- Преподавателю
- Начальные классы
- Причины раскрывания — закрывания упавших шишек. Экспериментирование - новый способ получения ответов на вопросы
Причины раскрывания — закрывания упавших шишек. Экспериментирование - новый способ получения ответов на вопросы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Неврова Н.В. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Окружающий мир
2 класс
(автор - Чудинова Е.В.)
Тема: «Причины раскрывания - закрывания упавших шишек.
Экспериментирование - новый способ получения ответов на вопросы». Основные цели совместной работы: • Анализ прежних способов действия (краткое подведение детьми итогов работы за все время обучения) • Постановка учебной задачи на открытие экспериментирования как нового способа получения ответов на вопросы. • Открытие нового способа действий - экспериментирования - и его анализ. • Рефлексия (осознание, осмысление) этого способа.
ХОД УРОКА 1. Анализ прежних способов действия У: В Т 39 вверху найти схему наблюдения (см. Приложение №1). Д: Это неверная схема (исправляют ошибку) (см. Приложение №2). У: Зарисуйте самостоятельно схемы, обозначающие другие способы получения ответа на вопрос. (Дети работают в РТ стр. 39 вверху) Проверка: У: На доске отдельные части схемы. Составьте из этих частей верные схемы (см. Приложение №3) (Дети выходят по одному, складывают и называют способ получения новой информации) У: Оцените себя, у кого все было правильно, поставьте «+». - У кого не все схемы? Дорисуйте оставшиеся. - Итак, откуда мы берем информацию? (показывает значки в схемах, выполненных детьми). Д: Из книг, наблюдаем, из компьютера или телевизора, спросив у знающего человека.
2. Постановка учебной задачи на открытие экспериментирования как нового способа получения ответов на вопросы. У: Мы перечислили все способы получения ответа на вопрос. Давайте применим наши знания. Для этого нам надо будет помочь Сереже. Открываем учебник на стр. 46. Даша читает громко вслух, а остальные внимательно следят. У: С какой трудностью столкнулся Сережа? Д: Он не мог понять, при каких условиях шишки закрылись. У: Чтобы помочь мальчику, нам надо заполнить схему процесса в РТ стр.39. У меня на доске такая же схема. Ребята, объясните, почему стрелка показывает именно в эту сторону? (см. Приложение №4). Д: Потому что в первый день шишки были открытые, а во второй закрылись. У: Выпишите из текста погодные условия, которые наблюдались в первый день. (Дети работают самостоятельно). У: Кто готов зачитать свою запись? Д: Утро, солнце, тепло, ветер. У: Оцените ответ. (Дети показывают «+» или «-»). У: У кого не получилось выписать условия? Подскажите, в каком абзаце ответ. Д: В 3 абзаце. У: (вывесить эти условия на доску вверху схемы). Поставьте «+», у кого все верно. У: Переходим к погодным условиям, которые наблюдались во второй день. Выписывайте их в нижнюю часть схемы. Д: (работают самостоятельно). У: Кто готов зачитать свою запись? Д: Вечер, холод, ветра нет, дождь. У: Оцените ответ. (Дети показывают «+» или «-»). У: У кого не получилось выписать условия? Подскажите, в каком абзаце ответ. Д: В 4 абзаце. У: Мы выписали все погодные условия, которые были в 1 и 2 день наблюдения. Их очень много. А какое верное, непонятно. Мы можем сразу получить ответ? Д: Нет, условий много, надо каждое по записать отдельно. У: Очень хорошее замечание! Все условия у нас вместе перемешаны, поэтому и нельзя решить, что же влияет на процесс закрывания шишек. Давайте выберем существенные условия закрывания шишек. Д: Дождь, ветер, холод, тепло, солнце (см. Приложение №5). У: Теперь наша задача - проверить каждое условие отдельно!
3. Открытие нового способа действий - экспериментирования - и его анализ. У: Условий у нас много. Как проверить, верны ли они? Д: Провести опыт. У: Верно, ребята, можно провести опыт, или, по-научному, эксперимент. Но ведь у нас с вами нет схемы эксперимента. Давайте попробуем самостоятельно в группах, используя эти значки (на доске 4 значка: вопросительный знак, восклицательный знак, глаз, рука) составить схемы эксперимента (см. Приложение №6). У: Помните, работать в группе надо тихо, не перебивая друг друга и выслушивая все мнения. (У каждой группы альбомный лист и маркер). У: Приглашаю по одному человеку от группы с вашей схемой. У: Сравните, одинаковые или разные схемы. (Все одинаковые сложить вместе и разобрать каждый вариант, начиная с неверного). У: С чего начинается схема получения новой информации? Д: С вопроса. У: Какой значок дальше? Д: Глаз. У: Что означает этот значок? Д: Наблюдение. У: Сережа смог ответить на свой вопрос с помощью наблюдения? Д: Нет. У: Значит, какой значок будет следующий? Д: Рука. У: Что означает этот значок? Д: Надо провести опыт. У: Какой теперь значок? Д: Глаз, чтобы понаблюдать, что произойдет. У: Каким значком завершается схема получения новой информации? Д: Восклицательный знак. У: Каждый зарисовывает схему эксперимента в РТ стр. 39. Что это за новая схема? Д: Схема эксперимента. У: Теперь мы знаем новый способ получения информации и попробуем применить его на практике. Давайте проверим, закроется ли шишка, например, от дождя? Открываем РТ на стр. 38, записываем гипотезу группы (см. Приложение №7). У: Как вы думаете, достаточно ли будет 1 шишки для опыта? Почему? Д: Недостаточно, не с чем будет сравнивать. У: Верно, для проведения эксперимента понадобится 2 шишки. Назовем одну шишку «экспериментальной», а другую «контрольной», обозначим их в таблице буквами «Э» и «К». РТ стр. 38. У: Как вы думаете, что значит экспериментальная шишка? Д: Мы будем с ней проводить эксперимент, т.е. помещать в специальные условия. У: А что значит- контрольная шишка? Д: Она будет в обычных условиях, с ней мы будем сравнивать. У: Итак, какую гипотезу мы проверяем? Д: Шишки закрываются от дождя. У: Куда поместим экспериментальную шишку? Д: В воду. У: А для контрольной шишки мы создадим условия, обратные условиям экспериментальной шишки. Куда мы поместим контрольную шишку? Д: В сухое место. У: Каково же будет предсказание, что произойдет с шишкой в воде? Д: Закроется. У: А с шишкой в сухом месте? Д: Останется открытой. У: Мы в классе сейчас проведем этот опыт и оставим до следующего урока. (Помещает 1 шишку в воду). У: Ребята, помните, что обе шишки и в воде, и в сухом месте должны находиться рядом, например, в комнате. Как вы думаете, почему нельзя одну оставить в комнате, а другую, например, вынести на балкон? Д: Будут разные условия тепла. У: Оставляем обе шишки на столе. В течении недели вы будете наблюдать за ними. А на следующем уроке мы запишем результат и вывод нашего эксперимента.
4. Рефлексия (осознание, осмысление) этого способа. У: Какой новый способ получения ответа на вопрос мы сегодня узнали? Д: Эксперимент. У: Теперь мы этим способом тоже будем пользоваться.
Приложение №1
Приложение №2
Схема получения ответа на вопрос с помощью наблюдения
Приложение №3
Верные схемы:
(схема получения ответа на вопрос с помощью компьютера)
(получить ответ на вопрос, спросив у знающего человека)
(схема получения ответа на вопрос из книги)
Приложение №4
Схема процесса закрывания шишки
Приложение №5
ДОЖДЬ
СОЛНЦЕ
ВЕТЕР
ТЕПЛО
ХОЛОД Приложение №6
Значки для составления схемы эксперимента:
Схема получения ответа на вопрос с помощью эксперимента:
Приложение №7
Гипотеза:
_____________________
План опыта
Предсказание
Гипотеза:
Шишки закрываются от дождя
План опыта
Э.
Поместим в воду
К.
Поместим в сухое место
Предсказание
Э.
Закроется
К.
Останется открытой