Урок русского языка Склонение имен существительных в единственном числе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК 40

Тема: Склонение имен существительных в единственном числе.

Цель: Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.

Задачи:

  • Сформировать понятие о склонении имен существительных в единственном числе.

  • Развивать навыки определения падежей у имен существительных, орфографическую зоркость, память.

  • Воспитывать интерес к фольклору.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные, работа в парах.

Оборудование: запись на доске, таблица (падежи и падежные вопросы к именам существительным), учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Эмоциональный настрой. Настройтесь на работу и постарайтесь на уроке запомнить названия падежей и вопросы к ним.

  2. Проверка готовности класса к уроку.


  1. Минутка чистописания

Урок русского языка Склонение имен существительных в единственном числеУрок русского языка Склонение имен существительных в единственном числе

-Прочитайте пословицы. Найдите слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак в каждом найденном слове?


  1. Орфографическая минутка

Работа в парах (на рабочих листах)

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ


Фамилии, Имена учащихся ______________________________

______________________________



  1. Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).

день

показатель мягкости

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

раздели-

тельный

колосья

зорька

стоять



  1. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).


Ь







Ь






Ь







Ь









Ь




  1. Актуализация знаний

- Что называется именем существительным?

- Приведи примеры имен существительных одушевленных и неодушевленных.

- Как пишутся собственные имена существительные?

- Как определить род имен существительных?

- Приведи примеры изменения имен существительных по числам.

- У каких имен существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак? Приведи примеры.

- Что вы знаете о предлогах? Как они пишутся со словами?

- Что значит изменятся по падежам?(склонятся)

- Что такое склонение? (изменение окончаний имен существительных по вопросам)

- На предыдущих уроках мы изучали каждый падеж в отдельности.

- Сегодня мы обобщим все, что о них узнали, чтобы лучше отличать один падеж от другого и точно употреблять слова в нужном падеже.

  1. Работа по теме урока.

  1. Игра «Грамматическое лото».
  • Имя Существительное предлагает нам поиграть в грамматическое лото для того, чтобы повторить и лучше запомнить название падежей и их вопросы. У каждого на столе лежит карточка. Что записано синим цветом? (Название падежа) Что выделено зелёным цветом? (Слово-помощник)
  • Сколько падежей в современном русском языке?
  • Падежи, постройтесь по порядку. ( Дети выстраиваются у доски и называют падеж, записанный на карточке.)
  • Именительный падеж - шаг вперёд. Подойдите слово-помощник и падежные вопросы именительного падежа. ( Дети выстраиваются у доски по 4 человека. Садятся на место.)
Аналогично проводится игра с другими падежами. После игры учитель вывешивает таблицу падежи.
  1. Определение падежей имен существительных.

-Как определить падеж существительного? ( по вопросу и по предлогу)

Какие предлоги употребляются с существительными в разных падежах? Назовите вопросы и предлоги.

И.п. - кто? что? -

Р.п. - кого? чего? от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме,

Д.п. - кому? чему? к, по

В.п. - кого? Что? через, про, в, на, за,

Т.п. - кем ? чем? над, между, с, за, под

П.п. - о ком? о чем? при, о, об, в, на

-Можно ли по вопросам ГДЕ? и КУДА? отличить один падеж от другого?

( Нет. Нужно ставить падежный вопрос.)

Существительное в каком падеже отвечает на смысловой вопрос ОТКУДА ? (только в Р.п.)

Определите падеж имен существительных по вопросу и предлогу:

Играл на дудочке, подошел к осине, материал для юбки, увидел мышь, шел рощей, прелестное дитя.(запись на доске)

- Как определить падеж последнего существительного? (по роли в предложении).

  1. Разбор предложений по членам, распознавание падежей имен существительных, составление схемы предложения.

-Посмотрите на доску, поработаем с этими предложениями.

Ябл...ни клонятся (к)з...мле (под)тяжест...ю соч...ных пл...дов. (От)дуба (до) б...резы т...нулись длин...ые тени. С...бака смотрит (на)дятла и з...ливается лаем.

Чем осложнено последнее предложение? (однородными сказуемыми)

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки (с проверкой) составим схему предложения (на доске и в тетради).

VI. Рефлексия.

Самостоятельная работа.

-Составьте из слов предложение. Употребите существительные в нужном падеже. Разберите предложение по членам.

СТОЯЛИ ВЕТКИ НА ДУШИСТОЙ СИРЕНЬ ОКНО

VII. Итог урока.

-Что надо сделать, чтобы узнать падеж существительного?

VIII. Домашнее задание

Стр.68 правило, упр.187I






РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ


Фамилии, Имена учащихся ______________________________

______________________________



1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).

день

показатель мягкости

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

раздели-

тельный

колосья

зорька

стоять

2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).


Ь







Ь






Ь







Ь









Ь



РАБОЧИЙ ЛИСТ ПАРЫ УЧАЩИХСЯ


Фамилии, Имена учащихся ______________________________

______________________________



1.Распределите слова по группам (соедините стрелками с верной записью).

день

показатель мягкости

сильнее

здесь

воробьи

бьёт

Ь

веселье

вьют

раздели-

тельный

колосья

зорька

стоять

2. Разгадайте кроссворд (впишите в каждую клетку букву).


Ь







Ь






Ь







Ь









Ь




© 2010-2022