Патриотическое воспитание. (начальные классы)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание в начальной школе

Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может.
(Д. Байрон) Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка).

Патриотизм (от греческого patriotes - соотечественник, patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства (БСЭ). Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране - умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты - верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе. Патриотическое воспитание в школе осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Литературное чтение - ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. Общение с произведениями искусства - необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими, зарубежными и нашими современниками), приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, обладающего национальной самобытностью. Систематическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: погружение в историческое время, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ. На уроках литературного чтения происходит общение с книгой, здесь, по словам психолога А. Леонтьева, "мы учимся чувствовать, хотеть, "относиться" к другим людям - через искусство. Оно-то, на чем мы учимся быть людьми". На уроках происходит знакомство учащихся со стихами и рассказами о природе. «Любовь к родной природе - один из важнейших признаков любви к своей стране…». Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любви к родной природе. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимаем за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств. Не только прекрасная русская поэзия развивает выше перечисленные качества у учащихся, но и значимые произведения древнерусской литературы, народные и авторские сказки. Работа по этому направлению продолжается и на уроках русского языка, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

Во внеурочной и внеклассной деятельности это могут быть:

- курс «Истоки;

- посещение спектаклей, музеев;

- выпуск стенгазеты;

- тематические воспитательные часы, беседы по прочитанным произведениям;

-участие в благотворительных акциях и конкурсах, создание проектов «Никто не забыт, ничто не забыто» и другие;

- написания сочинений; - конкурсов чтецов, художественной самодеятельности.

Если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. (Николай Гаврилович Чернышевский)

© 2010-2022