Урок литературного чтения Б. Шергин. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 8 с. Спасское Спасского района Приморского края




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ»


3 КЛАСС








Рожанская М. В.












Тема: «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»

Планируемые результаты:

Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.

Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.

Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

- Для чего вам нужны эти знания?

- Читать. Узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.

- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок, … .

II. Актуализация знаний и постановка темы урока

- Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название
раздела.

- Что необычного в названии этого раздела? Что это?

- Какой смысл заключён в ней?

- Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?

Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.

-Какое сходство вы заметили?

- Кто автор этого произведения?

- Назовите тему урока.

- Какие задачи стоят перед нами?

- Об авторе расскажет … (заранее подготовленный ученик). А вы слушайте её внимательно, потому что в конце её рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников.


- «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

- Это пословица.

- Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.

- Предположения детей.

Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.

- Название рассказа совпадает с названием раздела.

- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)








Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хра­нительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведения­ми Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

III . Реализация поставленных целей и задач

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.

Ещё вам встретятся такие слова как: АКАДЕМИЯ - высшее учреждение. ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ -натёр до блеска. ПАРКЕТЧИК - мастер, который составляет из дощечек узоры.

Дети находят толкования слов в словаре учебника.

Первичное чтение.

- Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

Дети слушают учителя.

Проверка восприятия.

- Какой вопрос я задала в начале чтения?

- Найдите ответ в тексте и зачитайте его.

- Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она?

-Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой.

Дети находят ответы в учебнике и зачитывают их.

Работа с пословицами и фразеологизмами.

- Какую особенность вы заметили в тексте? Например.

- Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма.

Но для начала мы вспомним правила работы в группе.

Можете приступать к работе.

А мы с вами продолжим работу.

- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?

- Что они делают?

- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.

А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?

- Видел ли Витя на самом деле работы Мити?

- А как он узнал о них?

- Молодцы, ребята! Всё верно.

- Я приглашаю ребят, работавших в группе, доложить о результатах проделанной работы.

- Встретилось много пословиц и фразеологизмов.

Правила работы в группе

1. Выслушивай товарища до

конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы

4. Работай дружно.

5.Изберите секретаря и презентатора группы.

6. Хорошее настроение - успех в работе.

Выполнение работы.

- На картинке изображены Ваня с бабушкой.

- Они беседуют.

Дети читают отрывок из произведения.

- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.

-Нет, не видел.

- О Митиных работах Вите рассказала бабушка.

- Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.

Физминутка

Повторное чтение

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

Восстановите цепь событий в рассказе.

«И в один день закончил верхний угол»

  • «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

  • Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

  • «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

  • Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».



  • Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

  • «И в один день закончил верхний угол»

  • «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

  • «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

  • Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».

Рефлексия Работа в группах. Характеристика героя в СИНКВЕЙНЕ.

У вас на партах лежат карточки с именами главных героев. Составьте синквейн о главных героях рассказа. Вы знаете, что синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. (происходит от французского слова - пять). Дети читают свои синквейны.

- …, .. и … выполните тест. Вам необходимо прочесть высказывания и поставить «+», если вы согласны с ним. Если же вы не согласны, то напротив высказывания поставьте «-».

Игра «Кузовок» (продолжить пословицы) Продолжить пословицы:

  • Что посеешь… (то и пожнёшь)
  • Без труда… (не выловить и рыбку из пруда)
  • Сделал дело…(гуляй смело)
  • С кем поведёшься…(от того и наберёшься)
  • Как аукнется…(так и откликнется)
  • За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь)
  • Что написано пером…(не вырубишь топором)
  • С книгой жить…(век не тужить)
  • Любишь кататься…(люби и саночки возить)
  • Слово не воробей…(вылетит - не поймаешь)

Дети выполняют тест

Закончи предложение

Сегодня на уроке я познаком. …

Мне показалось интересным………

Меня удивило………

Высказывания детей

Итог:

- Какая была цель урока?

- Вы её достигли?

- Что вы для этого сделали?

Высказывания детей

На доске помещены смайлики. Оцените свою работу на этом уроке

Дети оценивают


© 2010-2022