- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения Б. Шергин. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
Урок литературного чтения Б. Шергин. Собирай по ягодке - наберёшь кузовок
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рожанская М.В. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБОУ СОШ № 8 с. Спасское Спасского района Приморского края
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА РОССИИ»
3 КЛАСС
Рожанская М. В.
Тема: «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
Цель: познакомиться с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»
Планируемые результаты:
Личностные УУД: сформировать учебную мотивацию, ориентируясь на моральные нормы.
Регулятивные УУД: развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты.
Коммуникативные УУД: развивать опыт взаимодействия со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с биографией автора Б.В.Шергина; с его произведением «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок»; научатся слушать собеседника и вести диалог излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Мотивация к учебной деятельности
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- Для чего вам нужны эти знания?
- Читать. Узнаём об историях, которые случаются с героями произведений. Знакомимся с биографией авторов.
- Мы учимся на поступках героев рассказов и сказок, … .
II. Актуализация знаний и постановка темы урока
- Ребята, откройте страницу 123 учебника и прочитайте название
раздела.
- Что необычного в названии этого раздела? Что это?
- Какой смысл заключён в ней?
- Как вы думаете, о чём будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?
Откройте страницу 124 и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.
-Какое сходство вы заметили?
- Кто автор этого произведения?
- Назовите тему урока.
- Какие задачи стоят перед нами?
- Об авторе расскажет … (заранее подготовленный ученик). А вы слушайте её внимательно, потому что в конце её рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников.
- «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
- Это пословица.
- Только кропотливый и упорный труд может привести к ожидаемому результату.
- Предположения детей.
Соотносит пословицы с главным смыслом произведения.
- Название рассказа совпадает с названием раздела.
- Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)
Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище, потому что его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.
- В каком году и где родился писатель?
- Как он называл свою мать?
- Где учился писатель и почему?
III . Реализация поставленных целей и задач
Словарная работа.
- В тексте вам встретятся слова штукатурное, малярное. Найдите значение этих слов в словаре учебника.
Ещё вам встретятся такие слова как: АКАДЕМИЯ - высшее учреждение. ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ -натёр до блеска. ПАРКЕТЧИК - мастер, который составляет из дощечек узоры.
Дети находят толкования слов в словаре учебника.
Первичное чтение.
- Послушайте произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?
Дети слушают учителя.
Проверка восприятия.
- Какой вопрос я задала в начале чтения?
- Найдите ответ в тексте и зачитайте его.
- Найдите в тексте отрывок, в котором говорится о бабушке. Какая она?
-Найдите в тексте момент, когда Митя любуется своей незаконченной работой.
Дети находят ответы в учебнике и зачитывают их.
Работа с пословицами и фразеологизмами.
- Какую особенность вы заметили в тексте? Например.
- Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма.
Но для начала мы вспомним правила работы в группе.
Можете приступать к работе.
А мы с вами продолжим работу.
- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?
- Что они делают?
- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.
А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?
- Видел ли Витя на самом деле работы Мити?
- А как он узнал о них?
- Молодцы, ребята! Всё верно.
- Я приглашаю ребят, работавших в группе, доложить о результатах проделанной работы.
- Встретилось много пословиц и фразеологизмов.
Правила работы в группе
1. Выслушивай товарища до
конца.
2. Говори только по делу.
3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы
4. Работай дружно.
5.Изберите секретаря и презентатора группы.
6. Хорошее настроение - успех в работе.
Выполнение работы.
- На картинке изображены Ваня с бабушкой.
- Они беседуют.
Дети читают отрывок из произведения.
- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.
-Нет, не видел.
- О Митиных работах Вите рассказала бабушка.
- Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.
Физминутка
Повторное чтение
- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.
Восстановите цепь событий в рассказе.
«И в один день закончил верхний угол»
-
«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
-
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
-
«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
-
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
-
Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».
-
«И в один день закончил верхний угол»
-
«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».
-
«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».
-
Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
Рефлексия Работа в группах. Характеристика героя в СИНКВЕЙНЕ.
У вас на партах лежат карточки с именами главных героев. Составьте синквейн о главных героях рассказа. Вы знаете, что синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. (происходит от французского слова - пять). Дети читают свои синквейны.
- …, .. и … выполните тест. Вам необходимо прочесть высказывания и поставить «+», если вы согласны с ним. Если же вы не согласны, то напротив высказывания поставьте «-».
Игра «Кузовок» (продолжить пословицы) Продолжить пословицы:
- Что посеешь… (то и пожнёшь)
- Без труда… (не выловить и рыбку из пруда)
- Сделал дело…(гуляй смело)
- С кем поведёшься…(от того и наберёшься)
- Как аукнется…(так и откликнется)
- За двумя зайцами погонишься…(ни одного не поймаешь)
- Что написано пером…(не вырубишь топором)
- С книгой жить…(век не тужить)
- Любишь кататься…(люби и саночки возить)
- Слово не воробей…(вылетит - не поймаешь)
Дети выполняют тест
Закончи предложение
Сегодня на уроке я познаком. …
Мне показалось интересным………
Меня удивило………
Высказывания детей
Итог:
- Какая была цель урока?
- Вы её достигли?
- Что вы для этого сделали?
Высказывания детей
На доске помещены смайлики. Оцените свою работу на этом уроке
Дети оценивают