- Преподавателю
- Начальные классы
- Творческие проекты в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе
Творческие проекты в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горохова Е.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Горохова Е. В.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ№ 501
Творческие проекты
в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе. Аннотация. Как сделать учебный процесс интересным, увлекательным? Новое время диктует новые задачи, решение которых способствует развитию интеллектуального потенциала личности ребенка. Творческие проекты - одно из таких решений, создают условия для формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий учащихся. Творческий проект «Новогодний огонек или давайте познакомимся» раскрывает творческие способности каждой семьи, сплачивает родителей и вовлекает в активное участие жизни класса. Творческие проекты «Создание азбуки. Моя любимая буква», «Культурное наследие Древней Руси» позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, делают нетрадиционным учебный процесс, способствуют проявлению индивидуальных качеств каждого ученика. Материал работы может быть использован педагогами общеобразовательных учреждений в урочной и внеурочной деятельности. Ключевые слова:
-
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
-
Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
-
Творческий проект - особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетичность, научность, познавательность или иную ценность.
-
Учебный проект - это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.
-
Мотивация - совокупность устойчивых методов побуждений определяющих задачи, содержания и характер деятельности.
Творческие проекты можно осуществлять не только во внеурочной деятельности, но и в учебном процессе. Творческий проект, с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или индивидуально максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат. Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы. Творческие проекты «Создание азбуки. Моя любимая буква» (1 класс), Автор Горохова Е.В., учитель начальных классов. Свою работу над творческими проектами я начинаю с 1 класса. Проект «Создание азбуки. Моя любимая буква» [1, с. 104 - 105] Цель проекта: познакомить с проектной деятельностью, развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Тип проекта: творческий. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Вид проекта: краткосрочный. Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1-м классе на страницах «Азбуки» знакомятся с проектной деятельностью. По завершению изучения алфавита ребятам предлагается создать творческие проекты на темы: «Моя любимая буква» и при желании придумать свой проект. Самостоятельно и с помощью родителей дети читали и искали дополнительно сведения о первых азбуках и букварях, об их издателях. Знакомились с авторами этих книг, делились полученной информацией, рассматривали азбуки Константина Ушинского, Льва Толстого. Азбуку, по которой учился Петр I. Ребята создавали свои буквы из различных материалов. Результаты были объединены в единый проект «Моя любимая буква» и представлены на классной выставке творческих работ. Особенно значимым этапом был завершающий этап - презентация или защита проект. Каждый проект был доведен до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Родители консультировали в процессе поиска информации, оказывали помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, оказывали помощь в выборе форм презентации, выступали в качестве эксперта. Таким образом, творческий проект - это был первый совместный научный опыт учащихся. Навыки, полученные в работе над ним, помогли в дальнейшей учебной деятельности. Проектная деятельность в начальной школе является пропедевтической. В средней и старшей школе учащиеся занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Примером такого долгосрочного проекта может послужить например, «Фестиваль Русского языка». Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Работая в группе, они не боятся дать неправильный ответ, сделать неверный вывод. Таким образом, применение творческих проектов учителями позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс и внеурочную деятельность, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Список литературы:
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
- Букварь. Автор: Т.М. Андрианова. М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - № 6. - 1995.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал "Начальная школа", № 9, 2005.
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. - Москва, Вентана-Граф, 2002.
- Огурцова, З. И. Метод проектов на уроках литературного чтения в начальной школе / З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - № 8. - С. 25-28.
- Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9. - С. 34-38.