Конспект урока на тему: «Буква ь (мягкий знак). Употребление ь для обозначения мягкости согласных »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дубровина Р.Ф. учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 5 г. Тамбова

Урок обучения грамоте в 1 классе Тема: «Буква ь (мягкий знак). Употребление ь для обозначения мягкости согласных ». Цель: знакомство с буквой ь, с употреблением ь знака для обозначения мягкости согласных. Задачи: -познакомить с буквой ь; - формировать навыки чтения у детей; - развивать интерес к чтению; -обогащать словарный запас детей; - обучать выразительности чтения; - расширять знакомство с историей нашей страны; - воспитывать любовь и уважение к ней. Оборудование: касса букв и слогов, иллюстрация В.Д. Липицкий «Коробейники», мульти-проектор, тетради для печатания, толковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока.
I. Оргмомент. Прозвенел звонок, Начался урок. На меня все посмотрели И на место тихо сели. Человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Вижу, что настроение у вас радостное, деловое. И вы готовы не только к повторению пройденного, но и к новым открытиям.
II. Повторение пройденного. Учитель. Ребята, герой наших прописей заяц Пус оставил вам слова. Прочитайте их про себя и подумайте, что можно сказать о словах в каждом столбике. Прочитаем вслух первый столбик. Что можно сказать о словах в этом столбике? Дети. В первом столбике во всех трёх словах слог по-, а в словах поле и полетели есть схожая часть - поле-. Учитель. Можно ли слова поле и полетели назвать однокоренными? Дети. Нет, они не имеют общего смыслового значения. Учитель. Прочитаем слова второго столбика. Что можно сказать про них? Дети. Во втором столбике слова начинаются с буквы с, а сад и садовые - однокоренные слова, т. к. имеют единое смысловое значение. Учитель. Прочитайте слова третьего столбика. А что вы скажете о них? Дети. Все три слова начинаются с заглавной буквы, т. к. это имена людей, состоят из двух слогов и отвечают на вопрос кто? Учитель. А в каком слове букв меньше, чем звуков? Дети. В слове Юля букв три, а звуков четыре. Здесь буква ю обозначает два звука, т. к. стоит впереди. Учитель. Когда ещё буква ю обозначает два звука? Дети. Буква ю обозначает два звука ,если стоит после гласных. Учитель. Какие ещё буквы могут обозначать два звука и когда? Дети. Два звука обозначают буквы я, ё, е, если они находятся в начале слова или после гласных. Учитель. Когда эти буквы обозначают один звук? Дети. Когда они стоят после согласных и обозначают его мягкость. Учитель. А какая ещё гласная служит для обозначения мягкости согласного звука. Дети. Гласная и. III. Работа по новой теме. Учитель. Живёт в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут? Догадайтесь: Мягкий голос, Мягкий шаг. Эта буква… Дети. Мягкий знак Учитель. Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Дети. Я думаю, что тема урока: « Буква ь (мягкий знак). Чтение слов с изученными буквами». Учитель. Сегодня мы будем говорить о букве ь (мягкий знак) и об употреблении ь для обозначения мягкости согласных, совершенствовать навыки чтения. Учитель. Вот эта буква. Найдите эту букву у себя в кассах и поставьте на наборное полотно. Хотите узнать, почему он называет себя фокусником? Откройте Азбуку на ст. 182 , прочитайте буквосочетания согласных букв с ь в столбиках. Что заметили? Дети. Согласные буквы произносятся мягко. Учитель. Правильно. А обозначает ли буква ь звук? Дети. Нет, ь не обозначает звука. Учитель. Что можно сказать про ь? Дети. Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква. Она обозначает мягкость согласных звуков на письме. Учитель. Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов. Читаем про себя первый столбик. Какие фокусы и превращения вы заметили? Дети. Заменили твёрдый согласный звук на конце слова на мягкий, при этом изменился смысл и звучание слов. Учитель. Расхвастался ь, что он самый волшебный и красивый. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был лук, стал люк, был мал, стал мял». Так гласные поставили хвастунишку на место. Кто поставил хвастунишку на место? Дети. Гласные буквы: я, ё, ю, е, и. Учитель. Прочитайте второй столбик про себя. Что заметили? Дети. Согласные на конце стали мягкими. Учитель. Назовите согласные, которые звучат мягко? Дети. [с'], [н']. Учитель. Почему они звучат мягко? Дети. Я думаю , их смягчает мягкий знак. Учитель. Объясните значение слова лань. Дети. Лань-это животное из семейства оленьих. Учитель. Откройте тетради для печатания. Напечатайте это слово. Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова. Почему букв больше, чем звуков? Дети. Мягкий знак (Ь) не обозначает никакого звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков. Игра «Спрячь ь в середину» Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Дети. ь не обозначает никакого звука, поэтому в словах букв больше, чем звуков. Учитель. Прочитаем про себя третий столбик. Вслух прочитаем слова, обозначающие здание для богослужения. Дети. Церковь, собор. Учитель. Чем отличаются эти слова? Дети. Собор - главная и большая церковь в городе. Учитель. Прочитайте, какая площадь в Москве является главной? Дети. Красная площадь. Учитель. Почему слово Красная написано с большой буквы? Дети. Это название площади. Учитель. А что ещё написано с большой буквы? Дети. Кремль. Учитель. Объясните значение слова Кремль. Дети. Городская крепость в старинных русских городах. Учитель. Прочитайте третье слово. Что оно означает? Дети. Башня с колоколом на здании церкви. IV. Работа с текстом «Московский Кремль». а) До чтения текста. Учитель. Ребята, эти слова являются ключевыми к тексту «Московский Кремль». По ним, названию текста и по картинкам на кубиках сделайте предположение, о чём будет текст? Дети. Этот текст будет о московском Кремле, о пушке, о колоколе. Чтение текста учителем. Учитель. Совпали ли наши предположения? Дети. Я думаю, что совпали. б) Работа с текстом. Учитель. Читаем вслух первый абзац. Чем любуются взрослые и маленькие дети? Дети. Соборами Кремля, т. е. главной большой церковью в городе Москве, колокольней Ивана Великого. Учитель. Второй абзац. Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля? Дети. Москве более 800 лет. Стены Кремля сделаны из толстых бревён. Учитель. Как называли потом Москву? Почему? Дети. Стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной. Учитель. Третий абзац. Как выглядит современный Кремль? Дети. Стены из красного кирпича, есть башни. Учитель. Какая самая старая башня в Кремле? Дети. Тайницкая башня. Учитель. Интересное название. Сравните со словом тайна. Что можно предположить? Дети. Башня имела какую-то тайну. Учитель. Да, эта башня имела тайник-колодец. Этот тайник и дал название башни. Тайницкая, тайна, тайник - какие это слова? Дети. Однокоренные, корень тайн-. Учитель. Какая башня самая красивая? Что находится на ней? Дети. Спасская башня. На ней находятся часы-куранты. Бой их слышат каждый день люди всего мира. Учитель. Зачем в Москве нужен был Царь-колокол и Царь-пушка? Об этом мы узнаем из сообщения. Сообщения учеников. Учитель. Четвёртый абзац. Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля? Дети. У стен Кремля. Учитель. Почему Красная площадь получила такое название? Дети. Потому что красная означает красивая. Учитель. Зачем нужна была Красная площадь? Дети. Красная площадь была большим торговым центром. Здесь собирался народ, читались царские указы. Учитель. Чем торговали на площади? Выход коробейников. 1-й ученик. Подходи, подходи честной народ! Налетай, выбирай, покупай! Вот мех пушистый, золотистый! Вот нежный - белоснежный! Вот тёмный - скромный! К любому параду забирай все к ряду!
2-й ученик. Подходи народ честной! Покупай товар мясной! Есть свежее, есть солёное! Свиное, говяжье, копчёное! Покупай дружно, кому чего нужно!
3-й ученик. Миски, кувшины, горшки глиняные! Свистульки, куклы на потеху ребятишкам! Учитель. Вот так продавали свой товар торговые люди Москвы. Торговали с телег, а то и просто из корзин или мешков. Шёл великий торг. Прочитаем пятый абзац. Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? Дети. Это наша история, это находится в Москве. А Москва - столица нашей Родины России. Учитель. Найдите в тексте слова с ь. Для чего он нужен? Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. (Презентация) V. Рефлексия. Взаимные вопросы в парах по теме урока. Учитель. Какие вопросы задавали друг другу? Дети. С какой буквой мы познакомились? Для чего нужен ь? Какой звук он обозначает? Когда построен Кремль? Почему пушка названа Царь-пушкой? Какая самая красивая башня в Кремле? Что находится на ней? VI. Подведение итогов. Учитель. Что нового вы узнали на этом уроке? Учитель. Но Кремль - это ещё не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях. С некоторыми названиями улиц, с тем как они появились, вы можете познакомиться, самостоятельно прочитав текст «Имена московских улиц».









6


© 2010-2022