Конспект урока 2 класс Тютчев Ф. И. Зима недаром злиться

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока 2 класс Тютчев Ф.И. Зима недаром злитьсяКонспект урока 2 класс Тютчев Ф.И. Зима недаром злитьсяКонспект урока 2 класс Тютчев Ф.И. Зима недаром злитьсяКонспект урока 2 класс Тютчев Ф.И. Зима недаром злитьсяКонспект урока 2 класс Тютчев Ф.И. Зима недаром злиться


Конспект урока

Учитель МОУ Павинской СОШ: Ковташ Ирина Васильевна. Предмет: литературное чтение Класс: 2 Тема: Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Педагогическая цель: создать условия для ознакомления со стихотворением русского поэта Ф.И. Тютчева о весне; способствовать развитию речи, воображения, воспитанию любви к природе, русской поэзии. Планируемые результаты: Предметные: умение выразительно читать стихотворение или его фрагмент, объяснять смысл названия произведения и его связь с содержанием. Метапредметные: Познавательные: поиск в стихотворении слов, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданной. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно оценивать правильность выполненных учебных действий. Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, описывают объект: умеют передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника Личностные: умение привлекать опыт собственных переживаний и жизненных впечатлений в процессе размышлений над лирическим произведением, проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, осознают значимость чтения для развития и обучения, испытывают потребность в систематическом чтении. Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный. Образовательные ресурсы: Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (авторы Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г..) Проектор, ноутбуки для учителя, презентация; карточки с заданиями для учащихся, «Словарь настроений», сигнальные карточки. Тип урока: изучение нового материала

















Ход урока.

1.Организационный момент. . СЛАЙД 1

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

2.Речевая разминка. В классе звучит пение птиц. СЛАЙД 2

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех,

Птицы весело запели,

Слышен звонкий стук капели.

Небо светло-голубое.

Что с природою такое? (Пришла весна)

(Чтение шепотом, в полголоса, с вопросительной интонацией)

3. Установка на художественное восприятие текста.

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке? (о зиме и весне) -Как вы догадались? (Журчание ручейков, пение птиц.) - Какие изменения, происходящие в природе, вы заметили? (Мы заметили, что появились сосульки, стало теплее, солнце светит ярче. День становится длиннее, а ночь - короче).

1)Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковского «Апрель». СЛАЙД 3 - А сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение П.И. Чайковского «Апрель». (Звучит запись произведений П. И. Чайковского «Апрель».) - Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании произведения? (При прослушивании - «Апрель» - радостные, светлые, потому что в апреле уже растаял снег, птицы прилетели. И у людей радостное настроение). -При помощи чего композитору удалось передать настроение природы? (Композитору удалось передать настроение через музыкальные звуки) 2) Учитель демонстрирует репродукции И.Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели». СЛАЙД 4 -Вспомните, как передаёт художник настроение природы.(Художник передаёт настроение при помощи кисти и красок). - Для того, что бы передать настроение, художник использует целую палитру красок. Посмотрите, какими чарующими красками изобразил начало весны на своей картине «Март» художник И.Левитан. На картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» показана красота ранней весны, пробуждение природы. 3) Знакомство с биографией Ф.И.Тютчева. СЛАЙД 5. - Весну любили не только композиторы и художники, но и кто, как вы думаете? (Весну любили и поэты). Любил весну и замечательный поэт Ф.И. Тютчев.(учитель демонстрирует ученикам портрет поэта). О жизни этого поэта нам расскажут ребята.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря в родовом имении отца, дворянина и помещика Тютчева, в Орловской губернии. Первоначальное образование получил дома. С детства хорошо знал французский язык, писал стихи по-французски. (Коркина Л)

В 1819 г. поступил на словесное отделение Московского университета. После его окончания, поступил на службу в Министерство иностранных дел. В течении 22 лет жил и работал за границей. После возвращения на Родину остался на государственной службе и лишь в свободное от работы время посвящал себя поэтическому творчеству. (Киселёв С)

Стихи Тютчев начал писать еще в подростковом возрасте, однако печатался редко. К Пушкину попала тетрадь стихотворений Тютчева, и великий поэт разрешил публикацию 24 стихотворений в своем журнале "Современник". Однако настоящая известность пришла к Тютчеву, когда он выпустил сборник стихов. (Шергин С)

Тютчев не писал специально для детей, но стихотворения о природе прочно вошли в круг детского чтения: "Весенняя гроза", "Весенние воды", "Листья", "Зима недаром злится", "Чародейкою Зимой", "Есть в осени первоначальной", "Радуга".Поэзия Тютчева вдохновляла композиторов, и многие стихи были положены на музыку. (Лаптева К)

4.Постановка темы и цели урока. (Выход на слайд 4)

-Прочитайте название стихотворения Тютчева.

-Можно по названию определить, о чём это стихотворение?

(Можно, это стихотворение о зиме и весне).

- Поставьте цель. Назовите тему.

(Познакомиться с произведением Тютчева, научиться выразительно читать стихотворение).

5. Усвоение новых знаний и способов действий. СЛАЙД 6

Первичное чтение стихотворения "Зима недаром злится" учителем под музыку Чайковского «Времена года. Апрель»

Установка перед чтением: "Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о весне?" (Дети пользуются "Словарём настроений»)

(радостное, солнечное, бодрое, приподнятое, ликующее ,светлое, сказочное т.д.)

-О чём в своём стихотворении рассказал нам автор? (Автор рассказал нам о борьбе Зимы с Весной). -В этом произведении два образа - два настроения. Скажите, на чьей стороне автор? Что ему больше нравиться? (Поэту больше нравится Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму зато, что она не уходит).

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. 1) Словарная работа. СЛАЙД 7 -Прочитаем данные слова на экране:

  • Хлопочет

  • Взбесилась

  • Наперекор

  • Трезвон

  • Пуще

-Выясним значения этих слов, для этого возьмите карточку №1. Соедините слова с их значениями. (Работа в парах)

Карточка №1.

  • Хлопочет звон церковных колоколов

  • Взбесилась вопреки

  • Наперекор очень сильно разозлилась

  • Трезвон еще больше

  • Пуще заниматься чем-то очень усердно

( Проверка на экране) - На сколько частей можно разделить это стихотворение? (Это стихотворение можно разделить на пять частей).

2) Анализ текста. 1 часть. Учитель. Прочитайте выразительно первую часть стихотворения и ответьте, почему злится Зима. Дети. Зима злится, потому что прошла её пора. Учитель. Каким другим словом можно заменить слово «недаром»? Дети. Можно заменить словами «не зря», «не напрасно». Учитель. Как вы понимаете две последние строчки этой части? Дети. Это значит, что весна уже близко, скоро наступит. Учитель. Какие слова по - вашему, являются главными в этой части?(недаром, прошла, стучится, гонит)

2 часть. Учитель. Теперь прочитайте вторую часть. -О каких признаках весенней природы можно сказать словами автор? Дети. Всё засуетилось, жаворонки в небе… Учитель. А как вы понимаете смысл слов «всё засуетилось»? Дети. Это значит, что всё оживает, движется, тает.

Звучит фонограмма голоса жаворонка. СЛАЙД 8 -Об этом более подробно нам расскажет Попова Нина. -Это относит нас к старинному славянскому празднику «Жаворонки», приходящемуся на 22 марта - день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а затем и другие перелетные птицы. Люди пекли из теста изображения этих птичек, обмазывали их мёдом, золотили им крылья и головы и с такими самодельными «жаворонками» выходили в поле и закликали Весну: Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите

Зима нам надоела!

Весь хлеб у нас поела! Физ.минутка

-Давайте представим, что мы очутились в далеком прошлом и закликаем жаворонков. (Дети повторяют за учеником закличку вместе движениями).
Учитель. Значит, каким должен быть темп чтения этой части? Дети. Быстрый, передающий движение. Учитель. Какие слова здесь главные?(всё засуетилось, всё нудит, жаворонки, подняли). Учитель. Теперь прочитайте выразительно вслух вторую часть, обратите внимание на темп чтения.

3 часть. Учитель. Прочитайте самостоятельно третью часть и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. Дети. Хлопочет, ворчит; хохочет, шумит. Учитель. Какие слова здесь главные? Дети. Эти слова и являются здесь главными. Учитель. А как шумит Весна? Дети. Весна шумит ручьями, шелестом ветерка, птичьим криком. Учитель. Прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения.

4 часть. Учитель. Прочитайте четвёртую часть и выберите из текста слова, доказывающие, что Зима так просто не уходит. Дети. Зима взбесилась. Учитель. Слова «взбесилась», «пустила», «убегая» являются основными в данной части. А как называет поэт Зиму? Дети. Поэт называет Зиму «ведьмой злой». Учитель. А как называет Весну? Дети. А Весну называет - «прекрасное дитя».

  1. Словесное рисование картины
Учитель. Нарисуйте словами картинку, как взбесилась Зима. Дети. Она посылает метель на землю. Зима воюет, дует холодом, сыплет колючим снегом. Солнце вдруг спрячется, повалит густой снег, а потом опять голубое небо. СЛАЙД 9 Учитель. Мальчики прочитайте выразительно вслух эту часть стихотворения, передайте отношение автора к Зиме.


5 часть. Учитель. Прочитайте последнюю часть и ответьте на вопрос: как Весна отреагировала на проказы Зимы? Дети. Весна не переживает и не обращает внимания. Учитель. В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае свойственно автору. А как бы сказали грамотно мы? Дети. Надо говорить «умылась». Учитель. Итак, при выразительном чтении этого стихотворения, какие слова надо выделить голосом? Дети. Нужно выделять голосом главные слова, те, которые мы подчеркнули. . СЛАЙД 10 Учитель. Девочки прочитайте вслух последнюю часть, изображая голосом, что Весна не унывает.

2)Чтение всего стихотворения «по цепочке» пятью учениками. Учитель. А теперь, прочитайте выразительно всё стихотворение вслух. Каким тоном надо его читать? Дети. Это стихотворение нужно читать бодро. Учитель. Почему? Дети. Потому что Весна побеждает.

3) Второй и третий - отдельными учащимися, от начала до конца. Учитель. Скажите, похоже это стихотворение на сказку? Дети. Да. Учитель. Почему? Дети. Потому что, Зима и Весна - как живые существа. -Какой поэтический приём использует автор в этом стихотворении? (Олицетворение- когда предметы неживой природы изображаются, как живые.)

7. Самостоятельная работа. Карточка №2.

1 в. Найдите слова, характеризующие зиму.

2 в. Найдите слова, характеризующие весну .

Весна

Зима стучится злится гонит (зиму) хлопочет хохочет ворчит шумит взбесилась умылася пустила румяней стала



Проверка на экране. СЛАЙД 11 8 Итог урока.

- Вот и подходит к концу наш урок. Сейчас мы проверим, кто же из вас был сегодня самым внимательным и наблюдательным. Давайте ответим на вопросы и заполним кроссворд, которые лежат перед вами. Работа в группах . СЛАЙД12

Карточка №3

1. Кого Ф.И.Тютчев называл «прекрасным дитём»?

2. Каких птиц пекли из теста, и зазывали с ними весну?

3. Кого Ф.И.Тютчев называл «ведьмой злой»?

4.Какой поэтический приём использовал Тютчев в своём стихотворении?

5. Кто написал стихотворение «Зима недаром злится…»? 1. в е с н а 2. ж а в о р о н к и 3. з и м а 4. о л и ц е т в о р е н и е 5. т ю т ч е в

9. Рефлексия деятельности. СЛАЙД13

  • У меня на уроке было … настроение, потому что…
  • Мне надо поработать над …
  • Я хочу сказать спасибо …
  • Мне понравилось …

10 Домашнее задание.

- Стр. 110 Выучить стих наизусть. В тетради изобразить понравившегося героя из стихотворения. СДАЙД 14 -Спасибо за урок.



Приложение к уроку.

Словарь настроений.

РАДОСТЬ. Чувства: восторг, восхищение, ликование, лёгкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность, бодрость, счастье.

Настроение и состояние: радостное, хорошее, светлое, весёлое, смешное, праздничное, солнечное, приподнятое, бодрое, торжественное, игривое, хвалебное, задорное, приятное, шаловливое, лёгкое, шумное, лучезарное, лучистое, озарённое, шутливое, насмешливое, хвастливое, ироническое, лукавое, забавное, ликующее, восторженное, восхищённое, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое, бурное, возбуждённое, волшебное, воспевающее, грустной радости, звонкое, мечтательное, прославляющее, сказочное, жизнерадостное.

________________________________________________________________

Карточка №1.

  • Хлопочет звон церковных колоколов

  • Взбесилась вопреки

  • Наперекор очень сильно разозлилась

  • Трезвон еще больше

  • Пуще заниматься чем-то очень усердно

____________________________________________________________

Карточка №2

Весна

Зима



















_______________________________________________________________

Карточка №2

Весна

Зима



























Карточка №3

1. Кого Ф.И.Тютчев называл «прекрасным дитём»?

2. Каких птиц пекли из теста, и зазывали с ними весну?

3. Кого Ф.И.Тютчев называл «ведьмой злой»?

4.Какой поэтический приём использовал Тютчев в своём стихотворении?

5. Кто написал стихотворение «Зима недаром злится…»?

1.




2.








3.



4.












5.






__________________________________________________________________















13


© 2010-2022