- Преподавателю
- Начальные классы
- План-конспект урока литературного чтения на тему: Знакомство с буквой «Кк». Развитие речи
План-конспект урока литературного чтения на тему: Знакомство с буквой «Кк». Развитие речи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шкода О.Ю. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
План-конспект урока
учителя начальных классов МОУ гимназии №76 г.Сочи Шкода О.Ю.
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Тема урока: Знакомство с буквой «Кк». Развитие речи.
Тип урока: изучение нового материала
Образовательная программа: « Начальная школа XXI века»
Цель: создать условия для первичного знакомства с буквой «Кк». Задачи:
Обучающие: - познакомить с новым звуком и буквой; - обучать чтению слов; - формировать умения выделять звук в начале, в середине или в конце слова.
Развивающие: - развивать умения, способствующие восприятию буквы и её запоминанию; - расширять словарный запас детей; - формировать положительную мотивацию к различным видам деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.
- формировать жизненные установки на здоровье и здоровый образ жизни.
Оборудование: презентация «Знай свой край», учебник «Букварь, часть 1», авторы; Журова Л.Е., Евдокимова А.О., демонстрационный материал «Звуки и буквы» автор: Е.В.Колесникова, рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать» автор: Кузнецова М.И., счётные палочки, зеркала.
Использованная литература:
1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер».
Изд-во ВАКО, М., 2007 г.
2.Ковалько В. И. «Школа физкультминуток», Изд-во ВАКО, М., 2007 г. 3.Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. - Краснодар, 1999. 4.Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли. ОИПЦ «Перспективы образования», - Краснодар, 2007.
5.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья», Изд-во АРКТИ, М., 2006 г.
Этапы урока Ход урока Задача этапа
I.Организа-ционно-мотивацион-ный. Сообщение темы и постановка целей урока.
/2 мин./ - Здравствуйте! Настроимся на урок: Хочешь быть счастливым - людям улыбайся! Хочешь быть здоровым - спортом занимайся! Умным хочешь стать - надо буквы изучать! - Наше путешествие по чудесной стране «От А до Я или по страницам Букваря» продолжается. Сегодня мы познакомимся с новой буквой и будем искать её в словах. Послушайте историю про мальчика Колю, который не любил читать. Коле исполнилось 6 лет. В этот день он ожидал, конечно, разных сюрпризов, но всё же очень удивился, когда неожиданно перед ним появился маленький человечек и сказал: - Ты Коля-Николай? А я - Пиши-Читай! К тебе пришёл с подарком я Поздравить с днём рождения! Подал коробку и исчез. Коля быстро развернул коробку, а там лежала какая-то буква. - Привет! Я первая буква твоего имени. - Ну и подарок! Зачем ты мне? - сказал Коля. - Ну-ка, скажи, какая я буква? Не знаешь? - И не хочу знать, - ответил Коля и убежал. Огорчилась буква К и сказала: - Ну, пока! Сам меня ты будешь звать, чтобы я пришла опять! И день рождения Коли превратился в день рождения его сестрёнки Оли. Хотел он с досады дёрнуть Олю за косичку, только Олина коса зажужжала как оса! Понял Коля, что зря он прогнал букву К и решил попросить у неё прощения: - Давай мириться, буква К! Буду знать тебя всегда! Отвечает буква К: - Согласна! Вот моя рука! Вернулась буква на своё место. А Пиши-Читай сказал: - Скоро день рождения Оли, а сегодня праздник Коли! - Кто догадался, какова тема нашего урока? (знакомство с буквой К). - Правильно. У нас праздник буквы К. У кого в имени есть буква К? (Катя - в начале, Никита - в середине, Эдик - в конце).
Создать положительный настрой на урок, формировать положительную мотивацию к чтению
II.Просмотр презентации /4 мин./
Беседа «Знай родной край».
- Буква К есть в названии нашего родного края.
Есть на шаре земном разные края.
Только там, где отчий дом, родина твоя!
- Скоро исполнится 75 лет нашему родному краю. Он образован 13 сентября 1937 года. Населяют край свыше 5 млн. человек. Краснодарский край - самая южная часть России, которую издавна называют Кубанью по имени реки. Кубань стала родиной вольных, смелых казаков по приказу царицы Екатерины, которых она переселила сюда в конце 18 века для охраны южных границ. Столицу кубанского казачества назвали Екатеринодаром. В 1920 году город был переименован в Краснодар. Сегодня это современный город, очень красивый, светлый, зеленый. И название главной улицы соответствует этому: Красная - значит, красивая. Много труда и любви вложили кубанцы, чтобы сохранить аромат старины и сделать свой город таким.
- Нет края милее, чем наша Кубань! В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо смотрят свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля! Кубань - жемчужина, любимая дочь нашей великой России.
- Какие слова на букву «К» вы услышали? (Краснодарский край, Кубань, казаки, казачество, Краснодар, Красная, красивая, кубанцы, Кавказ).
- Молодцы, вы внимательно слушали. Прочитаем эти слова вместе (по записи на доске).
- Прочитайте стихотворение и попробуйте повторить (для хорошо читающих детей):
Край мой тополиный! (В.С. Подкопаев)
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный -
Сторона родная,
Край наш тополиный.
Ты весной чудесен,
Летом щедр, как в сказке,
Край хлебов и песен -
Край наш Краснодарский! Переключить внимание, поддержать эмоциональный настрой.
Воспитание патриотизма
Развитие речи.
Обогащение словарного запаса.
Развитие памяти.
Упражнение в чтении. III. Дыхательная гимнастика /1 мин./ - Сегодня праздник. Давайте украсим наш класс воздушными шариками (имитация движений): - Когда мы надуваем шарик, мы вдыхаем воздух и выдыхаем. Повторяйте за мной: вдыхаем и выдыхаем…, вдыхаем и выдыхаем… (украшение класса несколькими заранее приготовленными красными шарами). Охрана здоровья
IV Изучение нового материала. / 10 мин./ 1.Выделение звуков /к/ и /к/. Работа по таблице. - Отгадайте загадку: Этот зверь живёт лишь дома С этим зверем все знакомы. У него усы как спицы, Он, мурлыча, песнь поёт, Только мышь его боится. Угадали? Это … (кот). - Назовите первый звук в слове кот - /к/.- Возьмите зеркала и посмотрите, как произносите звук /к/. - Скажите, звук /к/ - согласный или гласный? (согласный). - Докажите, почему вы так считаете (воздух встречает преграду, звук произносится с шумом). - Верно, звук /к/ - это согласный звук. Как он произносится твёрдо или мягко? (твёрдо). - Звук /к/ обозначается буквой К. Буква К произносится твёрдо с буквами: А, О, У, Ы, Э. Читаем хором: КА КО КУ КЫ КЭ. - Отгадайте эту загадку: Всю жизнь в воде проводит он Хотя он и не рыба. Он в море ест и в море спит За что ему спасибо: Тесно было бы на суше От такой огромной туши! (кит). - А какой первый звук в слове кит? (Мягкий согласный звук к). Он тоже обозначается буквой К. - Буква К произносится мягко с буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Читаем хором: КИ КЕ КЁ КЮ КЯ - Звуки /к/ и /к/ - ещё называются глухими. Они составляют пару звонким звукам /г/ и /г/. Сравним, как они произносятся. Закроем уши и произнесём сначала звуки к и г, а теперь звуки к и г. 2.Знакомство с буквами . - На письме звуки /к/ и /к/ обозначаются буквой к /ка/ (карточка). Повторите - /ка/. - Посмотри на букву К - это просто КРАСОТА!! Потому что буква К и красива, и проста! 3. Упражнение на развитие зрительно-моторной координации. -Выложите букву К на столе, используя раздаточный материал. -Сколько понадобилось палочек, чтобы выложить букву К? - На что похожа буква? (на половину буквы Ж) - Правильно. Молодцы. А теперь всё аккуратно сложите и встаньте у своих мест. Подготовка к восприятию нового материала.
Обучение учащихся фонетическому анализу
V.Оздорови-тельная минутка. Упражнения с декламацией /1 мин./
- Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки! (ходьба на месте)
Буквой К расставим ноги
И вприсядку по дороге (приседания)
Вверх- вниз, вверх-вниз!
Влево, вправо повернись! (повороты)
А теперь на коне хорошо кататься мне!
И по полю, и по лугу
Скачем вместе друг за другом! (подскоки) Охрана здоровья. Профилактика переутомления. VI. Закрепление нового материала. /7 мин./
1. Работа по учебнику «Букварь». - Откройте, пожалуйста, Букварь (стр. 81) -Посмотрите на буквы Кк и Кк. Одинаковые они или разные? (разные) -Чем отличаются друг от друга? (Заглавные и строчные, печатные и письменные). -Когда употребляется большая буква? - Правильно. С большой буквы пишутся имена, клички животных и другие имена собственные, остальные слова пишутся с маленькой буквы. 2. Звуковой анализ слов: карта, брюки (самостоятельная работа). Характеристика звуков к и к 3.Упражнения в чтении. -Следите и повторяйте за мной, чётко проговаривая слоги и слова. Чтение учащимися (оказать помощь и похвалить). 4.Упражнение для развития внимания и мышления. «На одну букву больше», «На одну букву меньше», разгадывание ребусов «Юла», «Лимон» (Букварь с.81). «Найти различия»: КОРА - ГОРА ОКНО - ОКОН ИКРА - ИГРА КОНИ - КИНО Осознание и осмысление новой учебной информации
Формировать навык слогового чтения Формировать умения выделять звук в начале, в середине или в конце слова.
Развития внимания и мышления.
VII.Оздоро-вительная минутка.
/1 мин./ Пальчиковая гимнастика. - Наши пальчики могут всё делать: и буквы выкладывать и порядок наводить. А ещё они умеют превращаться в пальчики-рожки (бодаемся, как коровки), в пальчики-коготки (поцарапаемся, как котики), в пальчики-копыта (поскачем, как кони). Профилактика переутомления Подготовка к письму VIII. Работа в рабочих тетрадях «Я учусь писать и читать». /5 мин./ 1.Упражнения в штриховке, раскрашивании. - Сядьте правильно. Откройте тетради (стр.39).
Найдите букву К и раскрасьте её зелёным цветом. Не спешите, работайте аккуратно. Раскрасьте рисунок.
2.Упражнения в составлении, чтении и письме слов печатными буквами (дать словесную оценку работе учеников). Закройте тетради. Закрепить , знания Развивать мышцы рук. Воспитание прилежания IX. Словарная работа /2 мин./
Упражнения для развития речи, внимания и мышления. - Посмотри вокруг себя, отыщи-ка букву К. Найди и покажи глазами предмет на букву К: (карниз, компьютер, картина, карандаш, карта, книга…) Дидактическая игра «Аукцион слов» - В названиях каких животных, обитающих в нашем крае встречается буква К? (белка, волк, кабан… ) Игра со словами: «Кто пасётся на лугу?» - На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко.. (кони). - Нет, не кони! - На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко.. (козы). - Нет, не козы! - На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко.. (коровы). - Правильно, коровы! Пейте, дети, молоко - будете здоровы! Упражнения для мышц шеи и глаз.
Развитие внимания и мышления.
X.Подведе-ние итога урока. /2 мин./ - С какой буквой мы познакомились? (с буквой К). - Какие звуки обозначает эта буква? (твёрдый согласный /к/ и мягкий согласный /к/). - Что ещё надо знать про звуки /к/ и /к/? (это глухие звуки). Запомните эти правила. - Наше путешествие по увлекательной стране «От А до Я или по страницам Букваря» подошло к концу. Молодцы, вы внимательно слушали, активно работали. - Я вам желаю от души, чтобы были дела хороши! Чтобы в дом не стучалась беда, чтоб здоровы вы были всегда! Рефлексия и оценка деятельности учащихся