Урок русского языка Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»

Урок русского языка в 4 классе

на РМО руководителей ШМО

учителей начальных классов



Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»



Составитель: Штатнова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.

12 марта 2015 гола



Тип: урок открытия новых знаний.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Задачи:

-создавать условия для наблюдения за написанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

- создавать условия для необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

-развивать умение определять лицо, число и спряжение глаголов.

Планируемые результаты:

Предметные:

-выделять безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени;

-объяснять необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

-определять лицо, число и спряжение глаголов.

Метапредметные:

-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

-делать выводы на основе информации, представленной в таблице;

-соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;

-рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность;

-активно сотрудничать при обсуждении спорных вопросов;

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные:

- знать и применять в общении правила вежливого обращения.

Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации)

Ресурсы урока: учебник, ч.2; рабочая тетрадь, …

Ход урока.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Время

1.Самоопределение к деятельности

Урок начинается со слов учителя:

- "Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты".




Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!


1 мин.

- Ребята, мы хорошо поработали над предыдущей темой: научились определять спряжение глаголов по личным окончаниям, узнали, как пишутся окончания глаголов под ударением.

- Дома вы должны были определить, о каких событиях идёт речь в тексте и вставить пропущенные окончания глаголов.

- Что вам известно о Великой Отечественной войне? Давайте вспомним события минувших дней.

(Слайд-заставка)

Урок русского языка Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



Работа с документ-камерой:

(1 тетрадь с домашним заданием) - 1 оценка

- Возникли ли у вас трудности в определении окончаний глаголов?

- Почему?

- Каким правилом вы пользовались, выполняя работу?

Самооценка:

-Поставьте «+», кто считает, что выполнил правильно.

-Как вы считаете, можно ли на этом этапе закончить изучение темы «Глагол»?

-Чему бы вы хотели ещё научиться, изучая данную тему?

Текст для домашней работы.

Здесь птицы не по…т, деревья не раст…т,

И только мы к плечу плечо врастаем в землю тут.

Гор…т и кружится планета,

Над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не посто…м

- Речь идёт о Великой Отечественной войне.

1 ученик

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.


2 ученик

Нелегко доставалась эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял сына, кто - отца или мать, кто - сестру или брата, кто - друга.

3 ученик


Победа досталась дорогой ценой.

9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.

-Нет.

- Окончания ударные.

Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

(Дети высказывают своё мнение) - 1-2 человека.

4 мин.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.


Работа на компьютерах:

Прочитайте предложения и назовите слова, в которых уверенно можно написать окончания глаголов.

-Вставьте пропущенные гласные буквы.

За мир.

В любом краю любой страны ребята не хот...т войны. (Е.Трунова.)

Ребятам всей земли салют! Пусть буд…т мир на свете! Пускай счастливыми раст…т отцам на смену дети! (С. Маршак.)

Работа в парах на компьютерах:

Читают предложения. Выбирают заданные слова: хотят, растут.

5 мин.

3.Выявление места и причины затруднения.


Беседа:

- Почему вы выбрали именно эти слова?

- Почему? Вспомните, как пишутся личные окончания глаголов под ударением?

-Как вы считаете, какую гласную букву надо написать в окончании глагола будет?

-Как вы рассуждали?

- Как вы думаете, почему наши мнения разошлись?

- Раз у нас возникли разногласия, предлагаю действовать так: давайте спишем этот текст, но на месте гласной в окончании глагола буд…т оставим пробел и вернёмся к этому слову чуть позже.

-Закройте документ, выключите ноутбуки.

Беседа:

- Не возникло затруднений в написании окончаний глаголов.

-Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

Учащиеся отвечают: -е,-и

-Пытались поставить ударение, пытались угадать, пытались вспомнить и т.д.

-Окончания данных глаголов безударные. Мы ещё не знаем, как правильно писать безударные окончания глаголов.

- Дети пишут с комментированием.

5 мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

(Стоя)


-Значит, какую общую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

-Давайте уточним, каких именно глаголов. Определите время глаголов.

- Назовите тему урока.

-Предположите, что нужно уметь определить у глагола, чтобы не ошибиться в выборе гласной буквы в безударном окончании?

-Учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.

- Настоящего и будущего времени.

-Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Учащиеся высказывают свои предположения: время, лицо, число, спряжение.

2 мин.

Работа с таблицей в учебнике:

Работа с таблицей в учебнике:


- Откройте учебники на с. 93

Рассмотрите таблицу и скажите, так от чего же зависит написание окончания глагола?

-Назовите гласные, которую надо писать в окончаниях глаголов 1 спряжения.

-Назовите гласную, которую надо писать в окончаниях глаголов 2 спряжения.

- От спряжения, лица, числа.

- Гласную -е, у, ю

- Гласную -и, а, я

2 мин.

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по карточкам.

Прочитайте.

Богатыря узнаешь на поле брани.

Умелый воин в бою не дрогнет.

Воина и раны красят.


  • Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями. Выделите их окончания. После каждого глагола укажите лицо, число, спряжение.

По окончании работы учитель

на интерактивной доске высвечивает правильный ответ: лицо, число и спряжение выписанных глаголов с безударными окончаниями.

Узнаешь (2 лицо, ед.ч.,1 спр.).

Не дрогнет (3 лицо, ед.ч., 1 спр.).

Красят (3 лицо, ед. ч.,2 спр.)

- Кто не допустил ошибок? (4-5 оценок)

- Как вы определяли спряжение?

-Читают задание. Определяют последовательность действий по выполнению.



По окончании представляют результаты. Проводят самопроверку. (4-5 оценок)

Самооценка (! +,-).



-По окончаниям.

4 мин.

Учитель задаёт проблемный вопрос:

-А как же определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Где можно получить достоверную информацию?

Предлагают обратиться к учебнику, к Интернету и т.д.

1 мин.

Работа с правилом. ( с. 94)

- Прочитайте вопросы к упр.191.

- Как будете работать с памяткой: индивидуально или в парах?

По ходу работы на доске появляется алгоритм (открывается шторка на интерактивной доске):

  1. Ставлю гл. в неопр. ф.

  1. Смотрю на суффикс перед -ть.

1 спр.

2 спр.

На - еть,-ать,-оть,

- уть.

на - ить

2 глагола - исключения:


11 глаголов - исключений.


Выбирают форму работы. Читают памятку. Проговаривают алгоритм действия. Обсуждают в классе.

У учащихся на партах такой же алгоритм.



  1. Ставлю гл. в неопр. ф.

  1. Смотрю на суффикс перед -ть.

1 спр.

2 спр.

На - еть,-ать,-оть,

- уть.

на - ить

2 глагола - исключения:

брить, стелить.

11 глаголов - исключений:

Гнать, держать, дышать, зависеть,

слышать, видеть

и обидеть,

а ещё вертеть, терпеть,

ненавидеть и смотреть.

3 мин.

5.Реализация построенного проекта.

(Стоя)



-Предположим, что мы с вами уже поставили глаголы в неопределённую форму. (На доске глаголы: защищать, помнить, терпеть, служить, закрыть, оборонять.

- Распределите слова в 2 столбика по спряжениям.

Учащиеся по одному выходят к доске и перетаскивают карточки со словами в нужный столбик, проговаривают способ действия с помощью схемы (на парте). Тот, кто выходит к доске, берёт схему с собой.

3 мин.

6.Первичное закрепление

с проговариванием во внешней речи.



Слова, распределённые по группам, остаются открытыми на доске.

-Теперь, когда мы определили спряжение глаголов, давайте определим безударные личные окончания. Вернитесь к таблице на стр. 93

защища…т Родину

верно служ…шь

терп…т боль

помн…м павших

Фронтально, на карточках. (карточка у каждого учащегося)

Дети, ориентируясь на таблицу и столбики слов на доске, объясняют свой выбор и вставляют гласные буквы в окончания глаголов.

5 мин.

7.Самостоятельная работа

с самопроверкой по эталону.



-А теперь попытайтесь самостоятельно поработать ещё с двумя словосочетаниями.

обороня…т родной город

закро…т собой

- У кого возникли затруднения?

Учащиеся вставляют буквы самостоятельно.

Самопроверка (Слайд на доске):

обороняет родной город

закроет собой

5 мин.

Домашнее задание.

2 мин.

-Дома вы также будете определять спряжение глаголов. Я предлагаю вам выполнить на выбор одно из упражнений (194,195).

Записывают домашнее задание.

8.Включение в систему знаний и повторения.



Предупредительный диктант.

Вечный огонь.

У могилы солдата пыла…т огонь. У каменной звезды всегда люди. Стоят, молчат. Они кладут цветы на гладкую плиту из мрамора. К кому пришли люди?

Жил человек. Носил имя, имел родных. Герой погиб за Родину. Он стал неизвестным солдатом. Льёт дождь или идёт снег, а огонь всё горит. Идут, идут сюда люди по зову сердца.

Или так (ориентируемся по времени)

Вечный огонь.

У могилы солдата пыла…т огонь. У каменной звезды всегда люди. Они кладут цветы на мраморную плиту. К кому пришли люди?

Жил человек. Носил имя, имел родных. Герой погиб за Родину. Он стал неизвестным солдатом. Идут к огню люди по зову сердца.

- Ребята, в каком глаголе окончание безударное? (пыла…т)

-Какую гласную вы написали? (-е)

- Как рассуждали?

5 мин.



9.Рефлексия учебной деятельности.



-А теперь вернёмся к слову, которое вызвало спор в начале урока.

-Можем ли мы теперь сказать, какое окончание нужно написать?

-Как нужно рассуждать.

4 мин.

Резерв

Ученица читает:



Расул Гамзатов

Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.

Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,
Чтоб не погиб там ни один живой.

И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.

Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
<Перевод Я.Козловского>


© 2010-2022