- Преподавателю
- Начальные классы
- Творческий проект Городецкая роспись
Творческий проект Городецкая роспись
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова Л.З. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста
«Бушевецкая общеобразовательная начальная школа - детский сад»
«Городецкая роспись. История
возникновения промысла»
Подготовили ученики 2 и 4 класса
Руководитель - учитель Федорова Л.З.
Бологое 2014 год
Цели:
1.Познакомить детей особенностями городецкой росписи; развивать умение выделять элементы этой росписи (цветы, бутоны, листья).
2. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
3. . Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
4. Создание благоприятных условий , эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала, приобщение к здоровому образу жизни.
1.Организационный момент.
- Проверьте всё ли у вас готово к уроку. (Альбом, кисти, гуашь, карандаш, ластик, баночка с водой)
2.Актуализация знаний.
_ Назовите каких сказочных птиц вы знаете? (Жар-птица, Финист, Петушок золотой гребешок, царевна лебедь).
Показ слайдов 1-4.
3.Целеполагание.
- Предположите чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться рисовать сказочную птицу)
- Верно, не просто сказочную птицу, а городецкую сказочную птицу.
-Ребята, кто из вас знает, что такое городецкая роспись?
3. Новая тема.
-Предлагаю познакомиться с ней ближе.
История промысла.
На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинное, основанное еще в XII веке село Городец. Среди его населения преобладали ремесленники. Особенно много было мастеров по обработке дерева: резчиков, столяров, плотников. Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военно-политическую мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества.
Особую популярность завоевали донца для прялок, изготовленные в селах Коскова, Курцева и Охлебаихи. Производством прялок занимались целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Прялки выполнялись с резьбой. Но вскоре с 19 века, мастера перестали делать резьбу, а просто расписывали их. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Росписью городецкие умельцы украшали ( ставни, двери, ворота). Со временем стали украшать коробки для хранения пряжи, солонки, предметы деревенского быта: шкафчики, сани, детские игрушки.
Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой- нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов. В ней часто используют сюжеты из жизни ( чаепитие, пряхи за работой, кавалеры с дамами, всадники на конях, охотники в лесу), изображение птиц, коней.
Цветы - розаны и купавки, ромашки, листья. Цветы в городецкой росписи символ здоровья и процветания.
Городецкий орнамент. В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Сюжетная роспись
- Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или три яруса(в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т.п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы).
Мир городецких птиц так же богат и неисчерпаем, как и мир городецких цветов. Здесь есть и горделивые черные петухи с огненными гребнями и хлопотливые "курочки Рябы", черные скворцы и белые лебеди, величавые павушки, чинно выступающие среди цветов и трав, и еще великое множество необычных, сказочных птиц. Птица в городецкой росписи - символ семейного счастья.
- Обратите внимания на изделия, украшенные городецкой росписью.
- Какая последовательность работы? (один ученик называет).
- Работу начнём выполнять в карандаше.
- Какие правила работы карандашом знаете? (не давить на карандаш, не вертеться)
4. Практическая работа.
- Как расположите лист? (вертикально)
- Намечаем высоту и ширину рисунка.
а) Сначала рисуем животик, по сути просто волнистая линия. (верхний изгиб поменьше- это будет шеей и клювом, а нижний изгиб большой - это животик).
Теперь рисуем крылышко. Располагается оно в области живота. По форме напоминает большую каплю, лежащую на боку. Крыло как раз приходится на середину листа.
Дорисуем головку и спинку. Снова волнистая линия. Бугорок в районе головы, а дальше вниз, почти прямо до крыла.
Ноги. Под животом нарисуйте 2 чёрточки длиной около 1,5-2 см. Одну направьте в сторону хвоста, другую почти прямо. Надо дорисовать ляжки - это снова 2 чёрточки - дуги.
Один из самых распространенных вариантов - пышный, напоминающий раскрытый веер хвост павушки. Его первое перо - это свободный плавный мазок от крылышка до уровня головки птицы. Затем от этого первого пера делают длинный волнообразный мазок, заканчивающийся несколько ниже тельца птицы. Для завершения хвоста-веера надо соединить конец волнообразной линии с нижним краем крылышка.
Птица готова и вся композиция в целом готовы к росписи.
Несколько советов:
Чаще меняйте воду в банке. Я меняю при каждой смене цвета.
Не оставляйте кисточку в банке с водой, ворс заламывается, черенок отклеивается.
Не используйте хорошую кисть для смешивания красок, используйте для этих целей старые некачественные клеевые кисти.
Свойства гуаши: при высыхании она светлеет в 4 раза , пачкает руки, и быстро сохнет. Поэтому не оставляйте надолго баночки с гуашью открытыми.
Не бойтесь вертеть рабочую поверхность (альбомный лист тоже является ею) так, чтобы всегда было удобно.
Первый этап называется «замалевок» и по сути напоминает раскраску. Этим раскрашиванием сейчас и займёмся. Цвета можете выбрать сами, а можете повторить мои. В основном это разбеленые белым цветом синий, красный или малиновый или бордовый.. В итоге - розовый, голубой. А оранжевый и зелёный в чистом виде (без разбела). Смотрите далее процесс замалёвка по картинкам без комментариев.
Городецкая роспись- как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.