- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Грамматические признаки существительного
Конспект урока по русскому языку Грамматические признаки существительного
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернова Р.Б. |
Дата | 15.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Чернова Регина Борисовна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «СОШ № 20 имени Васьлея Митты с углублённым изучением отдельных предметов»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект урока Тип урока: повторение и обобщение изученного материала. Вид урока: урок - решение проектной задачи. Форма организации учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, групповая.
Цель: закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках имени существительного.
Предметные задачи:
- создать условия для развития у учащихся умения:
- создать условия для развития у учащихся:
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты.
Формируемые УУД: Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Ход урока. I. Организационный момент. 1. Психологический настрой детей. Учитель: Улыбнитесь друг другу. Ведь улыбка дарит хорошее настроение, согревает нас добротой. Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать знания, о которых вы сумеете рассказать. А сейчас я предлагаю послушать ваших одноклассниц.
II. Стадия вызова.
- Презентация исследования «Великие люди России». Тема: «Жизненный путь М.Ю. Лермонтова».
- Слушание аудиозаписи стихотворения М. Лермонтова «Парус» в исполнении М. Козакова.
Учитель: Какие литературные приёмы использовал поэт в стихотворении? Ученики: Олицетворения: «Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?», «Играют волны», «он счастия не ищет И не от счастия бежит!», «А он, мятежный, просит бури». Ученики: Эпитеты: «в тумане голубом», «парус одинокой», «в краю родном», «струя светлей лазури», «луч золотой». Ученики: Контраст: покой - буря.
- Словарная работа.
- Синтаксический разбор предложения. Характеристика предложения.
III. Стадия осмысления.
Проектная работа групп.
Учитель: Выполним проектную работу. А что такое проект?
Ученики: Проект - дело, в результате которого получается продукт. Учитель: Проект - это серьёзная работа над темой исследования, это идеи и замыслы, направленные на достижение результата. Тогда давайте вспомним этапы работы над проектом.
Проект - это "пять П":
1. Проблема (цель).
2. Проектирование (планирование).
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация. Ученики: Мы должны составить план работы. Разделится на группы. Учитель: В группе работать по правилам. Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач у вас лежат на парте. А кто забыл, можете прочитать в памятке.
- Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
- Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
- Не бойся высказывать своё мнение.
- Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
- Думай сам, а не рассчитывай на других.
- Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
- В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
- Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
IV. Стадия рефлексии.
1. «Верные и неверные утверждения». Экспресс - тест. - Итак, вспомним, что мы знаем об имени существительном. Я вам задаю вопросы. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то поставьте вопросительный знак.
- Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопросы кто? что? +
- Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа? -
- Верите ли Вы, что род - это непостоянный признак? -
- Верите ли Вы, что в русском языке шесть падежей? +
- Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется? +
- Верите ли Вы, что здесь перечислены постоянные признаки имени существительного: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, склонение. -
-
1
2
3
4
5
6
+
-
-
+
+
-
2. Определение существительных по грамматическим признакам. Учитель: Найдите все имена существительные в этом стихотворении. По каким признакам вы это определили? Ученики 1-го варианта выписывают существительные 1-го склонения, 2-го варианта - 2-го склонения. Все ли существительные выписали? Ученики: 1 склонение: В стране, волны, мачта, струя, бури, в бурях, 2 склонение: Парус, в тумане моря, в краю, ветер, счастия, от счастия, луч солнца, покой. Не выписали существительное лазурь, оно 3-го склонения. Учитель: Какая форма у существительных называется начальной? Ученики: И.п. ед.ч.
- Морфологический разбор имени существительного.
- Игра «Четвёртый лишний». Работа в парах.
а) Сочи, кофе, кенгуру, пони. Общее: неизменяемые существительные мужского рода. Исключить: Сочи - собственное имя существительное; кофе - современный словарь допускает употребление слова кофе и как существительное среднего рода.
б) Песни, ножницы, кони, бури. Общее: все слова во множественном числе. Исключить: ножницы - употребляется только во множественном числе, кони - одушевленное существительное.
в) Грач..., печ..., ноч..., доч... . Общее: существительные с шипящей на конце. Исключить: грач - существительное 2 склонения, мужского рода; печь - может быть существительным и глаголом.
- Это интересно.
- Подведение итогов. Самооценка.
Лист самооценки
Имя существительное
Я знаю
Я узнал(а)
Общая характеристика как часть речи.
Постоянные признаки:
Непостоянные признаки:
Синтаксическая роль в предложении
- Слушание романса Александра Варламова в исполнении Олега Погудина.
- Домашнее задание.
6