- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по обучению грамоте для 1 класса «Звук [ц]. Буква Ц, ц»
Урок по обучению грамоте для 1 класса «Звук [ц]. Буква Ц, ц»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Митькиных М.Н. |
Дата | 26.11.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
5
Тема: Звук [ц]. Буква Ц, ц.
Цели:
1) познакомить учащихся с согласным глухим твёрдым звуком [ц], буквами Ц, ц;
2) объяснить случай написания сочетаний це, ци, и цы;
3) упражнять учащихся в чтении слогов, слов и предложений и составление схемы предложения;
4) развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, внимание, мышление;
5) воспитывать любовь к чтению, любознательность.
Наглядные пособия: буквы Ц, ц на карточках и магнитные; слова на карточках: согласный, глухой, твердый звук, сочетание це, ци, цы; элементы букв: заглавная Ц 1,2,3.5,13, строчная ц 5,6,7,9,13; циркуль, предметные картинки.
Ход урока.
-
Постановка проблемы.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Ребята, покажите мне свою готовность к уроку.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок. - Сегодня у нас на уроке гости. Покажите, чему вы научились на уроке чтения. Порадуйте гостей и меня своими хорошими знаниями.
2) Проблемная ситуация. - Ребята, в последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Вот и сегодня произошла аналогичная ситуация. Когда я несла новый звук к вам на урок, он по дороге сбежал от меня. Вы поможете поймать его?
(Да)
-
Открытие новых знаний.
-
Чтение моделей слов цех и цапля с выделением звука [Ц] .
- Вы узнаете этот звук, если правильно прочитаете звуковые модели следующих слов.
- Что вы видите на картинке слева? (Это цех).
- Цех - это … (помещение на заводе, где работают люди)
- Прочитайте звуковую модель слова.
([ц ] [э] [х])
- Какой звук спрятался?
([ц])
- Кого вы видите справа? (Кто это?)
(Это цапля)
- Прочитайте звуковую модель слова.
( [ц] [а] [п] [л' ] [а] )
- Какой же звук решил сегодня поиграть с нами в «Прятки»
(Звук [ц])
-
Характеристика звука [ ц ].
- Произнесите звук [ ц ].
- Он гласный или согласный? Почему?
(согласный)
- Парный или непарный?
- Приложите ладошку к гортани.
Произнесите звук [ц].
- Он глухой или звонкий? Почему?
(глухой)
- Он твердый. (Всегда твердый)
- Назовите согласные звуки, которые еще всегда твердые.
([ ж ], [ ш ])
Вывод.
- Итак, звук [ц ] …(Согласный непарный глухой, всегда твердый)
3) Конструирование из элементов - шаблонов большой и малой букв Ц, ц.
а) Характеристика букв «цэ»
- Звук [ц] при печатании мы будем обозначать буквами Ц заглавной и ц строчной.
(Буквы Ц, ц)
- А на письме - письменными буквами Ц, ц (Показываю таблицу)
- Буквы «цэ» бывают …
(печатными и письменными, заглавными и строчными)
б) Конструирование букв Ц, ц.
- А сейчас мы сконструируем из элементов буквы «цэ»: 1в. - заглавную (шаблоны 1,2,3,5,13),2 в. - строчную (шаблоны 5,6,7,9,13).
Взаимопроверка.
- Какой элемент лишний у 1 в.(2в.)?
- Что общего в заглавной и строчной буквах «цэ»?
(Одинаковые элементы)
- В чем их отличие? (Разные размеры).
- В каких буквах можно найти эту букву?
(В буквах Щ и щ)
- На что они похожи?
(На бачок с краном, лапку кошки с коготком, перевернутый стул)
-
Физкультминутка с фонематической разминкой.
- Вы, наверное, устали,
А теперь все дружно встали.
- Вам необходимо приседать тогда, когда в слове вам встретится звук [ ц ] :
1 ряд - в начале слова,
2 ряд - в середине,
3 ряд - на конце.
1) Ребус.
- Отгадайте слово по первым звукам слов названий предметов.
- Что это?
(Шприц)
- Кто это? (Цапля)
- Назовите слово-предмет.
Загадка.
В гору бегом, а с горы кувырком. Это … (заяц)
Наступила весна. Ярко светит …
- Продолжите предложение.
Вывод.
- Звук [ц ] может находиться в словах в начале, середине и на конце.
IV. На основе двухуровневой модели анализ слов цыпка, цепь, цирк.
Вывод.
- Буква «цэ» обозначает один согласный глухой твердый звук [ ц ] .
- Слог - слияние «цэ» пишется всегда с буквой е.
(ЦЕ, ЦИ, ЦЫ - в словах-исключениях)
V. Чтение слогов по заданным схемам (с. 110)
-
Чтение 1,2 столбиков. Их анализ.
- Какие это слоги: открытые или закрытые. Почему?
- Какой [ ц ] твердый или мягкий?
- Почему? (Он всегда твердый)
-
Чтение 3,4 столбиков.
- Какие это слоги?
(Открытые слоги - слияния)
- Почему?
- Какой звук [ ц ] в данных слияниях? (Он всегда твердый)
VI. Чтение слогов и слов в столбике (с. 111)
-
Подбор слов - предметов к словам признакам.
Овечья шерсть, отара …
Цветная ткань, капуста …
- Это… (церковь)
(Здание для богослужения)
- Кто такой рыцарь?
(Самоотверженный благородный человек)
-
Составление предложения о рыцаре по картинке.
-
Составление схемы к предложению.
Р Ы Ц А Р Ь С П Е Ш И Т В З А М О К
VII. Физкультминутка «Цветы».
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
( Дети декларируют стихотворение)
- Какое слово со [ц] встретилось в физкультминутке?
(Цветки)
- Где находится [ц] ?
(В начале слова)
VIII. Работа с парами слов.
- Вы любите волшебство? (Да)
- Вот сейчас мы с вами попадем в страну добрых фей к фее исполнения желаний.
(Вывешиваю картинку с феей)
- Она передала свою волшебную палочку, которая исполнит ваше желание. Но для этого вы должны хорошо потрудиться.
- Работаем с парами слов:
а) на розовом фоне (замена первых звуков)
- Какая пара лишняя?
(Жилет - жилец)
- Почему?
(Замена последнего звука)
б) на голубом фоне (добавление звука)
- Работали вы хорошо. Молодцы!
- Закройте глаза. Загадайте желание. Фея исполнит его.
- А теперь откройте глаза.
( Волшебная палочка загорается).
IX. Составление слов из букв р,ц,е,о,г,б.
X. Итог урока.
- Какое открытие сегодня сделали?
- Чему учились?
- Достигли ли цели?
- Охарактеризуйте звук [ц].
(Он согласный непарный глухой, всегда твердый)
- Какие буквы служат для обозначения согласного звука [ц ] ?
- Слог-слияние це пиши с … (е); ци с … (и) , кроме … (слов-исключений).
- Назовите их.