- Преподавателю
- Начальные классы
- Рефлексивный анализ собственной педагогической практики в период перехода на ФГОС НОО в коррекционной школе
Рефлексивный анализ собственной педагогической практики в период перехода на ФГОС НОО в коррекционной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова Н.Н. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рефлексивный анализ собственной педагогической практики в период перехода
на ФГОС НОО в коррекционной школе
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь,
И чтобы дать ученикам искорку знаний,
Учителю надо впитать целое море света.
В. А. Сухомлинский. Жизнь школы стала разнообразнее и сложнее всех самых совершенных методических рецептов и предписаний. Как показывает практика последних лет, не только слышащие, но и глухие учащиеся отторгают традиционное обучение, не вызывающее интереса к учебе. Перед педагогом коррекционной школы встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Поэтому, чтобы добиться высокой эффективности учебно-воспитательного процесса, учитель обязан стать исследователем, постоянно искать более рациональные решения педагогических проблем и анализировать свой собственный рост. Я считаю, что современный учитель и не может довольствоваться лишь советами методического характера и самообразованием. Поэтому центральное место в моей жизни занимает курсовая подготовка, которую проходила систематически при Институте коррекционной педагогики Российской академии образования и, как батарейка, заряжалась знаниями, энергией, настроением на плодотворную работу. А сейчас, можно сказать, что посчастливилось быть зачисленной в дистанционную школу по теме «ФГОС НОО» в АО ИППК РО. Хочется еще принести пользу своей школе-интернату в период внедрения ФГОС в коррекционную школу. В утвержденных ФГОС начального и основного образования определено, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В основной образовательной программе начального и основного общего образования, которая разрабатывается в ОУ на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья: увеличение сроков обучения, программу коррекционной работы, особые материально-технические условия и др. Чтобы идти в ногу со временем, мы решили апробировать в школе-интернате для детей с нарушениями слуха УМК «Школа России». УМК «Школа России» соответствует современным требованиям ФГОС, по моему мнению, в нем достаточно продуктивных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Структура и содержание системы учебников «Школа России» направлены на достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) для каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения. Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний. При такой системе построения материала учебников постепенно формируются умения сначала понимать и принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий,
а затем и самостоятельно формулировать учебную задачу, выстраивать план действия для ее последующего решения. Важную роль играет умение правильно организовать себя на уроке и свое рабочее место. И работу эту надо начинать с первых дней пребывания в школе. В классах школы-интерната на стендах висят памятки для учащихся, чтобы дети могли контролировать свою осанку, правильно держали ручку. Оформлены правила работы на уроке:
-
начинаем и заканчиваем работу вовремя;
-
каждое слово должно быть услышанным;
-
говорит один, остальные молчат;
-
если хочешь что-то сказать, подними руку.
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1-4 классов серии заданий творческого и поискового характера:
- продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу; - провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку; - провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера. Чтобы овладеть умением решать задачи, надо понимать содержание текста, что трудно дается глухим детям. Поэтому педагоги нашей школы-интерната используют такие виды работ:
- драматизация задач;
- использование конкретных предметов;
- зарисовка задач;
- работа с подвижной картинкой и т.д.
Чтобы хорошо учиться, нужно:
- слушать внимательно;
- говорить правильно;
- думать и отвечать верно;
- писать чисто и красиво.
Мне очень нравится содержание своих учебно-методических комплектов. Проанализирую задания, представленные в учебниках. Приведу примеры заданий на каждую группу УУД, направленные на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Части 1,2. Задания, направленные на формирование личностных универсальных учебных действий. 1. Подумаем и обсудим, что такое Родина и почему она так дорога каждому из нас? (Задание побуждает развивать личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям, идентифицировать себя к стране, государству) 2. Какие праздники отмечают народы России? Расскажите по фотографиям, что делают люди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие? (Задание развивает личностные УУД, проявляющие понимание и уважение к ценностям культур других народов) 3. Рассмотрите рисунки. Что делают дети на левом и правом рисунках? Оцените поведение детей и сделайте выводы для себя. (Задание развивает личностные УУД, связанные с умением оценивать свои и чужие поступки)
Задания, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий.
(Учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать и пр.) 1. Узнаем, какие бывают камни. Научимся сортировать камешки по форме, размеру, цвету. 2. Листья каких деревьев изображены на фотографиях? Неизвестные вам листья узнайте с помощью атласа - определителя. Проверьте себя (с.89). 3. Ребята получили задание: изготовить модель ковша Большой Медведицы. Вот что получилось. У Даши:___ У Пети:____ У Дениса_____ Кто изготовил модель верно? Даша Петя Денис
Верных ответов.
Оценка.
8 и больше
O
4 - 7
¤
3 и меньше
○
(Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него) М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. 1 класс. Часть 2.
Задания, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий. (Познавательные УУД - включают общеучебные, логические, знаково - символические)
-
Составь по рисунку две задачи, одна из которых решается сложением, а другая вычитанием. Реши эти задачи.
-
Сравни примеры в каждом столбике, определи, по какому правилу они составлены.
-
Догадайся, сколько углов останется у квадратного куска фанеры, если от него отпилить один угол.
(ученик учится отвечать на вопросы, ученик учится задавать вопросы, ученик учится вести диалог и др.) Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 1 класс. Часть 1.
- Создайте с друзьями свою маленькую азбуку. Выберите тему. Договоритесь, кто, что будет делать.
- Разыграйте с друзьями сценку, как в театре, «Спор гласных и согласных».
- О чем можно разговаривать с пчелой? Придумайте с другом диалог.
Проанализировав задания учебников в рамках формирования УДД, можно сделать вывод:
в работе с УМК «Школа России» при изучении практически всех тем можно формировать все универсальные учебные действия одновременно. Еще Сократ сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Педагоги коррекционной школы могут находить тот ключик и ту дверцу, которые раскрывают ученика с ограниченными возможностями здоровья и помогают ему светить уже при переходе на ФГОС, работая по УМК «Школа России». Спасибо авторам!