Урок по обучению грамоте для 1 класса «Звук [ц]. Буква Ц, ц»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Тема: Звук [ц]. Буква Ц, ц.

Цели:

1) познакомить учащихся с согласным глухим твёрдым звуком [ц], буквами Ц, ц;

2) объяснить случай написания сочетаний це, ци, и цы;

3) упражнять учащихся в чтении слогов, слов и предложений и составление схемы предложения;

4) развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, речь, внимание, мышление;

5) воспитывать любовь к чтению, любознательность.


Наглядные пособия: буквы Ц, ц на карточках и магнитные; слова на карточках: согласный, глухой, твердый звук, сочетание це, ци, цы; элементы букв: заглавная Ц 1,2,3.5,13, строчная ц 5,6,7,9,13; циркуль, предметные картинки.

Ход урока.


  1. Постановка проблемы.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

- Ребята, покажите мне свою готовность к уроку.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок. - Сегодня у нас на уроке гости. Покажите, чему вы научились на уроке чтения. Порадуйте гостей и меня своими хорошими знаниями.

2) Проблемная ситуация. - Ребята, в последнее время звуки не слушаются меня. Они стали убегать из слов. Вот и сегодня произошла аналогичная ситуация. Когда я несла новый звук к вам на урок, он по дороге сбежал от меня. Вы поможете поймать его?

(Да)

  1. Открытие новых знаний.

  1. Чтение моделей слов цех и цапля с выделением звука ] .

- Вы узнаете этот звук, если правильно прочитаете звуковые модели следующих слов.

- Что вы видите на картинке слева? (Это цех).

- Цех - это … (помещение на заводе, где работают люди)

- Прочитайте звуковую модель слова.

([ц ] [э] [х])

- Какой звук спрятался?

([ц])

- Кого вы видите справа? (Кто это?)

(Это цапля)

- Прочитайте звуковую модель слова.

( [ц] [а] [п] [л' ] [а] )

- Какой же звук решил сегодня поиграть с нами в «Прятки»

(Звук [ц])

  1. Характеристика звука [ ц ].

- Произнесите звук [ ц ].

- Он гласный или согласный? Почему?

(согласный)

- Парный или непарный?

- Приложите ладошку к гортани.

Произнесите звук [ц].

- Он глухой или звонкий? Почему?

(глухой)

- Он твердый. (Всегда твердый)

- Назовите согласные звуки, которые еще всегда твердые.

([ ж ], [ ш ])

Вывод.

- Итак, звук [ц ] …(Согласный непарный глухой, всегда твердый)

3) Конструирование из элементов - шаблонов большой и малой букв Ц, ц.

а) Характеристика букв «цэ»

- Звук [ц] при печатании мы будем обозначать буквами Ц заглавной и ц строчной.

(Буквы Ц, ц)

- А на письме - письменными буквами Ц, ц (Показываю таблицу)

- Буквы «цэ» бывают …

(печатными и письменными, заглавными и строчными)

б) Конструирование букв Ц, ц.

- А сейчас мы сконструируем из элементов буквы «цэ»: 1в. - заглавную (шаблоны 1,2,3,5,13),2 в. - строчную (шаблоны 5,6,7,9,13).

Взаимопроверка.

- Какой элемент лишний у 1 в.(2в.)?

- Что общего в заглавной и строчной буквах «цэ»?

(Одинаковые элементы)

- В чем их отличие? (Разные размеры).

- В каких буквах можно найти эту букву?

(В буквах Щ и щ)

- На что они похожи?

(На бачок с краном, лапку кошки с коготком, перевернутый стул)

  1. Физкультминутка с фонематической разминкой.

- Вы, наверное, устали,

А теперь все дружно встали.

- Вам необходимо приседать тогда, когда в слове вам встретится звук [ ц ] :

1 ряд - в начале слова,

2 ряд - в середине,

3 ряд - на конце.

1) Ребус.

- Отгадайте слово по первым звукам слов названий предметов.

- Что это?

(Шприц)

- Кто это? (Цапля)

- Назовите слово-предмет.

Загадка.

В гору бегом, а с горы кувырком. Это … (заяц)

Наступила весна. Ярко светит …

- Продолжите предложение.

Вывод.

- Звук [ц ] может находиться в словах в начале, середине и на конце.

IV. На основе двухуровневой модели анализ слов цыпка, цепь, цирк.

Вывод.

- Буква «цэ» обозначает один согласный глухой твердый звук [ ц ] .

- Слог - слияние «цэ» пишется всегда с буквой е.

(ЦЕ, ЦИ, ЦЫ - в словах-исключениях)

V. Чтение слогов по заданным схемам (с. 110)

  1. Чтение 1,2 столбиков. Их анализ.

- Какие это слоги: открытые или закрытые. Почему?

- Какой [ ц ] твердый или мягкий?

- Почему? (Он всегда твердый)

  1. Чтение 3,4 столбиков.

- Какие это слоги?

(Открытые слоги - слияния)

- Почему?

- Какой звук [ ц ] в данных слияниях? (Он всегда твердый)

VI. Чтение слогов и слов в столбике (с. 111)

  1. Подбор слов - предметов к словам признакам.

Овечья шерсть, отара …

Цветная ткань, капуста …

- Это… (церковь)

(Здание для богослужения)

- Кто такой рыцарь?

(Самоотверженный благородный человек)

  1. Составление предложения о рыцаре по картинке.

  2. Составление схемы к предложению.

Р Ы Ц А Р Ь С П Е Ш И Т В З А М О К

VII. Физкультминутка «Цветы».

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

( Дети декларируют стихотворение)

- Какое слово со [ц] встретилось в физкультминутке?

(Цветки)

- Где находится [ц] ?

(В начале слова)

VIII. Работа с парами слов.

- Вы любите волшебство? (Да)

- Вот сейчас мы с вами попадем в страну добрых фей к фее исполнения желаний.

(Вывешиваю картинку с феей)

- Она передала свою волшебную палочку, которая исполнит ваше желание. Но для этого вы должны хорошо потрудиться.

- Работаем с парами слов:

а) на розовом фоне (замена первых звуков)

- Какая пара лишняя?

(Жилет - жилец)

- Почему?

(Замена последнего звука)

б) на голубом фоне (добавление звука)

- Работали вы хорошо. Молодцы!

- Закройте глаза. Загадайте желание. Фея исполнит его.

- А теперь откройте глаза.

( Волшебная палочка загорается).

IX. Составление слов из букв р,ц,е,о,г,б.

X. Итог урока.

- Какое открытие сегодня сделали?

- Чему учились?

- Достигли ли цели?

- Охарактеризуйте звук [ц].

(Он согласный непарный глухой, всегда твердый)

- Какие буквы служат для обозначения согласного звука [ц ] ?

- Слог-слияние це пиши с … (е); ци с … (и) , кроме … (слов-исключений).

- Назовите их.





© 2010-2022