Рабочая программа по музыке. 3 класс. УМК Планета знаний

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знаний

Матвеево - Курганский район, с. Алексеевка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»


Директор МБОУ Алексеевской сош Щербина А.В. ______

Приказ от 29.08.2014 г. № 133

Подпись руководителя_______ Щербина А.В.








Рабочая программа

по музыке

начального общего образования

3 А класс






Количество часов: 1

Учитель: Кавалерист Нина Алексеевна



Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования, авторской программы Т.И.Баклановой «Музыка», - М: АСТ, Астрель, 2012 г.; (УМК «Планета Знаний»).






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа Данная рабочая программа разработана на основе программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Планета знаний», автора: Баклановой Т.И., М., АСТ Астрель, 2012год. и составлена с учётом общих целей курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения. Программа 3 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:

  • Т.И.Бакланова. Музыка. 3 класс. Учебник. - М: АСТ, Астрель,2012 г.;
  • Т.И.Бакланова. Обучение во 3 классе по учебнику Т.И.Баклановой «Музыка». Методическое пособие. - М: АСТ, Астрель,2012 г.
Структура документа Рабочая программа по музыке представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; контрольно - измерительные материалы, описание материально - технического обеспечения.

Цели и задачи курса Программа для третьего класса, как и предыдущие программы, разработана с опорой на главную цель преподавания музыки в школе - формирование и развитие музыкальной культуры учащихся как одной из составных частей общей культуры личности. Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:
  • музыкально-информационная культура,
  • культура музыкального восприятия,
  • музыкально-исполнительская культура,
  • музыкально-релаксационная культура.
Содержание и уровень развитая каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности). Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие ее способностей. Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся. К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др. Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности; Они могут эффективно развиваться и в процессе музыкального образования. В учебнике, созданном на основе данной программы, предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторской музыкальной деятельности. Ядро Культуры личности составляют духовно-нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности (Шадриков В.Д. Духовные способности. - М., 1998). Данные способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности (труду, учебе, художественному творчеству и т. д.). Эти способности дают духовный импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно-нравственными смыслами одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений. Таким образом, музыкальное образование в начальной школе должно способствовать повышению культуры личности учащегося на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей. На это направлена целостная система задач музыкального образования в начальной школе:
  • формирование музыкально-информационной культуры личности: воспитание музыкально-познавательных потребностей и интересов, приобретение основ музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний, а также первоначальных навыков поиска и анализа Информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев, Интернета и т. д.);
  • формирование культуры музыкального восприятия у младших школьников: приобретение опыта музыкально-слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений, формирование потребности в восприятии музыки, воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку, развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики, воспитание музыкального вкуса, освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно-образного содержания, выразительных средств и др.
-формирование и развитиемузыкальной-исполнительской культуры учащихся: приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования, выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, потребности в различных видах музыкально-исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков, навыков элементарного музицирования и импровизации на детских и простейших народных музыкальных инструментах;
  • формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приемов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения; разнообразных музыкально-терапевтических упражнений (развитие певческого дыхания с использованием методов дыхательной терапии, развитие певческих навыков звукоизвлечения и звуковедения с использованием методов звукотерапии, развитие музыкального восприятия и творческого воображения с использованием возможностей музыкальной терапии);
  • формирование и развитие творческих способностей учащихся, а именно потребности в самостоятельной музыкально- творческой деятельности, первоначальных навыков музыкальной композиции;
  • формирование и развитие духовных способностей личности средствами музыкального искусства, а именно системы духовно-нравственных ценностей и идеалов, а также потребностив самопознании, самооценке, самообразовании, саморазвитии и самореализации.

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: -Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»; - приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»; - приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»; - приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; - приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»; - приказ минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядкаприменения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ»; -приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год» от 30.04.2014 г. № 263; -приказа отдела образования Матвеево - Курганского района «О формировании учебного плана на 2014 -2015 год» № 187 от 13.05.2014 г. -Учебный план МБОУ Алексеевскойсош на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом № 92 от 30.05.2014 г.
Место и роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения программы
В 3 классе на изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год (34 учебные недели). В данной рабочей программе представлено 32 часа.
Общая характеристика учебного предмета Актуальность программы обусловлена прежде всего тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству (см. журн. «Начальная школа». - 2004. - № 10). В программе сделан особый акцент на задачи выделенные в данном документе в разделах «Формирование духовной культуры личности» и «Опыт музыкально- творческой деятельности». В программе уделено внимание реализации таких требований данного стандарта, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки. Еще одно важное требование стандарта знакомство детей с центрами отечественной музыкальной культуры - реализуется в данной программе с помощью материалов, представленных в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки в Москве. В соответствии с новым стандартом в нашу программу включены: драматизация музыкальных произведений, пластические движения под музыку, первоначальное знакомство детей с современными информационно-коммуникативными технологиями, используемыми в музыке, другие современные аспекты музыкального образования. Кроме того, актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что она направлена на реализацию государственной «Концепции художественного образования в РФ» (2001 г.), утвержденной Министерством образования РФ и Министерством культуры РФ. Автор программы принимала участие в разработке этой концепции. . Особое внимание в этом важном документе уделено повышению роли художественного, в том числе музыкального, образования, в формировании духовно-нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно- исторических и национально-культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства в патриотическом воспитании школьников, в формировании у них культуры межнациональных отношений. В концепции выдвинуты задачи приобщения учащихся, к мировому культурному наследию, к шедеврам народного творчества, классического и современного искусства. Специальный акцент сделан на арт- терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам учащихся, в том числе - к одаренным детям.Программа разработана на основе междисциплинарного, и личностно ориентированного подходов к общему музыкальному образованию в нескольких широких контекстах. Аксиологический (ценностный) контекст программы является фактором преодоления в процессе музыкального образования конфликтов духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности ребенка в противоречивой, часто агрессивной по отношению к его психике современной культурно-информационной среде. Данный контекст программы призван способствовать вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных и антихудожественных образов и идеалов, которые не свойственны культурно-исторической психологии российского сознания, и замещению их лучшими образами и идеалами отечественной культуры. Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно-образное содержание музыкальных произведений, рекомендуемых для исполнения и прослушивания, отражает такие духовно-нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены также традиционные для отечественной культуры образы- идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев, как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость и т. д. Психологический контекст программы позволяет осуществлять психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки: Семантический контекст программы, заключающийся в акцентировании внимания на значениях и смыслах музыкальных текстов, обеспечивает существенное обновление и систематизацию традиционного семантического пространства уроков музыки. В данном пространстве выделены приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого-педагогическим потенциалом. Семантическими «узлами» целостного музыкально- развивающего пространства в нашей программе становятся:

  • музыкальные образы природы, семьи, детей и детства, родного дома, Родины;
  • музыкальные образы сказочных героев, обладающих теми или иными добродетелями;
  • музыкальные темы и образы отражающие наиболее важные для воспитания, обучения, развития и оздоровления современных школьников способы взаимодействия человека с природой, другими людьми и искусством.
В основу моделирования семантического пространства музыкального воспитания, обучения и развития младших школьников нами была положена система ключевых понятий, позволяющая средствами музыкального искусства формировать у детей Образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях. В эту систему мы включили следующие понятия: музыкальное пространство и пространство в музыке; музыкальное время и время в музыке; музыкальное движение и движение в музыке; музыкальные предметы и предметный мир в музыке. Исторический контекст разработки программного содержания позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных: эпох, цивилизаций, народов и стран. Средствами музыкального искусства у детей формируются как интерес к музыкальным традициям и современной музыкальной жизни разных народов России и других Стран, так и представления о музыке старинной и современной, классической и народной. Культурологический и этнокультурный контексты программы обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений и музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах. Для этого предусмотрено «вживание» детей в конкретные музыкально-бытовые ситуации (музыка в нашем доме, на улицах города, в храме, на балу, народном празднике, в театре, кино, Цирке и т. д.). Информациологический контекст программы предполагает формирование у детей первоначальных представлений, о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации. Экологический контекст программы предусматривает формирование и развитие у школьников средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите. Художественно-эстетический контекст программы создает условиядляформирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности. Арт-терапевтический контекст программы дает учителю музыки возможность формировать у детей музыкально-релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства. Это стало особенно важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика. Следует отметить,что в программе отражены арт-терапевтические методики, адаптированные специалистами для работы учителя с обычными детьми в условиях общеобразовательной школы. При этом все арт-терапевтические упражнения вошли только в вариативную часть программы и не являются обязательными. В программе использованы различные виды арт-терапии. Это прежде всего музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная" терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия, цвето- терапия и драматерапия. Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились труды Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии, например «Ребенок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» JI.C. Выготскогои А.Р. Лурии (М., 1993); идеи Т.Д. Гачева об отражении в искусстве национальных образов мира, о которых рассказано в его книге «Национальные образы мира» (М., 1993) и др. При создании данной программы были учтены результаты исследований ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, К). Б. Алиев, Л .А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л .А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цьшин, Л.В. Школяр и др.); музыкальной психологии и музыкальной терапии (МЛ. Лазарев, В.И. Петрушин и др.). Уроки музыки, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками изобразительного искусства на основе:
  • сквозного тематического планирования;
  • выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;

  • общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;

  • общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

Программа для 3 класса представляет собой одну из частей разработанного автором курса «Музыка» для начальной школы. В первом классе учащиеся в увлекательной форме во время музыкального путешествия по Волшебному Царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке Как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека. В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную музыку. Во втором классе учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством русских композиторов-классиков (М.И. Глинки, ГГ. И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), с известными музы-, кантами и певцами, а также с исполнительскими коллективами (оркестрами и ансамблями народной музыки, симфоническим оркестром, фольклорными коллективами, народными и академическими хорами). В третьем классе учащимся предлагается совершить воображаемое путешествие по знаменитым концертным залам, музыкальным театрам и музыкальным Музеям. Учащихся ждут новые встречи с композиторами-классиками и с шедеврами отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Также предусмотрено знакомство с некоторыми образцами церковно-певческого искусства как части отечественной музыкальной культуры. В четвертом классе школьники продолжат путешествие по Музыкальному миру. Сначала они отправятся на музыкальной Машине времени по маршруту от Древней Руси до современной России, а затем с помощью Музыкального глобуса посетят выдающиеся памятники мировой музыкальной культуры и наиболее распространенные формы ее бытования. В каждом классе предлагаются различные темы, которым соответствуют, определенные образовательные маршруты. Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал которых делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разно уровневого обучения. Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление и т. д.). Программа для третьего класса структурирована в виде четырех больших тем: «В концертном зале», «В музыкальном театре», «В музыкальном музее» и «Школа Скрипичного Ключа». Их общая характеристика дана ниже. Необходимо подчеркнуть, что работа педагогов по данной программе предполагает самостоятельность и творческий подход. Предлагаемое далее содержание программы может варьироваться каждым педагогом с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем учащихся, наличия музыкальных записей, нотного материала и других факторов. Изучение учащимися курса «Музыка» по данной программе станет более эффективным, если будет опираться на результаты психолого-педагогической диагностики динамики развития личности младшего школьника в музыкально-образовательном процессе.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитее учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Содержание учебного курса «Музыка»

№ п/п

Наименование разделов учебной программы, характеристика основных содержательных линий

Указания планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях

Формы и виды контроля

Кол-во часов

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

В сокровищнице Волшебницы музыки • называть основные особенности музыки как вида искусства (интонация, мелодия, ритм, музыкальные образы); • различать основные жанры народной песни (календарные, колыбельные, трудовые, солдатские, шуточные, плясовые и хороводные песни).
• различать основные жанры профессиональной музыки (пьеса, романс, симфоническая музыка, хоровая музыка, опера, балет); • классифицировать музыкальные произведения по жанрам, видам, по создателям музыки (композиторам); • слышать в музыке и делиться своими впечатлениями о музыкальных образах природы, человека, разных стран и народов, разных времён - прошлого, настоящего и будущего; о возможности музыки раскрывать и преображать духовный мир человека.

16

2

Встреча с великими композиторами • определять на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, народные песни и песни современных композиторов для детей; • рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о композиторах; • выражать эмоционально - ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.
• узнавать и называть основные характерные черты и образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского - Корсакова; • различать, группировать виды ансамблей (инструментальный, вокальный), хоров (народный, академический, церковный) и оркестров (народных инструментов, духовой и симфонический); • характеризовать образцы творчества крупнейших русских композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова.

10

3

В стране музыкальных инструментов -различать звучание отдельных музыкальных инструментов; -группировать музыкальные произведения по видам и жанрам музыкального искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).


• читать и записывать нотные знаки; воспроизводить по нотам ритмические рисунки, короткие мелодии; • использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах; • читать и записывать нотные знаки; осуществлять перевод нотной записи в ритмический рисунок, мелодию.

Итоговое тестирование.

8




































Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата урока

Раздел программы по предмету

Тема урока

Характеристика учебной деятельности учащихся

Планируемые

результаты

Формы и виды контроля

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (15 часов)


1

01.09 Тема: Концертные залы с. 6-7 Цель:Воспитание музыкальной культуры учащихся, формирование у них интереса к классической музыке, к её восприятию и исполнению на концертах Основы музыкальных знаний. Общее представление о концертном зале, его предназначении, устройстве (сцене, зрительном зале и пр.) и акустике. Некоторые знаменитые концертные залы России (например, Большой концертный зал Московской консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, концертные залы Дома музыки в Москве и др.). «Живая» музыка в концертном зале, преимущества ее слушания по сравнению со слушанием музыкальных записей или просмотром концертов по телевизору или в видеозаписи. Общее представление о концертах классической музыки (хоровой, камерной, симфонической и др.). Афиша и программа концерта. Правила поведения слушателей в концертном зале. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: исполнение песни из программы 2 класса. Слушание музыки. Знакомое произведение классической музыки или его фрагмент в концертном исполнении (видеозапись). ЛИЧНОСТНЫЕ - выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение; - распознавать и эмоционально откликаться на выразительность и изобразительность в музыке - понимать основные термины и понятия из области музыкального искусства, передавать в собственном исполнении (пении, игре на муз.инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; - формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений на основе понимания их интонационной природы; - осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл; - сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров; - распознавать разные виды развития музыкальных произведений - узнавать тембры инструментов симф.оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. - определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.
КОММУНИКАТИВНЫЕ - исполнять, инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты произведений; - формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.


2

08.09 Тема: Концерт хоровой музыки с. 8-9 Цель:Дальнейшее формирование и развитие интереса у детей к хоровому пению, а так же их вокально-хоровых умений и навыков Основы музыкальных знаний. Общее представление о концерте хоровой музыки. Актуализация знаний учащихся о видах хоровых коллективов, о хоровых партиях, об основных правилах хорового пения и поведения на сцене участников хорового коллектива. Краткое знакомство с известными российскими старинными и современными профессиональными хоровыми коллективами.Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение хором песни В. Шаинского «Вместе весело шагать» (сл. М. Матусовского). Слушание музыки. Фрагмент концерта хоровой музыки (видеозапись).

3

15.09 Тема: Концерт хоровой музыки: Гимн с. 10-13 Цель:формирование у детей представления о главном музыкальном символе страны Основы музыкальных знаний. Понятие гимн. Основные виды гимнов. Общее представление о старинных гимнах российского государства и СССР. Современный Государственный гимн Российской Федерации, его роль как одного из символов Российского государства. Отражение в музыке и тексте гимна гордости народа за свою страну, патриотических чувств россиян. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: А. Александров «Государственный гимн Российской Федерации», (сл. С. Михалкова). Слушание музыки. Видеозапись концертных исполнений гимна РФ

4

22.09 Тема: Концерт хоровой музыки: церковные песнопения с. 14-17 Цель: дальнейшее формирование у детей представлений о происхождении древнерусского церковно-певческого искусства; общее представление о знаменном распеве, обиходных песнопениях и их «отражении» в хоровых произведениях русских композиторов-классиков Основы музыкальных знаний. Первоначальные сведения о происхождении древнерусского церковно-певческого искусства. Хор патриарших певчих дьяков и Хор государевых певчих дьяков как первые профессиональные хоровые коллективы в России. Древние каноны одухотворенного, возвышенного, ангелогласного хорового пения в храме. Общее представление о знаменном распеве, обиходных песнопениях и их «отражении» в хоровых произведениях русских композиторов-классиков (на примере «Всенощного бдения» П.И. Чайковского). Церковная музыка в репертуаре современных светских профессиональных хоров. Особенности концертного исполнения хоровым коллективом произведений церковно-певческого искусства (по сравнению с хоровым пением на церковном богослужении в православном храме). Сравнение восприятия церковных песнопений во время церковного богослужения и на концерте в концертном зале. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: Обиходные песнопения (напр., фрагменты Символа веры, Тропаря Рождества Христова и др.) Слушание музыки. Концертное исполнение произведений древнерусского церкоено-певческого искусства и фрагмента 'Всенощного бдения» П. И. Чайковского.

5

29.09 Тема: Концерт хоровой музыки: хор с. 18-19 Цель: Знакомство с новым значением понятия «хор» - как жанра хоровой музыки и малой музыкальной формы, дальнейшее освоение школьниками хорового наследия русских композиторов.воспевающих родную природу и образы русского народа Основы музыкальных знаний. Двойное значение слова «хор» - хоровой коллектив и хоровое произведение. Хоры русских композиторов-классиков как важная часть их творческого наследия. Хоровые «краски» Волшебницы Музыки, создающие колоритные музыкальные «портреты» и «пейзажи». Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» (первая фраза). Элементарное музицирование. Музыкально-инструментальные импровизации на тему «Девицы-красавицы» и /или «Чудесный сон». Слушание музыки. Хор девушек из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Хор Н.А. Римского-Корсакова 'На севере диком» (сл. М.Ю. Лермонтова). Музыкально-изобразительная деятельность.Рисунки на темы «Девица-красавица» и/или «Чудесный сон»

6

6.10 Тема: Концерт хоровой музыки: кантата с. 20-21 Цель:Знакомство с понятием «кантата» как жанром хоровой музыки и крупной музыкальной формой, а так же с отражением в хоровой музыке идеи защиты отечества и образов защитников Родины Основы музыкальных знаний. Понятие «кантата». Композитор С.С. Прокофьев и его кантата «Александр Невский». Идея патриотизма в музыке. Музыкальные и кинематографические образы защитников Родины. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: фрагмент четвертой части кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»). Песня Ю. Гурьева «Родина моя» (сл. С. Виноградовой). Русская народная песня «Вспомним, братцы, Русь и славу). Слушание музыки. Четвертая часть кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»).

7

13.10 Тема: Концерт камерной музыки с. 24-25 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о камерной музыке и ее основных жанрах;общая характеристика куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной музыкальных форм Основы музыкальных знаний. Понятие «камерная музыка» и ее основные жанры. Камерная вокальная и камерная инструментальная музыка. Первоначальная общая характеристика малых музыкальных форм (куплетной, одночастной, двухчастной и трехчастной). Общее представление о концертах камерной музыки. Знаменитые музыканты-исполнители камерной музыки Музыкально-исполнительская Пение: повторение одной из песен композиторов-классиков по желанию уч-ся Слушание музыки.Знакомые произведения камерной музыки в концертном исполнении.

8

20.10 Тема: Концерт камерной музыки: романс с. 26-29 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о романсе как жанре камерной музыки; сведения об истории русского романса и разнообразии малых музыкальных форм, в которых написаны романсы. Основы музыкальных знаний. Общее представление о романсе как жанре камерной музыки. Первоначальные сведения об истории русского романса. Старинные традиции исполнения романсов в домашних музыкальных салонах. Современные концерты и исполнители русского романса. Сравнение звучания романса в «живом» исполнении, в музыкальной записи и в кинофильме. Разнообразие малых музыкальных форм, в которых написаны романсы. Музыкальные «краски», с помощью которых в романсах воплощаются тонкие человеческие чувства и переживания. Музыкально-исполнительская деятельность.Мелодекламации текстов романсов (напр. А. Варламова «Белеет парус одинокий» (ел.М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). Слушание музыки.Видеозаписи концертного исполнения романсов А. Варламова «Белеет парус одинокий» (ел.М. Лермонтова), А. Алябьева «Соловей» (сл. А. Дельвига). А. Рыбников «Романс черепахи Тортиллы» (сл. Ю. Энтина) - из кинофильма «Приключения Буратино». Арт-терапевтическая деятельность.Повторение упражнений «Цветок», «Перекличка птиц" и «Волны» из программы I класса.

9

27.10 Тема: Концерт камерной музыки: пьеса с. 30-31 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки и средствах музыкальной выразительности; музыкальная форма и художественно-образное содержание.
Основы музыкальных знаний. Общее представление о пьесе как жанре камерной инструментальной музыки. Примеры знакомых учащимся пьес П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом», написанных в различных малых музыкальных формах. Композитор А. Лядов и его фортепианные пьесы из цикла «Бирюльки». Средства музыкальной выразительности (музыкальные «краски»), использованные композитором для создания этих Музыкальных миниатюр. Пьеса А. Лядова «Про старину», ее музыкальная форма и художественно-образное содержание. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: Повторение старинных русских народных песен из программы 2 класса. Элементарноемузицирование и основы сочинения музыки. Музыкально-инструментальная импровизация на тему «Бирюльки» (напр. «Бирюлька-юла», «Бирюлька-пирамидка", «Бирюлька-самовар» и др.) для металлофона, игрушечного рояля или детского синтезатора. Слушание музыки. А. Лядов «Бирюльки», «Про старину» (видеозаписи концертного исполнения). Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнений «Зеркало» и «Юла». Музыкально-изобразительная деятельность. Актуализация знаний учащихся о миниатюрной живописи, о лаковой миниатюре (Палех, Федоскино). Рисование под музыку миниатюры на тему «Русская старина».

10

10.11 Тема: Концерт камерной музыки: соната с. 32-33 Цель:Знакомство с сонатой как одним из жанров камерной инструментальной музыки, формирование первоначальных представлений о сонатной форме Основы музыкальных знаний. Общее представление о сонате как жанре камерной инструментальной музыки. Первоначальное знакомство с сонатной формой. Композитор Людвиг Ван Бетховен и его соната № 14 (Лунная) как воплощение в сонатной форме глубоких раздумий и душевных переживаний композитора. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: Песня Л,-В. Бетховена «Сурок» (русский текст Н. Райковского). Элементарноемузицирование и основы сочинения музыки: Музыкальная картина на тему одной из картин М. Чюрлениса («Весенняя соната», «Солнечная соната», «Морская соната» или «Звездная соната»). Музыкальная импровизация «Мелодия лунной ночи». Слушание музыки. Л.-В. Бетховен. Соната № 14 (Лунная). Музыкально-изобразительная деятельность. Знакомство с картинами М. Чюрлениса, в названиях которых встречается слово «соната». Обсуждение различных предположений (гипотез) учащихся о причинах использования этого музыкального термина в названиях живописных полотен.

11

17.11 Тема: Концерт симфонической музыки с. 36-37 Цель:формирование у детей первоначальных представлений об истории возникновения симфонических оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Актуализация знаний учащихся о расположении оркестра на сцене концертного зала. Основы музыкальных знаний. Актуализация знаний учащихся о симфонической музыке и симфоническом оркестре. Первоначальные сведения об истории возникновения симфонических оркестров и изменениях в составе входящих в них музыкальных инструментов. Современный симфонический оркестр, его музыкальные инструменты и расположение на сцене концертного зала. Некоторые знаменитые симфонические оркестры и их дирижеры. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение под аккомпанемент симфонического оркестра (фонограмму) Гимна РФ. Слушание музыки. Б. Бриттен «Путеводитель по оркестру для юношества». Музыкально-пластическая деятельность. Имитация игры на различных музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра (под музыкальную запись произведения Б. Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества»).

12

24.11 Тема: Концерт симфонической музыки: симфония с. 38-39 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о симфонии как крупной музыкальной форме Основы музыкальных знаний. Общее представление о симфонии как крупной музыкальной форме (на примере Симфонии № 1 (Зимние грезы) П. Чайковского). Музыкальные «краски» симфонического оркестра, создающие таинственные образы на фоне зимней природы. Мелодия русской народной песни «Цвели цветики» в финале Симфонии № 1 П.И. Чайковского как пример отражения в симфонической музыке русского народного творчества. Сравнение музыкальных и поэтических «красок» в художественных образах зимней природы. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: романс М. Яковлева «Зимний вечер» (ел.А. Пушкина). Мелодекламация стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога». Русская народная песня «Цвели цветики». Элементарноемузицирование и основы сочинения музыки. Музыкально-инструментальные импровизации на темы «Музыка зимы» и/или «Зимние грезы». Слушание музыки. П. Чайковский. Симфонии N° 1 (Зимние грезы) - фрагмент. Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-фантазия на тему «Зимние грезы».

13

01.12 Тема: Концерт симфонической музыки: симфония с. 42-43 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о

симфонии как крупной музыкальной форме Основы музыкальных знаний. Повторение понятий «симфония» и «симфонический оркестр». Композитор А. Бородин и его Симфония № 2 (Богатырская): выражение в этом симфоническом произведении русской удали, душевной широты и силы. Имитация инструментами симфонического оркестра звучания русских народных инструментальных наигрышей. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение русской народной песни «Вспомним, братцы, Русь и славу». Элементарное музицирование и основы сочинения музыки. Сочинение и исполнение двух контрастных «богатырских» мелодий (музыкальных тем). Разучивание мелодии русского плясового наигрыша на игрушечной гармонике или гуслях. Слушание музыки. А. Бородин. Симфония № 2 (Богатырская)- фрагменты.

14

08.12 Тема: Концерт симфонической музыки: симфоническая картина с. 44-45 Цель:Знакомство с программными произведениями симфонической музыки, обогащение их представлений о взаимосвязи музыки и живописи Основы музыкальных знаний. Общее представление о сюите как крупной музыкальной форме и о симфонической сюите (на примере сюиты А. Лядова «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра). Мелодии русских народных песен различных жанров в этой симфонической сюите. Первоначальное представление о понятии «духовный стих» (в связи со знакомством с «Духовным стихом» из сюиты А. Лядова). Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: русская народная песня «Я с комариком плясала», мелодия которой звучит п сюите А. Лядова. Повторение русских народных песен различных жанров, Слушание музыки. А. Лядов «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра (фрагменты).

15

15.12 Тема: Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита с. 48-49 Цель:Формирование у учащихся представление о крупных музыкальных формах всимфонической музыки и первоначальной восприятие и анализа такой музыки Основы музыкальных знаний. Изобразительность и выразительность в симфонической музыке, программная музыка (на примерах симфонических картин А. Лядова «Баба-Яга» и «Волшебное озеро»). Симфонические «краски», создающие сказочные образы. Сравнение сказочных образов в симфонических картинах А. Лядова и в песнях. Музыкально-исполнительская деятельность,Пение: старинные и современные песни о сказочных персонажах (например, игровая русская народная песня «Баба-Яга» или песня М. Дунаевского «А мне летать охота» (сл. Ю. Энтина). Элементарноемуэнцнроваине и основы сочинения музыки. Ритмическая импровизация на тему «Баба-Яга - костяная нога» на любых народных музыкальных инструментах. Слушание музыки. Симфонические картины А. Лядова «Баба-Яга» и «Волшебное озеро» (фрагменты). Арт-терапевтическая деятельность. Повторение упражнения «Звуковые волны».

В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ(11 часов)


16

22.12 Тема: Музыкальные театры с. 58-59 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о театре как синтетическом виде искусства; об истории рождения театрального искусства в Древней Греции и роли музыки в театральном искусстве. Основы музыкальных знаний. Обшие представления о театре как синтетическом виде искусства. Первоначальные сведения об истории рождения театрального искусства в Древней Греции. Роль музыки в театральном искусстве. Особенности устройства театрального здания (сцены, оркестровой «ямы», зрительного зала и др.). Особенности музыкального театра по сравнению с - драматическим. Многообразие видов музыкальных театров: детский музыкальный театр, оперный театр, театр оперы и балета, театр оперетты ндр. Некоторые знаменитые музыкальные театры России и зарубежных стран (Большой театр (Москва), Мариинский театр (Санкт-Петербург), Ла Скала (Милан), Гранд Опера (Париж) и др.). Основы театрального этикета. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: повторение фрагментов хоров из опер (напр., хора девушек из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин», хора «Славься» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»). Слушание музыки. Фрагменты музыкальных спектаклей (в видеозаписях).

ЛИЧНОСТНЫЕ - определение главных героев оперы или балета, оценка их музыкальной характеристики; -демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки; - проявлять интерес к процессу и результатам музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов; - эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия; - выявлять различные по смыслу музыкальные интонации; - расширение представлений о музыкальном языке произведений - узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки
КОММУНИКАТИВНЫЕ - передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности. - формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса ( название форм инструментальной народной музыки и названия муз.инструментов.)

17

29.12 Тема: Опера с. 60-65 Цель:формирование у детей первоначальных представлений об опере, как виде музыкально-театрального искусства и синтезе искусств в оперном спектакле Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «опера» как одного из видов театрально-музыкального искусства. Виды искусства, объединенные в оперном спектакле. Общее представление об истории рождения оперы в Италии. Понятие «либретто». Появление оперы в России. Постановки оперных спектаклей в придворных и крепостных театрах. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение, повторение фрагментов хоров из опер ( хора из оперы В.-А. Моцарта "Волшебная флейта»). Слушание музыки. Фрагмент старинной итальянской оперы

18

12.01


Тема: М.Глинка, опера «Руслан и Людмила» с. 66-67, 68-69 Цель:знакомство с понятием либретто. Создание целостного представления об Опере «Руслан и Людмила» М. Глинка.
Основы музыкальных знаний. М.И. Глинка как основатель русской классической оперы. Отражение в «зеркале» оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» одноименной поэмы А.С. Пушкина. Знакомство с либретто оперы М. Глинки «Руслан и Людмила». Образы русской старины и сказочного мира на оперной сцене. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение старинной русской народной песни (например, «Бояре»), Слушание музыки. Фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (например, «Песни Бояна», «Каватины Людмилы», «Арии Руслана», «Рондо Фарлафа».«Марша Черномора», хора «Лель таинственный», танцев разных народов мира - лезгинки, арабского и турецкого).Старинные русские народные свадебные песни Музыкально-пластическая деятельность. Инсценировка шествия Черномора со свитой (под музыку "Марша Черномора»).

19

19.01 Тема: Н.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» с. 70-71, 72-73 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о музыке Римского-Корсакова и отражении в опере старинного народного обряда проводов масленицы, а также древнерусского быта народного песенного творчества Основы музыкальных знаний. Знакомство с либретто оперы и ее основными действующими лицами. Некоторые персонажи древнеславянских мифов (Леший, Лель, Ярило и др.) - действующие лица оперы. Образы скоморохов в опере, краткая информация об истории скоморошества на Руси. Образы гусляров-слепцов, краткая информация о «каликах перехожих» на Руси. Отражение в опере старинного народного обряда проводов масленицы, а также древнерусского быта н народного песенного творчества. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Повторение народных масленичных песен из программ для 1 и 2 классов. Русские народные песни «Прощай, масленица» и «А мы просо сеяли» (цитируемые в опере «Снегурочка»), Элементарное музицированне. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов эскиза декорации к опере «Снегурочка». Музыкальная картина-импровизация «Весенний лес в Стране берендеев». Озвучивание рисунка на тему «Ярилина долина». Слушание музыки. Фрагменты оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»: «Песня и пляска птиц», ария Снегурочки (из Пролога), песни Леля, хоры «Ай, во поле липенька» и «А мы просо сеяли». Арт-терапевтичсская деятельность. Повторение музыкальных игр "Перекличка птиц» и «Лесное эха». Музыкально-пластическая деятельность. Пластические импровизации на темы «Шествие царя Берендея» и «Пляска скоморохов-. Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок-пейзаж «Ярилина долина».

20

26.01 Тема: Оперы для детей с. 76-77 Цель:формирование у детей первоначальных представлений о том, как «серьезный» музыкальный жанр может быть интерпретирован к детской музыке Знакомство детей с детским музыкальным театром, развитие у них интереса к оперному искусству как к наиболее доступному материалу для учащихся начальной школы Основы музыкальных знании. Детский музыкальныйтеатр им. Н. Сац » Москве, Детские оперы («Дюймовочка», «Дитя волшебства» и др.) в его репертуаре. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Фрагмент оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов одного из эскизов декораций к детской опере (например, «Волк и семеро козлят»). Слушание музыки. Фрагменты детских опер (в видеозаписях). Музыкально-изобразительная деятельность. Эскизы костюмов и декораций к любой детской опере (например, «Волк и семеро козлят»).

21

22

2.02

9.02 Тема: Балет. Балеты П.И.Чайковского с. 80-83, 84-85 Цель: формирование у детей первоначальных представлений о балете и старинных балетных спектаклях; знакомство с балетами Чайковского Развитие у учащихся интереса к балетному искусству творческих способностей на основе синтеза искусств. Основы музыкальных знаний. Повторение понятия «балет». Первоначальные знания о происхождении балета и особенностях старинных балетных спектаклей. П.И, Чайковский как основатель русской классической балетной музыки. Либретто всемирно известных балетов П.И, Чайковского «Лебединое озеро» и «Спящая красавица». Отражение в них сказок и танцев разных народов мира. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: Мелодия Вальса из первого действия балета «Спящая красавица». Элементарное музицирование. Озвучивание с помощью любых музыкальных инструментов рисунка «Красавица» или «Принц». Слушание музыки. Русский и Неаполитанский танцы из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро». Музыкально-пластическая деятельность.Характерные движения одного из старинных баянных (придворных) танцев. Пластическая импровизация «Музыкальные волны» под музыку П. И. Чайковского к балету «Лебединое озеро». Музыкально-пластические импровизации под музыку П.И. Чайковского к балету "Спящая красавица» на одну из следующих тем: «Кот в сапогах и Белая кошечка», «Красная Шапочка и Волк», «Фея Сирени и Фея Карабосс». Танцевальные движения вальса. Музыкально-изобразительная деятельность. Эскиз костюма и маски для одного из видов старинного балетного спектакля: балета-маскарада, балета на рыцарские или фантастические темы. Рисунки на темы «Красавица» и «Принц».

23

16.02

Тема: И.Стравинский, балет «Петрушка»

с. 86-87

Цель:формирование у детей представлений о персонажах народного кукольного театра; музыке в народном стиле. Основы музыкальных знаний. Композитор И. Стравинский и его знаменитый балет «Петрушка» (потешные сцены в четырех картинах). Знакомство с либретто балета. Отражение в балете традиций русских народных гуляний на городских ярмарках во время празднования масленицы. Общие представления о балаганах как одном Из видов народного театра. Представления кукольного театра с участием Петрушки. Цитирование в балете мелодий популярных народных городских песен («Вдоль по Питерской» и др.). Невероятный успех балета «Петрушка» в Париже, во время «Русских сезонов». Современные постановки балета «Петрушка». Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: песни о Петрушке И. Брамса. Слушание музыки. Фрагменты музыки И. Стравинского к балету «Петрушка».

24

2.03

Тема: В детском музыкальном театре

с. 90-91

Цель: Продолжение знакомства с детским музыкальным театром, развитие у них интереса к балетному искусству на наиболее доступном для их возраста материале Основы музыкальных знаний. Общее знакомство с балетами из репертуара Детского музыкального театра им. Н. Сац. Например. «Синяя птица», Щелкунчик». Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: повторение на звук «А» знакомых музыкальных тем из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик». Слушание музыки. Фрагменты музыки к детским балетам (в видеозаписи). Музыкально-изобразительная деятельность.Эскизы занавеса, декораций и костюмов для одного из балетов-сказок. Макет декорации для одного из детских балетов. Гримирование одного из персонажей сказочного балета

25

16.03 Тема: Оперетта с. 92-93

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об оперетте как одном из видов музыкально-театрального искусства. Основы музыкальных знаний. Общее представление об оперетте как одном из видов музыкально-театрального искусства. Веселый, жизнерадостный характер музыки в оперетте. Основные сведения об истории оперетты. Известные театры оперетты и России. Детские оперетты (например, «Проделки Кота в сапогах») на сценах российских театров. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одной из детских оперетт (по выбору учителя). Элементарноемузицирование: веселая, юмористическая музыкально-инструментальная импровизация на одну из следующих тем: «Песенка Кота в сапогах», «Таней Кота в сапогах». Слушание музыки. Фрагменты музыки из известных оперетт (например, «Летучая мышь» или «Принцесса цирка»).

26

30.03 Тема: Мюзикл с. 94-95

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о мюзикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкально-театрального искусства; об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее. Основы музыкальных знаний. Общее представление о мюзикле по сравнению с опереттой и другими видами музыкально-театрального искусства. Основная краткая информация об истории возникновения мюзикла и традициях его исполнения на Бродвее. Некоторые знаменитые американские мюзиклы. Мюзиклы российских композиторов. Детские мюзиклы (Например, «Волшебник Изумрудного города» и «Путешествие Незнайки»), Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: фрагмент одного из детских мюзиклов (по выбору учителя). Слушание музыки. Фрагменты мюзиклов (в видеозаписях).

В МУЗЫКАЛЬНОМ МУЗЕЕ (8 часов)


27

6.04 Тема: Музыкальные музеи с. 102-105

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о понятиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», «музейные хранилища». Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира Основы музыкальных знаний. Общее представление о понятиях «музей», «музейные экспонаты», «музейные экспозиции», "музейные хранилища». Обобщение и закрепление знаний о музыкальных музеях как хранилищах предметов музыкальной старины и музыкального наследия разных стран и народов мира. Известные музыкальные музеи в России (например. Музей музыкальной культуры им. М.И, Глинки и Музей русской гармоники в Москве, Музей музыкальных инструментов в г. Санкт-Петербурге. Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клину Московской области. Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова в г. Тихвине и др.). Известные музыкальные музеи в зарубежных странах. Например, дома-музеи композиторов И.-С. Баха. В.-А. Моцар-та, Л.-В. Бетховена, музеи знаменитых музыкальных театров (Ла Скала, Венской оперы и др.), музеи старинных музыкальных инструментов (например, и Вене.Париже и других столичных городах мира). Необычные музыкальные музеи и коллекции (например, коллекция звуков природы и человеческой цивилизации в Венском музыкальном музее). Музыкально-исполнительская деятельность.Пение, повторение песни или хорового произведения одного из композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира. Слушание музыки. Произведения одного или нескольких композиторов, чей дом-музей «посетили» учащиеся во время воображаемого путешествия по музыкальным музеям мира.

ЛИЧНОСТНЫЕ

- углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей; - познание различных явлений окружающей действительности, воспитание интереса к музыкальным традициям и истории родного края; - углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека прошлого и нашего современника

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.

- присвоение опыта предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества

КОММУНИКАТИВНЫЕ

- участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, выполнение музыкально-ритмических движений. - сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально - творческой деятельности.

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов

28

13.04 Тема: Музыкальные инструменты с. 106-109

Цель: Формирование представлений о богатстве и разнообразии музыкальных инструментов разных времён, стран и народов Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу музыкальных инструментов в музыкальном музее: старинные клавишные музыкальные инструменты как музейные экспонаты (клавесины, клавикорды, спинеты и др.). Особенности их устройства, звуконзвлеченин и звучания. Старинные духовые и ударные музыкальные инструменты. Знаменитые музыкальные мастера и музыканты-исполнители, чьи музыкальные инструменты хранятся в знаменитых музеях мира. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: русские народные песни с упоминаниями о старинных народных музыкальных инструментах (например, «На зеленом лугу», «Заиграй, моя волынка»). Песня «Веселый барабанщик» (муз. Л. Швариа. ел. Б. Окуджавы). Слушание музыки. Записи звучания старинных музыкальных инструментов Музыкально-пластическая деятельность. Импровизации на одну из следующих тем: "Ритмы жаркой Африки», «Тарантелла».

29

20.04 Тема: Музыка и техника с. 112-113

Цель: формирование у детей первоначальных представлений об истории изобретения граммофона, о появлении проигрывателей и магнитофонов. Развитие представлений о взаимосвязи музыки и техники. Формирование у них интереса к изучению различных музыкальных устройств, а так же многообразных способов записей и воспроизведения звуков. Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и техника» в музыкальном музее: старинные музыкальные шкатулки, табакерки, шарманки, граммофоны, патефоны, механическое пианино и другие музыкальные устройства для записи и воспроизведения звуков. Разнообразие их устройства и характера звучания. Краткая информация об истории изобретения граммофона, о появлении проигрывателей и магнитофонов. Музейные и домашние коллекции старинных музыкальных устройств и пластинок с записями голосов знаменитых певцов (например, Ф.И. Шаляпина), хоровых коллективов (например, хора М.Е. Пятницкого) и музыкантов (например, Великорусского оркестра народных инструментов под управлением В.В.Андреева). Сравнение звучания музыки в «живом» исполнении на концерте или в музыкальном театре и звучания механических музыкальных устройств. Изображение в пьесах и других музыкальных произведениях звучания механических музыкальных устройств (музыкальной шкатулки, музыкальной табакерки, шарманки и др.). Сравнение старинных механических устройств для записи и воспроизведения звуков с современными музыкальными устройствами, вмонтированными в игрушки, открытки, с «музыкой» мобильных телефонов и т. д. Музыкально-исполнительская деятельность Пение: музыкальная игра «Граммофон». Элементарное музицированне: Повторение песни Л.-В. Бетховена «Сурок». Слушание музыки. Звучание механического пианино (в художественном кинофильме «Неоконченная пьеса для механического пианино») и других старинных механических музыкальных устройств. Звучание виниловых пластинок. А. Лядов Музыкальная табакерка. П. Чайковский «Шарманщик поет».

30

27.04 Тема: Музыка и изобразительное искусство с. 114-115

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о связях музыки и живописи, скульптуры. Развитие представлений детей о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства формирование у них творческих способностей на основе синтеза искусств


Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и изобразительное искусство» в музыкальном музее: портреты знаменитых композиторов и исполнителей, натюрморты, исторические и жанровые картины с изображениями музыкальных инструментов. Образы народных музыкантов в народных игрушках и других произведениях народного декоративно-прикладного творчества. Скульптурные изображения музыкантов. Музыкально-исполнительская деятельность.Пение. «Песня о картинах" (муз.Г. Гладкова, сл. А. Кушнера). Слушание музыки. Записи звучания музыкальных инструментов, изображенных в произведениях живописи и народного декоративно-прикладного творчества.

31

18.05 Тема: Музыка и книги с. 118-119

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о музыкальных отделах библиотек и их роли в создании коллекций старинных нот и книг о музыке. Развитие представлений о значении нотных изданий и книг о музыке


Основы музыкальных знаний. Воображаемая экскурсия по залу «Музыка и книги» в музыкальном музее: старинные рукописные церковно-певческие книги, редкие издания партитур симфоний, опер и балетов знаменитых композиторов-классиков, первые издания сборников русских народных песен, старинные книги о жизни и творчестве знаменитых композиторов и другие ценные экспонаты. Сравнение изображений старинных нот и книг о музыке с современными изданиями. Общее представление о музыкальных отделах библиотек (например, Российской государственной библиотеки) и их роли в создании коллекций старинных нот и книг о музыке. Музыкально-исполнительская деятельность. Пение: повторение песен, сопровождавших экскурсии по музыкальному музею (например.«Веселый барабанщик» (муз. Л. Шварца, ел. Б. Окуджавы) и «Песни о картинах» (муз. Г. Гладкова, ел. А. Кушнера).

32

25.05

Школа Скрипичного ключа: хоровой класс. Итоговое тестирование Основы музыкальных знаний. Понятия «хор», «дирижер», «хоровая партия», «певческое дыхание», «звукоизвлечение», «звуковедение», унисон». Музыкально-исполнительская деятельность.Пение: упражнения на распевание. Песня Л. Абелян «Петь приятно и удобно».

Итоговое тестирование

Планируемые результаты освоения образовательной программы по музыке


к концу 3 класса

Изучение предмета «Музыка» в третьем классе по данному учебнику позволит учителям последовательно реализовывать псе основные требования ГОС к уровню подготовленности учащихся по данному предмету в начальной школе. К концу третьего класса ребенок должен: знать/понимать

  • слова и мелодию Государственного гимна Российской Федерации; -

  • смысл понятия «классическая музыка»;

  • названия изученных жанров и форм камерной, хоровой и симфонической музыки;

  • вошедшие в учебник шедевры оперного и балетного искусства, их названия и авторов;

  • особенности оперетты и мюзикла как видов музыкально-сценического искусства;

  • виды музыкально-исполнительских коллективов (хор, оркестр, ансамбль), музыкальные инструменты симфонического оркестра; названия певческих голосов в академическом хоре и оперном спектакле;

  • основные учреждения культуры, в которых исполняется для слушателей классическая музыка и сохраняются традиции музыкальной культуры:
  • основные традиционные формы трансляции музыки от композитора через исполнителей к слушателям (концерт и музыкальный спектакль);

  • доступные младшим школьникам современные информационные каналы и средства трансляции классической музыки и знаний о ней;
  • выразительность и изобразительность музыкальной интонации в классической музыке;

  • взаимосвязь народной и классической музыки;

  • вошедшие в учебник названия знаменитых концертных залов, музыкальных театров и музыкальных музеев России и других стран;
  • уметь выразительно исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и с элементами двухголосия;
  • узнавать изученные, музыкальные произведения й называть имена их авторов;

  • определять на слух основные жанры музыки;

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

  • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах;
  • исполнять соло несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при посещении концертов, музыкальных спектаклей и музеев, прослушивании записей музыкальных произведений, самостоятельном пении и игре на музыкальных инструментах, работе с доступными источниками информации омузыке (книгами, Интернетом и др.), разработке и реализации творческих проектов в сфере музыкальной культуры.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает: 1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий; 2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя; 3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся; 4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 5) использование критериальной системы оценивания; 6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования: 7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации. Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4 балльной системой (отметка «1» не выставляется). Овладение опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний.

  • Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
  • Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
  • Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

    Отметка «5» ставится:
  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

    Отметка 4 ставится:
  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
    жизненной позиции);
  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями, но при этом допускаются некоторые неточности.

    Отметка 3 ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка 2 ставится:
  • нет интереса, эмоционального отклика;
  • неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
  • нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.














Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Система оценки предметных достижений учащихся, предусмотренная в рабочей программе, предполагает: 1) ориентацию образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения содержания предмета и формирование универсальных учебных действий; 2) оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности учителя; 3) осуществление оценки динамики учебных достижений обучающихся; 4) включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность, с тем чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 5) использование критериальной системы оценивания; 6) оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования: 7) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации. Оценка уровня достижений учащихся по предмету соотносится с 4 балльной системой (отметка «1» не выставляется). Овладение опорным уровнем (образовательным минимумом «Ученик научится») расценивается как учебный успех ученика и соотносится с отметкой «удовлетворительно». Умение осознанно произвольно владеть опорной системой знаний, изученными операциями и действиями в различных условиях оценивается как «хорошо» и «отлично», что соответствует отметкам «4» и «5».

Нормы оценивания знаний по музыке
Функция оценки - учет знаний.

  • Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
  • Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
  • Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

    Отметка «5» ставится:
  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

    Отметка 4 ставится:
  • если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
    жизненной позиции);
  • проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
  • умение пользоваться ключевыми и частными знаниями, но при этом допускаются некоторые неточности.

    Отметка 3 ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции); или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.

Отметка 2 ставится:
  • нет интереса, эмоционального отклика;
  • неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
  • нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Печатные пособия.
  1. Музыка. 3 класс: Учебник для четырехлетней начальной школы/ Т.И. Бакланова Москва: АСТ. Астрель, 2012 г.,
  2. Музыка. Обучение во 3 классе. Программа. Методические рекомендации для учителя/Т.И. Бакланова Москва: АСТ. Астрель, 2011

  1. Экранно-звуковые пособия
  1. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2.Электронная энциклопедия «Музыкальный класс» .
  1. Сборник CD- mp3 «Золотые детские песни» .
  2. Сборник CD- mp3 «200 супер-хитов караоке».
  3. Презентации по материалам уроков.


  1. Технические средства обучения.
  1. Компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Музыкальный центр.


  1. Цифровые образовательные ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа :school-collection.edu.ru 2. Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа :nachalka.info/about/193 3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа :festival.lsep-tember.ru 4. Образовательный портал - Режим доступа :uroki.ru 5. Учебно-методический портал. - Режим доступа: uchmet.ru 6. Большая электронная энциклопедия (CD).



















Контрольно-измерительные материалы

ТЕСТ

Фамилия, имя_____________________________________________________, дата_________


1. Что обозначает слово:

а) «пиано» ____________ б) «форте» ________________

2. Название, какого музыкального инструмента получается из слов «пиано» и «форте»?

3. Инструмент симфонического оркестра: А)ложки, Б) флейта, В) баян, Г) бубен

4. Инструмент русского народного оркестра:

А) балалайка, Б) гобой, В) валторна, Г) флейта.

5. Значок, с помощью которого записывают музыку:

А) нота, Б) рондо, В) баритон, Г) романс.

6. Музыкальный спектакль, в котором персонажи танцуют под музыку оркестра:

А) опера, Б) увертюра, В) балет, Г) соната.

7. Музыкальный спектакль, в котором персонажи поют и танцуют под музыку оркестра:

А) балет, Б)вальс, В) опера, Г) увертюра.

8. Сочинитель музыки-А) актёр, Б) слушатель, В) певец, Г) композитор

9. Руководитель оркестра - А) солист, Б) слушатель, В) скрипач, Г) дирижёр

10. Главный герой этой оперы - новгородский купец и путешественник, гусляр:

А) «Снегурочка», Б) «Руслан и Людмила», В) «Иван Сусанин», Г) «Садко»

11. Этот музыкальный термин переводится как «начало», «открытие» -

А) увертюра, Б) лад, В) ) мелодия , Г) ритм

12. Установите соответствие между композиторами и их произведениями

А) М.И Глинка «Снегурочка»

Б) П.И. Чайковский «Руслан и Людмила»

В) Н.А.Римский-Корсаков «Детский альбом»

13. Назовите ноты изображенные на нотных линеечках.

Рабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знаний

1. 2. 3. 4. 5. 6.

14. Определите музыкальные жанры (танец, марш и песня).

Рабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знаний

1. 2. 3.

15. Придумай и запиши слова, в которых встречаются ноты:

«РЕ», «ЛЯ», «ДО» _______________________________________________________

16. Подпишите названия музыкальных инструментов.

Рабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знанийРабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знаний

____________ ____________ ______________ ________________

17. Что это?

Рабочая программа по музыке.3 класс. УМК Планета знаний___________________________




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического заместитель директора по УВР

совета МБОУ Алексеевской сош ___________ Пужалина Т. В.

от 29.08.2014 года № 1 подпись

________________ Щербина А.В. 29.08.2014 года

подпись руководителя МС


© 2010-2022