• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Научная статья «Креативное обучение младших школьников или внедрение многоуровневой системы НФТМ-ТРИЗ в общее начальное образование»

Научная статья «Креативное обучение младших школьников или внедрение многоуровневой системы НФТМ-ТРИЗ в общее начальное образование»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийская педагогическая конференция «Педагогическая инициатива»

II Всероссийская дистанционная педагогическая конференция на тему: «Использование современных технологий в образовательном процессе».
Вацура Владислава Евгеньевна, учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 24», город Подольск Московская обл. Россия. [email protected]
Креативное обучение младших школьников или внедрение многоуровневой системы НФТМ - ТРИЗ в общее начальное образование. Аннотация: В статье рассматриваются признаки педагогических технологий, примерная классификация технологий, результативность современных образовательных технологий, формы организации образовательного процесса, основные понятия ФГОС, креативной педагогики, многоуровневой системы НФТМ - ТРИЗ. Ключевые слова: педагогическая технология, ее признаки, традиционные образовательные технологии, творческое мышление, творческие способности, креативная и творческая личность, творческое мышление. Актуальность проблемы широкого применения современных технологий в образовательном процессе вызвана информационными и интеграционными процессами, которые сегодня происходят в нашем обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Распространение опыта инновационного обучения в образовании вызвано необходимостью подготовки обучающихся к жизни в меняющемся мире. Здесь особое значение приобретает умение найти необходимые данные, умение ориентироваться в пространстве, в обстановке, а главное принять правильное решение. Начальное образование является наиболее важным в системе образования, оно направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности, таких как овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основными признаками педагогической технологии являются:

  • Диагностическое целеполагание и результативность предполагают достижение целей и эффективности процесса обучения;
  • Корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи;
  • Целостность и управляемость;
  • Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда и достижение запланированных результатов в условно сжатые сроки;
  • Применение разнообразного дидактического материала, наглядных пособий, применение компьютерной и мульти-медиа техники.
Точной классификации педагогических технологий не существует. Из основных можно назвать традиционные технологии, игровые, тестовые, модульно-блочные, интегральные и др. технологии. Сегодня в школе учителя в основном пользуются традиционными технологиями. Традиционные технологии - технологии, построенные на объяснительно - иллюстративном способе обучения. Минусами этих технологий является то, что учитель основное внимание в своей работе отводит разъяснению готового учебного содержания. В связи с этим в учебном процессе возникает ряд проблем, главными из которых являются низкий уровень риторики, навыков общения, невозможность получить от обучающегося развернутый ответ с его собственной оценкой данного вопроса и т. д. Мне возразят: - Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи. Все это так, но традиционные технологии развивались с конца ХIХ до середины ХХ веков, а в этот исторический отрезок времени основными задачами было информирование, просвещение учеников. Сейчас приоритеты поменялись. Современное общество заинтересовано в легко адаптирующихся гражданах, готовых активно действовать, принимать решения. Новые технологии не отбрасывают преподнесение информации обучающимся, просто меняется роль информации. Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческого мышления и творческих способностей младших школьников. Проблемы творчества зарубежом рассматривают в основном Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и др.. В отечественной психологии и педагогике этой проблемой занимаются В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, Б.П.Теплов, Ю.З.Гильбух, Д.Б.Богоявленская и др. Основные понятия, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р.Стернберг, А.Н.Лук, Л.Д.Столяренко, В.И.Андреев, В.Т.Кудрявцев и В.Синельников. Особенности младших школьников рассматривал в своих работах Л.С. Выготский. Стоит отметить труды психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Работы этого ученого по изучению психики детей занимают значимое место в русской психологии. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась, как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, креативной, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения обучающимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал. В Концепции модернизации российского образования до 2015 г. одной из первостепенных выдвинута задача достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности. Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека. Особого внимания требует обращение к данной проблеме в начальной школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы учебной и осознанно управляемой творческой деятельностей. Результатом внедрения Стандартов нового поколения, должно быть создание комфортной, развивающей образовательной среды, которая обеспечит высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, среды, комфортной по отношению к обучающимся и учителям. Вот здесь и встает вопрос о том, что такое творческое мышление и творческие способности. А это уже область креативной педагогики. Приведу основные понятия креативной педагогики. Креативная личность - личность, способная и готовая к субъективному и объективному творчеству как процессу и результату. Творческая личность - личность, успешно реализованная в объективном творчестве как процессе и имеющая объективные творческие результаты. Становление креативной личности - формирование и развитие совокупности устойчивых креативных качеств человека, характеризующих его индивидуальность при обучении творчеству. Становление творческой личности - формирование и развитие творческой личности на основе формирования и развития опыта профессионально-творческой деятельности. Творческое мышление - вид мышления, связанный с выполнением творческого процесса и прогнозированием творческого результата. Творческие способности - индивидуальные особенности человека, проявляющиеся при успешном осуществлении творческой деятельности и позволяющие оценить ее результативность. Приведенные понятия определяют педагогическое поле креативного образования. Сегодня существует много педагогических систем для начальной школы, например, система Занкова Л. В. опираясь на основополагающие, научные исследования Ушинского К. Д, Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. и других ученых, он разработал дидактическую «экспериментальную» систему обучения и развития детей младшего школьного возраста. Другая интересная развивающая система обучения Эльконина Д. Б. - Давыдова В. В. Она также базируется на фундаментальных работах российских психологов Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Гальперина П. Я. Существенным в этой системе является то, что она предусматривает опору на игру во время учебной деятельности. Следует отметить также российскую систему «Гуманитарная педагогика» - свободного воспитания Амонашвили Ш. А., сущность которой заключается в том, что педагог должен помочь раскрытию и развитию заложенных Природой способностей ребенка. Интересна и концепция «Школы диалоговой культуры» Библера В. С., согласно которой развитие мыслительных способностей ребенка происходит в непрерывном цикле «сознание - мышление - сознание». Важным фактором выступает удивление как акт мышления, а также нетрадиционные игры: физические, словесные, музыкальные, театральные. В доперестроечный период появляются инновационные технологии обучения, такие как интегральная технология обучения, технология модульного обучения, технология проблемного обучения (Махмутов М. И.), технология активного проблемно-алгоритмического обучения студентов (Зиновкина М. М.) и другие. Возникает масса небольших методических усовершенствований, новых методик, таких как методика «погружения» в предмет, «метод динамических пар» (Гузеев В. В), уроки творчества по Волкову Н. П., творческий урок «мозговая атака» А. Осборна, урок - лекция, урок - семинар, урок - ролевая игра, урок - соревнование и другие. Анализ концепций, инновационных технологий, новых методик и т. д. ведет нас в сторону развития заложенных природой творческих способностей и возможностей обучающихся. На основе результатов обобщения новых концепций обучения и инновационных технологий, а также на результатах собственных фундаментальных исследований и исследований ученых - педагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач, в МНОЦИТ МГИУ М. М. Зиновкиной были заложены основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ. Эта целостная педагогическая система НФТМ имеет целями непрерывное формирование системного, многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся и студентов и в итоге - развитие творческой личности. Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ - ТРИЗ состоит в том, что обучающийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения - средством достижения некоторой созидательной цели. Исходная позиция этой системы заключается в том, что каждый ребенок талантлив от природы. Принцип работы - воспитание личности через творчество. Задача - создать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития. А не об этом ли нам говорят ФГОС? Инновационные педагогические технологии в многоуровневой системе НФТМш предусматривают реализацию основных дидактических принципов через изменение структуры уроков и их оригинальное наполнение. Сегодня основная форма организации образовательного процесса в школе - это урок (35-45 минут). Урок стимулирует другие формы обучения: практические занятия, индивидуальную работу, домашнюю работу. Структура урока меняется в зависимости от характера основной его цели. Решающее влияние оказывают уровень подготовки обучающихся и возраст обучающихся. Согласно многоуровневой системе НФТМш в начальных классах происходит развитие творческого воображения и фантазии. Методология творчества дает и преподавателю и обучающемуся интеллектуальные инструменты для формирования творческого системного мышления. Структура креативного урока по методологии творчества существенно отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, которые реализуют тему урока, адекватные целям креативного образования в целом. Ведь логика построения уроков творчества обусловлена целью - сделать процесс обучения подлинно развивающим. Мотивация уроков здесь состоит в том, что специально продуманы системы заданий для поддержания устойчивой положительной мотивации в ходе всего урока. Каждый креативный урок представляется информационной картой, которая представлена 8 блоками (мотивация; содержательная часть программного материала; психологическая разгрузка; головоломки; интеллектуальная разминка; система творческих задач; компьютерная интеллектуальная поддержка мышления и резюме). Поэтому, уважаемые педагоги давайте перестанем по инерции держаться за все привычное и дадим нашим детям качественное, интересное для обучающихся, полноценное образование. В процессе креативного образования по новым современным технологиям, мы заговорим с детьми на одном языке, языке взаимопонимания и взаимоуважения. И наконец то волшебный треугольник учитель - обучающийся - родитель - учитель - … заработает в правильном русле и мы вырастим нашей Родине целеустремленных, сильных, амбициозных, творческих, духовно-развитых людей, патриотов своей страны.

Vatsura Vladislava E.
the teacher of initial classes of the Municipal educational institution «secondary school № 24», the city of Podolsk, Moscow region, Russia.
[email protected]
Creative instruction of schoolchildren or implementation of a multilevel system of NFTM - TRIZ in elementary education.
Annotation: the article covers characteristics of pedagogic technologies, rough grouping of technologies, the effectiveness of modern educational technologies, forms of organization of the educational process, the basic concepts of GEF, creative pedagogy, multilevel system NFTM - TRIZ.
Keywords: educational technology, its symptoms, traditional educational technologies, creative thinking, creative abilities, creative and creative person, creative thinking.









© 2010-2022