручкой пишет в книжке?

Кто тетрадки забывает, книжки дома оставляет?

Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

Кто из вас не знал урок, у доски считал сорок?

Кто из вас такой художник - нам на парте чертит рожи?

Кто портфель собирает - ничего не забывает?

Учитель. Чтобы знать и понимать все то, что в книге написано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц.

А сейчас с помощью конкурсов мы проверим, как внимательно вы читаете свои любимые книги, то есть сказки.

(Участники разбиваются на две команды)

1 конкурс. «Разминка»

1. Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса)

2. Сколько лет жил старик со своей старухою, пока не поймал золотую рыбку? (33 года)

3. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)

4. Кусал женщин то в нос, то в глаз, да еще и князь? (Комар)

5. Перечислите всех бременских музыкантов. (Осёл, собака, кот, петух.)

6. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье)

7. Первая женщина, совершившая полет? (Баба-Яга)

8.В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе)

2 конкурс. «Иллюстрация сказок» (слайды)

3 конкурс. «Отрывки из книг»

А сейчас вы услышите отрывки из ваших любимых книг. Смешные и серьезные. Из каких книг эти отрывки.

1. Жил старик со своею старухою у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

2. Несет меня лиса

За темные леса,

За высокие горы,

В далекие страны!

Котик-братик,

Отними меня. (Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».)

3. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. (А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)

4. Ты один не умывался

И грязнулею остался

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки. (К. Чуковский. «Мойдодыр».)

Физминутка. Сказочный герой. Добрый или злой.

4. Игра «Сказочный герой - добрый или злой?»

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказом была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Царевна-лягушка, Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Морозко, гуси лебеди, Баба-Яга, Мышка-Норушка, Колобок, Петушок-золотой гребешок, Лягушка-Квакушка, Серый Волк, Аленушка, Кот и дрозд, Машенька, Семеро козлят.

5. Собери пословицу.

Чтение - лучшее учение.

С книгой жить - век не тужить.

Ум без книги - что птица без крыльев.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел новую книгу - встретился с другом.

Хорошая книга - лучший друг.

Кто много читает, тот много знает.

6. Разгадай кроссворды.

  1. Красная девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.


  1. Его пытались съесть пятеро,

а удалось шестому

3. Сестра Иванушки

4. Пресмыкающееся с тремя и более головами.

5. Сказочный герой, смерть которого в яйце.

6. Мужское имя в сказках - «Дурачок»

Подведение итогов.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие. Что нового узнали?

Учитель. Спасибо всем. Если вам сегодня было интересно, весело и радостно, мы очень рады. Пусть всегда вам на помощь приходит книга, но не забывайте, что после вас этими книгами будут пользоваться другие читатели, поэтому с книгой обращайтесь аккуратно. Давайте вспомним эти правила.

(Дети по очереди называют правила обращения с книгой).

Слово про слово

Ученик:

Давайте представим хотя бы на миг,

Что мы вдруг лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре.

Что нету Незнайки - вруна-недотепы,

Что нет Айболита и нет дяди Степы.

Наверно, нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное доброе слово!

Пусть книги друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь - набирайтесь ума!

.



Чтение


лучшее учение.

С книгой жить -


век не тужить.

Ум без книги -


что птица без крыльев.

Книга поможет в труде,


выручит в беде.

Кто много читает,


тот много знает.

Прочел новую книгу -


встретился с другом.

Хорошая книга -


лучший друг.

Кто много читает,


тот много знает.



© 2010-2022