Рефлексивный анализ собственной педагогической практики в период перехода на ФГОС НОО в коррекционной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рефлексивный анализ собственной педагогической практики в период перехода

на ФГОС НОО в коррекционной школе

«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь,

И чтобы дать ученикам искорку знаний,

Учителю надо впитать целое море света.

В. А. Сухомлинский. Жизнь школы стала разнообразнее и сложнее всех самых совершенных методических рецептов и предписаний. Как показывает практика последних лет, не только слышащие, но и глухие учащиеся отторгают традиционное обучение, не вызывающее интереса к учебе. Перед педагогом коррекционной школы встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Поэтому, чтобы добиться высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, учитель обязан стать исследователем, постоянно искать более рациональные решения педагогических проблем и анализировать свой собственный рост. Я считаю, что современный учитель и не может довольствоваться лишь советами методического характера и самообразованием. Поэтому центральное место в моей жизни занимает курсовая подготовка, которую проходила систематически при Институте коррекционной педагогики Российской академии образования и, как батарейка, заряжалась знаниями, энергией, настроением на плодотворную работу. А сейчас, можно сказать, что посчастливилось быть зачисленной в дистанционную школу по теме «ФГОС НОО» в АО ИППК РО. Хочется еще принести пользу своей школе-интернату в период внедрения ФГОС в коррекционную школу. В утвержденных ФГОС начального и основного образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая разрабатывается в ОУ на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения, программу коррекционной работы, особые материально-технические условия и др. Чтобы идти в ногу со временем, мы решили апробировать в школе-интернате для детей с нарушениями слуха УМК «Школа России». УМК «Школа России» соответствует современным требованиям ФГОС, по моему мнению, в нем достаточно продуктивных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) для каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий,
а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для ее последующего решения. Важную роль играет умение правильно организовать себя на уроке и свое рабочее место. И работу эту надо начинать с первых дней пребывания в школе. В классах школы-интерната на стендах висят памятки для учащихся, чтобы дети могли контролировать свою осанку, правильно держали ручку. Оформлены правила работы на уроке:

  • начинаем и заканчиваем работу вовремя;

  • каждое слово должно быть услышанным;

  • говорит один, остальные молчат;

  • если хочешь что-то сказать, подними руку.

Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель - ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) - реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) - творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника. В учебниках «Школы России» задания творческого и поискового характера, направлены на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. Приведу пример из личного опыта по созданию проблемных ситуаций при проведении урока по окружающему миру на тему: «Кто такие птицы?» - Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.) - Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.) - Что общего у этих животных? (Умеют летать.) - Можно их отнести к одной группе? (Нет.) - Умение летать будет отличительным признаком птиц? - Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?). Конечно, не каждый школьник с нарушениями слуха ответит на эти вопросы, но групповая работа приносит результат. В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие - нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1-4 классов серии заданий творческого и поискового характера:
- продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу; - провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку; - провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера. Чтобы овладеть умением решать задачи, надо понимать содержание текста, что трудно дается глухим детям. Поэтому педагоги нашей школы-интерната используют такие виды работ:
  • драматизация задач;
  • использование конкретных предметов;
  • зарисовка задач;
  • работа с подвижной картинкой и т.д.
В младших классах мы используем различные схемы задач. После прочтения условия задачи, учащиеся выбирают к ней схему из нескольких предложенных схем на пройденные виды задач. В учебниках математики УМК «Школа России» предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка». С 1 класса, когда вводится предмет литературное чтение, дети учатся выделять название произведения и отвечать на вопросы о ком? и о чём? Им помогает опорный материал подготовительного класса, когда дети учатся делить слова на вопросы кто это? и что это? Затем постепенно добавляются вопросы кто автор? о чём говорится в рассказе? И другие задания, которые имеются в учебнике «Школа России», например: назови действующих лиц, выпиши главное предложение, расскажи о своих домашних любимцах, как ты относишься к животным? На уроках чтения педагоги начальных классов ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» используют ширму-раскладушку, а также перфокарты, которые помогают детям в работе над текстом и развивают у них навык работы с книгой. Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности. Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение - осмысленная, творческая, духовная деятельность, обеспечивает развитие эстетического восприятия, а также формирование личностных, коммуникативных УУД. В своей практике много времени отвожу самостоятельному чтению. Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Особое место отвожу экскурсиям. Хрустальный день осени, березу в бахроме, лес под шапкой зимы в природе рассматриваем и ощущаем воочию, а не только по картинкам учебника и словарю. Вскоре учащиеся сами начинают наблюдать изменения в природе и с утра в классе звучит: «А вы видели…», «А я любовалась…», «Как прекрасен этот мир…», «Мы живем в России…», «Природа моей малой родины…». Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…»… В сфере формирования личностных УУД в классах школы-интерната на стендах размещены «Памятки для учащихся» на разнообразные темы, например.

Чтобы хорошо учиться, нужно:

- слушать внимательно;

- говорить правильно;

- думать и отвечать верно;

- писать чисто и красиво.
Мне очень нравится содержание своих учебно-методических комплектов. Проанализирую задания, представленные в учебниках. Приведу примеры заданий на каждую группу УУД, направленные на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Части 1,2. Задания, направленные на формирование личностных универсальных учебных действий. 1. Подумаем и обсудим, что такое Родина и почему она так дорога каждому из нас? (Задание побуждает развивать личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям, идентифицировать себя к стране, государству) 2. Какие праздники отмечают народы России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие? (Задание развивает личностные УУД, проявляющие понимание и уважение к ценностям культур других народов) 3. Рассмотрите рисунки. Что делают дети на левом и правом рисунках? Оцените поведение детей и сделайте выводы для себя. (Задание развивает личностные УУД, связанные с умением оценивать свои и чужие поступки)

Задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий.

(Учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать и пр.) 1. Узнаем, какие бывают камни. Научимся сортировать камешки по форме, размеру, цвету. 2. Листья каких деревьев изображены на фотографиях? Неизвестные вам листья узнайте с помощью атласа - определителя. Проверьте себя (с.89). 3. Ребята получили задание: изготовить модель ковша Большой Медведицы. Вот что получилось. У Даши:___ У Пети:____ У Дениса_____ Кто изготовил модель верно? Даша Петя Денис

Верных ответов.

Оценка.

8 и больше

O

4 - 7

¤

3 и меньше

(Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него) М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. 1 класс. Часть 2.

Задания, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий. (Познавательные УУД - включают общеучебные, логические, знаково - символические)

  1. Составь по рисунку две задачи, одна из которых решается сложением, а другая вычитанием. Реши эти задачи.

  2. Сравни примеры в каждом столбике, определи, по какому правилу они составлены.

  3. Догадайся, сколько углов останется у квадратного куска фанеры, если от него отпилить один угол.

Задания, направленные на формирование коммуникативных универсальных учебных действий
(ученик учится отвечать на вопросы, ученик учится задавать вопросы, ученик учится вести диалог и др.) Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 1 класс. Часть 1.
  1. Создайте с друзьями свою маленькую азбуку. Выберите тему. Договоритесь, кто, что будет делать.
  2. Разыграйте с друзьями сценку, как в театре, «Спор гласных и согласных».
  3. О чем можно разговаривать с пчелой? Придумайте с другом диалог.

Проанализировав задания учебников в рамках формирования УДД, можно сделать вывод:

в работе с УМК «Школа России» при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно. Еще Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Педагоги коррекционной школы могут находить тот ключик и ту дверцу, которые раскрывают ученика с ограниченными возможностями здоровья и помогают ему светить уже при переходе на ФГОС, работая по УМК «Школа России». Спасибо авторам!



© 2010-2022