Конспект урока по литературному чтению на тему Сказка рыбаке и рыбке (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

26 ноября

Тема: Композиционное построение сказки (на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина) Ход урока: 1. Орг.момент. (проверка подготовки к уроку) 2. Актуализация знаний. - Чудеса случаются…. А где чаще всего случаются чудеса? - Какие бывают сказки? - Какую сказку можно по настоящему назвать сказкой? Что должно быть обязательно в сказке? - зачин (начало) - троекратный повтор (многократный) - чудо, волшебство - положительные и отрицательные герои - борьба добра и зла. - Над какой сказкой мы начали работу? Кто её автор? - Вспомним немного об А.С.Пушкине. - Когда и где он родился? (6 июня 1799 года) - Кто больше занимался воспитанием Пушкина? - Назовите любимое занятие Пушкина? - Кто привил любовь к сказкам? Как звали няню? - Сколько сказок написал Пушкин? Писал ли он специально для детей? Но его сказки с удовольствием читают не только взрослые, но и дети. И сказки Пушкина до сих пор актуальны. -Чистоговорка: сказка от начала начинается, до конца читается, в середине не перебивается. - Итак, мы сегодня продолжаем работать над содержанием сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Я приглашаю в сказку всех! 3. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев. 1) восстановление сюжетной цепочки сказки: - Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

2) Постановка проблемного вопроса.

- Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

- Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

- Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

- Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

- Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

- Как вела себя рыбка?

- Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

- Почему рыбка стала помогать старику?

- Как обращается старик к рыбке в тексте?

- Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

- Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

- Покажите свои рисунки.

- А рыбка , какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

- Итак вот они наши герои, а как автор относится к ним?

- рыбку - любит, гордится ею, восхищается;

- старику - сочувствует, жалеет …

- старуху - осуждает, наказывает от имени рыбки

- Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

- У нас остался еще один герой на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

- Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

- помутилось синее море

- синее море

- видит на море чёрная буря

- море слегка разыгралось

- не спокойно синее море

- почернело синее море

- Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

- Что помогает нам понять - море? ( что оно сердится на старуху)

- Возвращаемся к нашей схеме.

- Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

- А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

- На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь - последнее потеряешь.

Много желать - добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

- Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

4. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..


© 2010-2022