- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Урок русского языка Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Штатнова И.В. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»
Урок русского языка в 4 классе
на РМО руководителей ШМО
учителей начальных классов
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Составитель: Штатнова Ирина Валерьевна, учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
12 марта 2015 гола
Тип: урок открытия новых знаний.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Цель: познакомить со способом определения спряжения глаголов по неопределённой форме; учить правильно писать безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Задачи:
-создавать условия для наблюдения за написанием безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
- создавать условия для необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
-развивать умение определять лицо, число и спряжение глаголов.
Планируемые результаты:
Предметные:
-выделять безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени;
-объяснять необходимости проверки безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
-определять лицо, число и спряжение глаголов.
Метапредметные:
-понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
-делать выводы на основе информации, представленной в таблице;
-соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;
-рационально организовывать самостоятельную учебную деятельность;
-активно сотрудничать при обсуждении спорных вопросов;
-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные:
- знать и применять в общении правила вежливого обращения.
Межпредметные связи: математика, окружающий мир (работа с табличной формой представления информации)
Ресурсы урока: учебник, ч.2; рабочая тетрадь, …
Ход урока.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося
Время
1.Самоопределение к деятельности
Урок начинается со слов учителя:
- "Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты".
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
1 мин.
- Ребята, мы хорошо поработали над предыдущей темой: научились определять спряжение глаголов по личным окончаниям, узнали, как пишутся окончания глаголов под ударением.
- Дома вы должны были определить, о каких событиях идёт речь в тексте и вставить пропущенные окончания глаголов.
- Что вам известно о Великой Отечественной войне? Давайте вспомним события минувших дней.
(Слайд-заставка)
Работа с документ-камерой:
(1 тетрадь с домашним заданием) - 1 оценка
- Возникли ли у вас трудности в определении окончаний глаголов?
- Почему?
- Каким правилом вы пользовались, выполняя работу?
Самооценка:
-Поставьте «+», кто считает, что выполнил правильно.
-Как вы считаете, можно ли на этом этапе закончить изучение темы «Глагол»?
-Чему бы вы хотели ещё научиться, изучая данную тему?
Текст для домашней работы.
Здесь птицы не по…т, деревья не раст…т,
И только мы к плечу плечо врастаем в землю тут.
Гор…т и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не посто…м
- Речь идёт о Великой Отечественной войне.
1 ученик
22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом.
2 ученик
Нелегко доставалась эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял сына, кто - отца или мать, кто - сестру или брата, кто - друга.
3 ученик
Победа досталась дорогой ценой.
9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня Великой Победы. Совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего государства.
-Нет.
- Окончания ударные.
Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.
(Дети высказывают своё мнение) - 1-2 человека.
4 мин.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Работа на компьютерах:
Прочитайте предложения и назовите слова, в которых уверенно можно написать окончания глаголов.
-Вставьте пропущенные гласные буквы.
За мир.
В любом краю любой страны ребята не хот...т войны. (Е.Трунова.)
Ребятам всей земли салют! Пусть буд…т мир на свете! Пускай счастливыми раст…т отцам на смену дети! (С. Маршак.)
Работа в парах на компьютерах:
Читают предложения. Выбирают заданные слова: хотят, растут.
5 мин.
3.Выявление места и причины затруднения.
Беседа:
- Почему вы выбрали именно эти слова?
- Почему? Вспомните, как пишутся личные окончания глаголов под ударением?
-Как вы считаете, какую гласную букву надо написать в окончании глагола будет?
-Как вы рассуждали?
- Как вы думаете, почему наши мнения разошлись?
- Раз у нас возникли разногласия, предлагаю действовать так: давайте спишем этот текст, но на месте гласной в окончании глагола буд…т оставим пробел и вернёмся к этому слову чуть позже.
-Закройте документ, выключите ноутбуки.
Беседа:
- Не возникло затруднений в написании окончаний глаголов.
-Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.
Учащиеся отвечают: -е,-и
-Пытались поставить ударение, пытались угадать, пытались вспомнить и т.д.
-Окончания данных глаголов безударные. Мы ещё не знаем, как правильно писать безударные окончания глаголов.
- Дети пишут с комментированием.
5 мин.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
(Стоя)
-Значит, какую общую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
-Давайте уточним, каких именно глаголов. Определите время глаголов.
- Назовите тему урока.
-Предположите, что нужно уметь определить у глагола, чтобы не ошибиться в выборе гласной буквы в безударном окончании?
-Учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.
- Настоящего и будущего времени.
-Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
Учащиеся высказывают свои предположения: время, лицо, число, спряжение.
2 мин.
Работа с таблицей в учебнике:
Работа с таблицей в учебнике:
- Откройте учебники на с. 93
Рассмотрите таблицу и скажите, так от чего же зависит написание окончания глагола?
-Назовите гласные, которую надо писать в окончаниях глаголов 1 спряжения.
-Назовите гласную, которую надо писать в окончаниях глаголов 2 спряжения.
- От спряжения, лица, числа.
- Гласную -е, у, ю
- Гласную -и, а, я
2 мин.
Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся по карточкам.
Прочитайте.
Богатыря узнаешь на поле брани.
Умелый воин в бою не дрогнет.
Воина и раны красят.
-
Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями. Выделите их окончания. После каждого глагола укажите лицо, число, спряжение.
По окончании работы учитель
на интерактивной доске высвечивает правильный ответ: лицо, число и спряжение выписанных глаголов с безударными окончаниями.
Узнаешь (2 лицо, ед.ч.,1 спр.).
Не дрогнет (3 лицо, ед.ч., 1 спр.).
Красят (3 лицо, ед. ч.,2 спр.)
- Кто не допустил ошибок? (4-5 оценок)
- Как вы определяли спряжение?
-Читают задание. Определяют последовательность действий по выполнению.
По окончании представляют результаты. Проводят самопроверку. (4-5 оценок)
Самооценка (! +,-).
-По окончаниям.
4 мин.
Учитель задаёт проблемный вопрос:
-А как же определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Где можно получить достоверную информацию?
Предлагают обратиться к учебнику, к Интернету и т.д.
1 мин.
Работа с правилом. ( с. 94)
- Прочитайте вопросы к упр.191.
- Как будете работать с памяткой: индивидуально или в парах?
По ходу работы на доске появляется алгоритм (открывается шторка на интерактивной доске):
-
Ставлю гл. в неопр. ф.
-
Смотрю на суффикс перед -ть.
1 спр.
2 спр.
На - еть,-ать,-оть,
- уть.
на - ить
2 глагола - исключения:
11 глаголов - исключений.
Выбирают форму работы. Читают памятку. Проговаривают алгоритм действия. Обсуждают в классе.
У учащихся на партах такой же алгоритм.
-
Ставлю гл. в неопр. ф.
-
Смотрю на суффикс перед -ть.
1 спр.
2 спр.
На - еть,-ать,-оть,
- уть.
на - ить
2 глагола - исключения:
брить, стелить.
11 глаголов - исключений:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
слышать, видеть
и обидеть,
а ещё вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
3 мин.
5.Реализация построенного проекта.
(Стоя)
-Предположим, что мы с вами уже поставили глаголы в неопределённую форму. (На доске глаголы: защищать, помнить, терпеть, служить, закрыть, оборонять.
- Распределите слова в 2 столбика по спряжениям.
Учащиеся по одному выходят к доске и перетаскивают карточки со словами в нужный столбик, проговаривают способ действия с помощью схемы (на парте). Тот, кто выходит к доске, берёт схему с собой.
3 мин.
6.Первичное закрепление
с проговариванием во внешней речи.
Слова, распределённые по группам, остаются открытыми на доске.
-Теперь, когда мы определили спряжение глаголов, давайте определим безударные личные окончания. Вернитесь к таблице на стр. 93
защища…т Родину
верно служ…шь
терп…т боль
помн…м павших
Фронтально, на карточках. (карточка у каждого учащегося)
Дети, ориентируясь на таблицу и столбики слов на доске, объясняют свой выбор и вставляют гласные буквы в окончания глаголов.
5 мин.
7.Самостоятельная работа
с самопроверкой по эталону.
-А теперь попытайтесь самостоятельно поработать ещё с двумя словосочетаниями.
обороня…т родной город
закро…т собой
- У кого возникли затруднения?
Учащиеся вставляют буквы самостоятельно.
Самопроверка (Слайд на доске):
обороняет родной город
закроет собой
5 мин.
Домашнее задание.
2 мин.
-Дома вы также будете определять спряжение глаголов. Я предлагаю вам выполнить на выбор одно из упражнений (194,195).
Записывают домашнее задание.
8.Включение в систему знаний и повторения.
Предупредительный диктант.
Вечный огонь.
У могилы солдата пыла…т огонь. У каменной звезды всегда люди. Стоят, молчат. Они кладут цветы на гладкую плиту из мрамора. К кому пришли люди?
Жил человек. Носил имя, имел родных. Герой погиб за Родину. Он стал неизвестным солдатом. Льёт дождь или идёт снег, а огонь всё горит. Идут, идут сюда люди по зову сердца.
Или так (ориентируемся по времени)
Вечный огонь.
У могилы солдата пыла…т огонь. У каменной звезды всегда люди. Они кладут цветы на мраморную плиту. К кому пришли люди?
Жил человек. Носил имя, имел родных. Герой погиб за Родину. Он стал неизвестным солдатом. Идут к огню люди по зову сердца.
- Ребята, в каком глаголе окончание безударное? (пыла…т)
-Какую гласную вы написали? (-е)
- Как рассуждали?
5 мин.
9.Рефлексия учебной деятельности.
-А теперь вернёмся к слову, которое вызвало спор в начале урока.
-Можем ли мы теперь сказать, какое окончание нужно написать?
-Как нужно рассуждать.
4 мин.
Резерв
Ученица читает:
Расул Гамзатов
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.
А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.
Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.
И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.
Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.
Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.
И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.
Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,
Чтоб не погиб там ни один живой.
И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.
Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.
Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
<Перевод Я.Козловского>