Презентация «Проблемно-развивающее обучение в начальной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель проблемно-диалогического урока русского языка.

Модель не жесткая: возможны варианты при сохранении основных этапов.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся:

1) овладение функциональной грамотностью;

2) развитие умений различных видов устной и письменной речи;

3) приобретение и систематизация знаний о языке;

4) овладение орфографией и пунктуацией;

5) развитие чувства языка.

Какие понятия или правила вводятся.

Какие из них должны обязательно усвоить все учащиеся.

Какие базовые умения развиваются (учебно-языковые, правописные, речевые).

Этапы урока

Учитель

Ученик

Языковая разминка (с 3-го класса) (комплексное повторение, развитие умений с элементами актуализации изученного)

Предлагает учащимся записать одно предложение, выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий (группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.)

Записывают предложение в тетрадях, один ученик - на доске; выполняют задания.

Вариант: ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их.

Актуализация изученного

Предлагает упражнение по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой.

Выполняют упражнение.

Постановка учебной проблемы.

Варианты:

1. Создание проблемной ситуации.

1.1. Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или в парах) или разные варианты уже выполненного задания.

1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории.

2. Подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока).

Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать?

Записывает на доске основную проблему, вопрос или тему, план.

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему), называют этапы работы.

Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения)

Варианты:

1. Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы:

-Какие есть предложения, версии? (Все версии принимаются с одобрением). Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение.

2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения.

Предлагают свои версии (фронтально или в группах).

По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника).

Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником.

Развитие умений- применение нового знания.

1. Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать (проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения).

2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение.

Читают про себя, объясняют и выполняют с проговариванием).

Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали.

Итог урока.

-Какая была проблема (вопрос, тема)? План?

-Выполнили ли план?

-Какой ответ (решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

-Как оцениваете свою работу? И т.д.

Обобщают, делают выводы.

Самоанализ, самооценка.

Обсуждение.

Домашнее задание.



Модель проблемно-диалогического урока математики.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся:

1) производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

2) читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

3) строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения;

4) узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними.

Перечень вводимых на уроке понятий, правил, закономерностей, которые необходимо усвоить каждому ученику.

Перечень предметных умений.

Этапы урока, время

Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Актуализация знаний*

(5-7 минут)

Обращает внимание учеников на сделанные на доске записи и просит самостоятельно сформулировать к ним задания (все задания при этом относятся к необходимому уровню)

Поочередно придумывают задания, дают их друг другу для выполнения и контролируют полученный результат. В ходе выполнения каждого задания вслух формулируются уже известные понятия и алгоритмы действий, которые понадобятся на этом уроке как отправная точка для формулирования нового.

Создание проблемной ситуации** (3-5 минут)

Просит детей выполнить задание (в основе выполнения этого задания лежит, как правило, неизученный пока алгоритм действий).

Выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить среди них верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого, т.к. не знают, какой из предложенных алгоритмов действий верный.

Формулирование проблемы (темы)** (1-2 минуты)

-Какой у вас возникает вопрос? Что нам сегодня предстоит выяснить? Какая же будет тема урока?

Формулируют учебную проблему (вопрос или тему)

Открытие нового знания** (3-5 минут)

Просит детей обратиться к материалам учебника. Через сравнительный анализ представленных там математических моделей, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий. В конце обсуждения обычно задаются вопросы «чем похож и чем отличается новый способ действия от уже изученного?»

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новое понятие, сверяют свои формулировки и выводят окончательную.

Формулирование нового знания** (1-2 минуты)

Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную.

Первичное применение нового знания** (2-3 минуты)

Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснить и выполнить задание.

Самостоятельно читают учебник, объясняют задание, формулируя вслух необходимый алгоритм действия.

Самостоятельная работа* (3-5 минут)

Просит детей самостоятельно выполнить задание учебника, основанное на применении нового знания, при этом работают в парах, помогая друг другу.

Самостоятельно выполняют задание, затем решение одной или двух пар выносится на доску и обсуждается всем классом, при этом анализируются допущенные ошибки.

Повторение и закрепление изученного ранее (до 15 минут)

Самостоятельно выбирает в учебнике те задания, которые, на его взгляд, являются наиболее эффективными для данного класса в данный момент.

Работают по заданию учителя.

Итог урока** (1-2 минуты)

Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они.

Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей.

Домашнее задание** (1-2 минуты)

Называет задания для домашней работы. В случае необходимости, разъясняет задания.




* Форма диалога: ученик - ученик. **Форма диалога: учитель - ученики.




Модель проблемно-диалогического урока окружающего мира.

Модель не жесткая: возможны варианты при сохранении основных этапов.

Цели урока по линиям развития личности

Обязательный минимум содержания

1-я линия развития. Уметь объяснять мир… (в формулировке общее умение соединяется с конкретным знанием данного урока).

2-я линия развития. Уметь определять свое отношение к миру (в формулировке общее умение соединяется с конкретным знанием данного урока).

Перечень вводимых на этом уроке новых понятий, правил, закономерностей, которые необходимо усвоить каждому ученику.

Этапы урока, время

Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками)

Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Доска и оборудование. Создание проблемной ситуации Обращается к ученикам с вопросами (заданиями), которые создают ситуацию противоречия, проблему. Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие: проговаривают и осознают его. Например, в двух разных углах доски фиксируются два противоречащих друг другу факта. Формулирование проблемы (5-7 минут) -Какой у вас возникает вопрос (на основе выявленного противоречия)? Что нам сегодня предстоит выяснить? Формулируют учебную проблему (вопрос или тему) в разных вариантах. Основной вопрос (проблема) записывается как тема урока или под темой. Выдвижение гипотез (2-3 минуты) Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая - даже абсурдная). От проблемы стрелками ключевые слова версий (выделенные самими авторами версий). Актуализация знаний Планирование деятельности (5-10 минут) -Что мы уже знаем по этой проблеме?(Опора на вопросы перед параграфом). -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Вспоминают изученный материал. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть. Составляется план (1…, 2…,) Открытие нового знания (10-15 минут) 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась монологическая речь. Выполняя задание, ученики открывают новые знания, предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Ответы, содержащие решение учебной проблемы, фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.д. Применение нового знания (10-15 минут) Дается задание на применение новых знаний. Выполняют задание. Графическое выражение решения проблемы используется как основа для работы. Итог урока. Вывод по проблеме. Оценивание. Д/з. Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Обобщают, делают выводы по проблеме. Самоанализ, самооценка. Запись д/з.





Классификация методов обучения (Таблица 1)



Методы



Проблемно-диалогические


Традицион-

ные

постановки проблемы

побуждающий от проблемной ситуации диалог

подводящий к теме диалог

сообщение темы с мотивирующим приемом

сообщение темы

поиска решения

побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

подводящий от проблемы диалог

подводящий без проблемы диалог

сообщение знаний

Побуждающий от проблемной ситуации диалог (Таблица 1)

представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Таблица 2.

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:

- Какой возникает вопрос?

-Какая будет тема урока? 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем? 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?


















© 2010-2022