Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Урок литературного чтения на тему М. М. Пришвин Полянка в лесу (2 класс)Конспект урока литературного чтения

Тема: М.М.Пришвин «Полянка в лесу».

Цели: познакомить учащихся с новым произведением М. Пришвина;

создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

  1. анализ сюжета;

  2. выборочное чтение;

  3. определение художественных приёмов;

развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, устную и письменную речь учащихся;

воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиа, презентация о М. Пришвине, выставка книг писателя, раздаточный материал для учащихся (карточки для контроля, тексты с заданиями), учебник и рабочая тетрадь №1 к учебнику Э.Э. Кац «Литературное чтение» 1 часть, словарь фразеологизмов, кленовые и берёзовые листочки, рисунок-силуэт берёзки.

Продолжительность урока: 45 минут.


Ход урока.

  1. Организация.

Проверка готовности.

Эмоционально - деловой настрой:

Уч . Птицам - время улетать,

Листьям - время опадать,

Тучам - плыть, дождям - пролиться,

Ну, а нам пора … ( учиться!)

О каком времени года эти стихи?

Да, сегодня мы шагнём в раздел «Здравствуй, осень».

  1. Проверка выполнения домашнего задания.

Уч. Мы прощаемся с летом. Давайте проверим, как научились красиво читать стихотворение О. Дриз «Кончилось лето».

(Работа в парах по карточке контроля.)


Имя чтеца.

Темп.

Выразительность, тон.

Паузы.

Ошибки в произношении.

оценка














Словесная характеристика учениками 1-2х ответов по карточке.

  1. Мобилизующий этап.
Уч. О чём же мы узнаем сегодня на уроке? Давайте определим тему сегодняшнего урока чтения. (Выполнение заданий.)
  1. Прочитай пословицы и приметы. Собери имя и фамилию автора из пропущенных букв.
Если лист на зе…лю лож…тся ввер… изн…нкою - к урожаю. Упал с дерева од…н …ист - жди осени. Поздний листо…ад - к су…овой з…ме. Если листья берёзы осенью начинают желтеть с верху…ки, то …есна будет ранняя, а если сн…зу, то позд…яя.
  1. Прочитай стихотворение, подбери слова в рифму. Из подобранных слов составь название произведения.
«Как хорошо, что есть в Чудесная
И я грибы домой несу», - Сказала мне Татьянка.









Обозначение темы урока. « … … и его произведение «… … …»
Уч. Определим жанра произведения. ( Предположение учащихся). сказка стихи рассказ Каким цветом закрасим? Зелёным - о природе. Уч. Сформулируем цели урока.

познакомиться…...

учиться….

4.Знакомство с новым произведением.

Уч. Давайте поближе познакомимся с автором.

Рассказ - презентация о М. М. Пришвине (5 кадров, читает подготовленный ученик)

Уч. Откроем учебник и встретимся с новым произведением. Страница 12.

Нас ждёт словарная разминка.

  • Что значит слово ОСТРОВ? (опора на знания детей)

  • Найди его в толковом словаре учебника.

  • Как ты понимаешь выражение «сделать что-то под шумок»?

( сначала предположения детей, затем обращение к словарю фразеологизмов)

Уч. Ребята, настал наш любимый момент на уроке. Сейчас вы впервые услышите новый рассказ. Сядьте, как вам удобно слушать, можно прикрыть глаза, представляя услышанное, можно смотреть на иллюстрацию в книге, можно читать беззвучно вместе со мной…

( Чтение текста учителем).

Проверка первичного восприятия:

- Что происходит в осеннем лесу?

( уточнение жанра - рассказ)

  1. Физкультпауза.

Уч. А давайте мы все отправимся на эту полянку.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше.

Дружно, весело шагали,

Не споткнулись, не упали. (Шагаем, высоко поднимая колени.)


На лужайке красота!

Ах, берёзка высока.

Чтобы веточки достать,

Не носочки надо встать. (Руки в стороны, вверх, поднимаемся на

носочки.)

Ствол берёзы обнимаем,

Крепко глазки закрываем.

Поморгали раз-два-три,

Вправо-влево посмотри. (Упражнения для глаз.)

  1. Работа над текстом.

Уч. Вы меня очень внимательно слушали, молодцы. Теперь я также внимательно послушаю ваше чтение. ( Чтение по цепочке).

Вопросы после прочтения (выборочное чтение):

  • Что слышит писатель в осеннем лесу?

  • Что он видит?

Уч. Очень хочется узнать, все ли запомнили содержание рассказа? Давайте выполним работу на карточках.

Прочитай отрывки из текста. Определи их порядок.


«Слушает заяц, встал на задние лапки, огляделся: везде шелест, куда идти?

«…оглянется храбрый заяц на шелест, а тут тебя под шумок и схватит рыжая кумушка»

«Слушает заяц, …будто кто-то шепчется сзади и крадётся»

« …они встают и уходят куда-то из леса»

«… а пошёл вокруг всей поляны, от берёзки к берёзке»

Какие художественные приёмы использует писатель? (Работа по карточкам.)


  1. Прочитай фразы. Определи, какой художественный приём использует автор? Соедини стрелочками.

«… полянка в лесу - как остров…» сравнение

«… как шепчутся, падая, осенние листики»

« осенний лес мне становится как море» олицетворение

Уч. А что думает об этом рассказе ваш сосед по парте? Хотите узнать?

Найдите в учебнике условный знак парной работы и обсудите вопросы 3, 4, 5.

(Работа в парах).

  • Почему зайцы осенью куда-то уходят из леса? Обсуди этот вопрос с товарищем.

  • Что, по-твоему, писатель чувствовал в осеннем лесу: радость, грусть, удовольствие, страх? Объясни своё мнение.

  • Лес напоминает Пришвину море, а полянку он сравнивает с островом. Объясни, почему?

( Когда пара готовы - встают на ножки - своего рода физпауза и таймер для остальных).

( Заслушать ответ 1 пары.)

Уч. М. Пришвин своим рассказом показал нам прекрасный пример описания осенней природы. Давайте и мы попробуем выполнить творческие задания.

(Дифференцированные творческие задания в рабочей тетради).


  1. Продолжи предложения:

Осенние листья летели по ветру, как_________________________

Облака плыли по голубому небу, словно____________________

Струйки дождя стекали по оконному стеклу, будто____________



  1. М. Пришвин написал: «Слышу, как шепчутся осенние листики».

Напиши, о чём они могли шептать.

_______________________________________________________________________________________________________________

Заслушать 1-2 работы.

  1. Подведение итогов.

Уч. Вот и подошёл к концу наш урок.

С каким произведением мы познакомились?

Что новое узнали о природе осенью?

8. Рефлексия.

Уч. Возьмите берёзовый листочек, если вы довольны своей работой на уроке.

Возьмите кленовый листочек, если вы неудовлетворенны своей работой.

Посмотрите, какой у нас получился пейзаж. (Добавить силуэт берёзки.)

9.Информация о домашнем задании.

Страница 13, задание 6 -выбор из трёх вариантов:

-продолжи предложения;

-напиши мини-сочинение;

-нарисуй иллюстрацию.


© 2010-2022