Учебно-методические материалы. Беседы на тему: Азбука нравственности (часть В)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Азбука нравственности

Учебно-методические материалы

для повышения развития

гражданско-патриотического

и духовно-нравственного

воспитания и обучения

младших школьников

и их родителей
Беседы (часть В) 19. Красота: внутренняя и внешняя В народе существует мнение, что красивый человек это добрый человек. А добрым человеком быть не легко. Не легко победить свое самолюбие, свою гордыню. Поэтому самая большая победа это победа над самим собой, над злом в своем сердце. Заставить себя делать то, что необходимо для блага людей, а не то, что хочется, это большой труд души, большое усилие над собой. Тысячами нитей связаны такие понятия, как сила духа, труд, красота, самовоспитание. Во всем процессе возрастания человека самой главной задачей является формирование мировоззрения человека, его самосознания, чтобы он представлял себе будущее: во имя чего надо жить и добросовестно трудиться. Важно, чтобы уже в детском сознании хорошее и красивое не отождествлялось с приятным и тем более легким. Важно, чтобы человек с раннего детства понял, что хорошее - это плоды труда, творения ума, сердца и рук, что хорошее это трудно, но необходимо, что без слияния «надо» и «трудно» немыслима красота, немыслим сильный духом человек, способный побеждать свои слабости, переживать торжество победы над самим собой. Творение красоты - источник душевных сил, благодаря которым человек заставляет себя быть добрым, быть хорошим. Каждому человеку, вступающему в пору отрочества, приходится серьезно задумываться над смыслом своего бытия, размышлять о труде, красоте, цели жизни, о человеческих нравственных ценностях. Отрочество таит в себе неисчерпаемые силы, которые буквально рвутся наружу, они выражаются в стремлении достигнуть вершины, кажущейся недостижимой. Делая недосягаемое достижимым, человек учится повелевать самому себе. Миссия взрослого заключается в том, чтобы научить детей стремиться к хорошему и доброму, заставлять себя думать хорошо и делать хорошо, быть недовольными своим недобром, побуждать их душевные силы, силы духа к тому, чтобы им хотелось быть хорошими и чтобы это хотение стало их желанным трудом по самовоспитанию. Каждому человеку необходимо овладевать знаниями о самом себе. Это особенная человеческая мудрость, которая предостерегает его от многих опасностей и неожиданностей. Красота человека скрывается в его добром сердце. Следовательно, быть красивым, значит быть добрым.
20. Достоинство Существует такое тонкое, неприкасаемое, сильное и мужественное понятие - достоинство человеческой личности. В жизни каждый человек соприкасается с радостью и горем, красотой и мерзостью, в его жизни бывают часы торжества и часы страдания, любви и ненависти; бывают такие повороты и стечения обстоятельств, когда необходимо отказаться от удовольствий и пойти на жертву во имя блага родного, близкого человека. Все это требует душевных сил, достойных человека. С достоинством жить, трудиться, пользоваться материальными и духовными благами, с достоинством переживать радости и огорчения, болеть и встречать свой последний час; в самых трудных обстоятельствах, даже когда жизнь кажется невозможной, нельзя переступать ту черту, за которой кончается властвование разума над поступками и начинается темная стихия инстинктов и эгоистических побуждений. Корень человеческого достоинства - в благородных убеждениях и мыслях. Поэтому каждому человеку необходимо развивать, возвышать свое человеческое достоинство, учиться властвовать над своими порывами и стремлениями. Достоинство - это мудрая власть держать себя в руках. достойное поведение человека должно стать самой сущностью его духовной культуры. Поскольку человеческое достоинство является умением держать себя в руках, то с самого раннего возраста в сознании маленького гражданина надо утверждать убеждение о безнравственности и мерзости недостойного. Это убеждение - самый драгоценный нравственный иммунитет, не позволяющий человеку унижаться, терять совесть и честь. В практике школы В. А. Сухомлинского выработаны нравственные правила о недостойных вещах, унижающих человека. 1.Недостойно добывать свое благополучие, радости, удовольствия, спокойствие за счет притеснения, неустроенности, огорчения, беспокойства другого человека. 2. Недостойно оставлять человека в беде, опасности, проходить равнодушно мимо чужого горя, огорчения, страдания. Нравственная глухота, окамененность сердца - один из человеческих пороков. 3. Недостойно пользоваться результатами труда других, быть нахлебником. Ибо быть тружеником честь, а быть нахлебником - бесчестье. Достоинство немыслимо вне труда. 4. Недостойно быть боязливым, трусливым там, где необходимо мужество, смелость, решительность. Боязливость, нерешительность рождают трусость, подлость, предательство. Храбрость и отвага - источники мужества. В мужественных поступках есть риск, а риск - благородное дело. Мужественный, бесстрашный, храбрый поступок сохраняет на всю жизнь тонкую чувствительность сердца и мысли к чужой беде, горю, несчастью. Храбрость и отвага, вера, решительность и мужество - самое сильное противоядие, закладывающее в юную душу неодолимый иммунитет против подлости и малодушия. Благородные мотивы, побудившие к мужественному поступку, озаряют сознание человека мыслью о том, что проявить слабоволие, пойти по легкому пути - значит смалодушничать, значит предать самого себя. Храбрость - это искра, зажигающая огонек честности и рыцарского отношения к долгу. А там, где царит атмосфера презрения к малодушию, человек способен переживать стыд перед самим собой. Настойчивость и сила воли в труде - плоды, вырастающие из цветов мужественных поступков детства. Решительность и мужество оттачивают особое отношение к труду: человек считает унизительным легкомыслие, слабоволие в выполнении того, что трудно. Там, где презирается малодушие, где подленькое «моя хата с краю» осуждается со всей строгостью, эгоизм всегда находится как под яркими лучами солнца, и ему некуда спрятаться. Недостойно давать волю потребностям и страстям, как бы освободившимся из-под контроля человеческого духа. Хочется есть или пить, отдохнуть, поспать, но, удовлетворяя свои потребности, нужно проявлять сдержанность, умеренность, выдержку, терпеливость. Каждому человеку надо учиться властвовать над желаниями, потребностями, страстями, ибо, властвуя над своими страстями, потребностями, человек возвышает свою духовную сущность, воспитывает дисциплину воли, высокую культуру взаимоотношений. Недостойно разболтать тайну, которую доверили тебе друг или подруга. Благородное молчание - тоже своеобразное мужество. Выставить напоказ то, что должно быть достоянием внутреннего мира, дружбы, значит тоже опуститься ниже своего достоинства. Болтовня ведет к предательству. Недостойно говорить, когда молчание - честность, благородство, мужество. Недостойно молчать, когда речь идет об исправлении человека, - это благородство, мужество, честность. Много говорит о достоинстве человека его умение быть мудрым властелином своего слова, мастером, владеющим этим тонким человеческим инструментом. Недостойно для настоящего человека лгать, клеветать, осуждать, наушничать. Чтобы воспитывать мужество слова, мужество молчания, воспитателю самому надо быть сильным духом, не малодушничать. Недостойно - легкомысленно бросаться словами, давать обещания и не выполнять их. Недостойна чрезмерная жалость к самому себе, как и безжалостное отношение, равнодушие к другому человеку. Чрезвычайной склонности жалеть себя надо мудро противопоставлять участливость к судьбе других людей. Недостойно быть спокойным и равнодушным, когда рядом страдают люди, дети, старики. Недостойно человека пьянство, чревоугодие. Алкоголь затуманивает сознание человека и доводит его до скотского состояния. Нетерпимость к алкоголю зависит от характера общения. Там, где в общении пустота, появляется тяготение к рюмке. душа человеческая не должна быть пустой; в проведении свободного времени ей нужно стремиться к деятельной красоте. Тяготение к прекрасному - самое сильное противоядие против вредных привычек.
21. Добро. Зло Каждый человек живет в мире, где есть благо, добро и зло. Каждый человек приходит на эту землю, чтобы умножать добро. Идея добра должна быть меркой, с которой человек подходит к оценке человеческих отношений. Добро - это мысль, помноженная на волю, она неотделима от взглядов и убеждений человека. Но в мире есть не только добро, но и зло, внутреннее, моральное зло. Это убийство, человеконенавистничество, предательство, насилие над личностью, воровство, обман, лицемерие, малодушие, и т. д. Каждый человек обязан в своей жизни совершенствоваться нравственно, преодолевать и искоренять в себе начатки, или корни, зла. Зло начинается с элементарного нравственного невежества, с этической и духовной неграмотности, с того, что человек на определенном этапе своего развития не выучил азбуки человеческой культуры и поэтому стал опускаться в болото дремучего морального невежества. Этическое воспитание приобретает в нашем обществе острую социальную необходимость, и от того, как человек относится к другому человеку, какие чувства он питает к отцу и матери, зависит, каким гражданином он станет, сможет ли стать патриотом своего Отечества, добровольно, самоотверженно трудиться во благо ближнего. Благо свободного труда как творчества открывается лишь перед тем, кто с радостью отдает свои душевные и физические силы труду как делу трудному. Что касается воспитания, то оно только тогда воспитание, когда оно трудовое, ибо человек с малых лет должен познавать трудовую цену материальных и духовных благ. Большой зрелости ума, большой мудрости взрослого требует введение маленького человека в мир материального изобилия. Много сейчас в обществе соблазнов для того, чтобы делать не то, что надо, должно, требуется, а лишь то, что хочется. Если маленького человека пустить по этой соблазнительной дорожке, материальное изобилие приведет его к духовной и материальной нищете. Ведь истинная сущность удовлетворения желаний как радости бытия постигается только трудом, только тогда, когда приходится преодолевать нежелание, леность, усталость и делать добро во благо ближнего.
Глух и нем к самым мудрым словам о добре, к самым горячим призывам творить добро тот, кто видит и пользуется огоньком счастья, не зная, как он зажигается.
Счастье вовсе не в том, чтобы получить его в готовом виде, а в мучительно трудной жизненной дорожке, которую надо пройти, чтобы создать счастье. Органическое слияние в душе труда, счастья и долга - вот что является непременным условием тяготения к добру. Труд вступающего в жизнь человека не должен быть только повинностью, обязанностью, если это так, то в прах рассыпаются все мысли насчет идеи добра. Труд должен быть счастьем, только тогда можно утвердить в сердце человека идею добра как активную жизненную практику. добро только тогда становится необходимой для человека меркой бытия, когда в сердце живет гармония труда, долга, совести и счастья. Героизм труда как высшая степень творения добра - это особо высокое состояние души, порыв всех душевных и физических усилий, устремлений человека. Героизм труда порой требует всей человеческой жизни, а не выработки какой-то нормы за сезон. Для того чтобы в душе человека царствовала гармония труда, счастья, добра, долга, чтобы активное стремление к добродетели пронизывало духовную жизнь личности, необходима еще одна очень важная сторона духа - воля. Человек должен быть хозяином своей воли. Воля, напряжение духовных сил - источник, из которого человек черпает способность дорожить благом, творить добро, бороться против зла, например, простить обидевшего. Именно воля, сливаясь с трудом, создает добро и красоту, а человеческие убеждения - средоточие волевой активности. Бездеятельность, пассивность, невмешательство в то, что «меня лично не касается», самое опасное начало морального зла, рождающегося, казалось бы, из очень маленьких, незаметных вещей. Влечение к добру, вера в торжество добра имеют своей обратной стороной тонкую чуткость к злу, к возможности зла, несправедливости. В воспитании этой чуткости и заключается творение идеи добра в детской душе, утверждение ее в вере. Вера и верность - слова одного корня. Вера в истину, добро, справедливость укрепляет стремление к благородным поступкам. И чем больше находит человек добрых дел на своем жизненном пути, тем более чуткой становится его душа, тем отчетливее становится его видение мира.
22. Красота - источник доброты В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Человек приходит в мир для того, чтобы создать красоту. Красота - это радость жизни. Человек инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту окружающего мира: он слышит шепот листьев, журчанье ручейка, пение птиц в чистом небе, ласковое плескание воды, торжественную тишину ночи и песни кузнечиков, стон метели и свист ветра. Красота существует независимо от сознания человека, но она открывается человеком это глубина лазурного неба, розовый разлив вечерней зари, мерцание звезд, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиная стая в голубом небе, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте и голубой колокольчик подснежника. Человек создан для того, чтобы беречь и умножать эту красоту. Красота - один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь. Изумление кустом роз, весенней березовой рощей, цветущим садом, осенним разноцветьем лесов, парков, садов, скверов - все это пробуждает в сердце человека нежное, заботливое отношение ко всему живому и красивому, открывает красоту вечной жизни. Красота облагораживает человека, а тот, кто творит красоту, творит счастье для людей. Красивое возвышает, одухотворяет, облагораживает человека. Человек всегда преклонялся перед красотой и величием, предназначением женщины. Образ матери, бережно прижимающей к груди младенца, окружен поэтическим ореолом. Красота женщины - вершина человеческой красоты. Восторженное отношение к женской красоте воплотили в художественных произведениях литературы, живописи, музыки многие гениальные художники, поэты, композиторы. Воспетая ими красота целомудренной женщины стала символом нравственности, чистоты душевной и телесной для многих поколений. Нравственно воспитанный человек замечает, прежде всего, внутреннюю красоту, красоту души и сердца. Средоточием душевной жизни, зеркалом мысли, выразителем чувств являются человеческие глаза. Не случайно существует выражение: «Глаза зеркало души». И чем выше интеллектуальное, нравственное развитие и уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний душевный мир во внешних чертах, во внешнем облике. В девушке, помыслы которой творить добро и пользу, красота ярче и глубже, чем в девушке легкомысленной, изнывающей от безделья. Безделье никого не украшает. Внутренняя творческая жизнь накладывает тончайший отпечаток на внешнюю красоту, и наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности. Если внутреннее духовное богатство создает красоту, то бездеятельность и тем более безнравственная деятельность эту красоту губит. Безнравственная деятельность уродует, а духовная пустота делает внешность человека безликой. Привычка лгать и пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает смотреть прямо в глаза людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. Зависть, эгоизм, недоброжелательность, подозрительность огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Идеал человеческой красоты - это вместе с тем и идеал нравственности. Гармония всестороннего развития в единстве: физического, нравственного, эстетического совершенства. А вершина человеческой красоты в том, чтобы каждый человек засверкал гранями своей внутренней красоты.
23. Патриотизм Есть в жизни каждого человека вещи, которые ни с чем не возможно сравнивать. Это родители, родной отеческий дом, родная земля, где человек родился, вырос. Мать рождает младенца, взращивает, воспитывает его бессмертную душу для Отечества земного и небесного. Познание, постижение человеком самого себя, становление в своей душе патриотической сердцевины, деятельная, самоотверженная жизнь - самые тонкие и сложные вещи в этом мире убеждений, мыслей, стремлений, поступков. Высокая и главная задача человека воспитать в себе силу духа, мужество и готовность отдать все свои силы во благо ближнего, во исполнение своего гражданского долга, долга совести. Сознание и чувство Родины - это семья, родной очаг, родители, деды, прадеды. С малых лет необходимо воспитывать в детях будущих граждан, матерей, отцов, храбрых и мужественных защитников Отечества. Одна из самых важных задач патриотического воспитания заключается в том, чтобы человек видел свою вершину духа в верности своим близким, своему Отечеству. Наполнять жизнь верой в высшую правду в свое бессмертие. Безмерно дорога человеческая земная жизнь, но есть ценности неизмеримо выше этой жизни - это жизнь вечная. Спасать свою жизнь ценой предательства - малодушно и позорно. А. В. Суворов говорил о жизни духа, о подвиге такими словами: «Или грудь в крестах, или голова в кустах». Другого не дано. Бесстрашие и мужество, одухотворенные верой, самое сильное оружие и в мирное, и в военное время. Если бы человеку суждено было только одно - телом остановить пулю, то и для этого стоило бы родиться на свет. Посвятить свою жизнь защите Отечества - высокая и достойная цель каждого человека, каждого на своем месте. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет. Поэтому учение должно заключаться в том, чтобы не только познавать окружающий мир, но и что- то утверждать, за что-то бороться, что-то отстаивать. Единство мысли и убеждения, мысли и мировоззрения достигается тогда, когда человек воспитывает в себе мужество и честность ума. Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее, гнушаться легкими и половинчатыми решениями, унизительной лжи. Иметь смелость самостоятельно и праведно мыслить. Быть честным, милосердным и щадящим человеком. Человек, если он только хочет стать настоящим человеком, мужественным, самоотверженным, неутомимым тружеником, преданным мужем, отцом, гражданином своего Отечества, должен обладать благородным умением - не жалеть себя. Не жалеть себя - это самая красивая мудрость на земле, а себяжаление всегда почиталось грехом. На земле есть две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, а мужественные и щедрые - вторую. Основа храбрости и мужества - неумение жалеть себя. Жалость к самому себе порождает нравственную глухоту и гибель. Эгоистические удовольствия отгораживают сердце человека от человеческих нужд и невзгод, и оно становится черствым, окаменевшим. Эгоизм, себяжаление - самый главный источник предательства. Тот, чьё сердце съедает ржавчина себялюбия, бездеятельности, обречён на жалкое прозябание. Для человека бездушного, бессердечного в своих взаимоотношениях с другими людьми не может быть ничего святого и возвышенного. Память о вечности и любовь к людям - два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
Смелым (но не наглым), мужественным человеком может стать только тот, кто с детства научился состраданию, милосердию, научился дорожить своим достоинством. А достоинство человека заключается в единстве мысли и дела, слова и поступка.
24. Дружба Каждый человек живет среди людей и является членом общества: он семьянин, школьник, труженик, воин, член какого-нибудь коллектива. Вокруг каждого человека происходит сложная, неисчерпаемая жизнь человеческого духа. Каждый человек выражает себя по-своему: в своих убеждениях, взглядах, сомнениях, мыслях, чувствах, переживаниях, настроениях, состояниях, отношениях к людям, в поступках, в успехах и неудачах, в доброжелательности и неприятии, равнодушии и сострадании. Каждый человек должен учиться культуре человеческих отношений.
Жизнь каждого человека начинается с дружеских и любовных отношений матерей и отцов, родителей и детей. Воспитание чувства настоящей любви и дружбы - сфера самых тонких движений человеческой души. Крепкие семьи получаются там, где основой являются духовно-нравственные законы, законы самоотверженной любви и дружбы, выработанные многими поколениями людей. Дружба и эгоизм несовместимы. Дружить значит быть прилежным, старательным учеником в школе требовательности и долженствования. Дружба дает человеку зоркость на добро и зло. Быть верным дружбе это значит делить с другом не только радости, но и беды. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту это значит нравственно готовить себя к предательству самого себя. В дружбе человек проходит подлинную школу бескорыстия. Бескорыстие дает ни с чем не сравнимую радость оттого, что ты отдал. «Сам погибай, а товарища выручай», - гласит народная пословица. Дружба открывает человеку истинный смысл жизни и милосердия. Дружба это глубинные течения реки, а у них свои закономерности. И если человек видит в друге что-то плохое, ему необходимо сказать об этом наедине. Друг должен быть самым строгим судьей своего друга. Взаимная ответственность должна озарять настоящую дружбу, быть истоком доброты, заботы, участия. Взаимная ответственность побуждает к самовоспитанию, нравственному самосовершенствованию. Важно осознавать то, что не я один смотрю сам на себя, а на меня смотрит и мой друг. Дружба - это школа воспитания благородных чувств и поступков.
25. Закон и беззаконие У каждого государства есть свои законы, в которых заложена многовековая мудрость и многовековое стремление народа к торжеству добра и справедливости. Закон защищает благополучие и неприкосновенность каждой личности. У наших законов есть могучее оружие - общечеловеческий нравственный закон, закон совести - «Люби ближнего как самого себя» и гражданский - милиция, суд, тюрьма. Каждому человеку необходимо в целях своего благополучия выполнять нормы человеческих взаимоотношений, установленных государственными правовыми органами. Нарушая свои права, человек поступает несправедливо к своим соотечественникам и заслуживает осуждения. От маленького безнаказанного правонарушения всего один шаг до серьезного преступления, затем гражданский суд - и наказание в виде лишения свободы. Умение подчиняться закону, дисциплине, порядку, нормам общежития - есть высшее выражение свободы. Нарушать закон - это все равно, что рубить сук, на котором сидишь. Свобода это величайший, бесценный дар, которым надо пользоваться осмотрительно, мудро и ответственно, т.к. свобода в руках безумного оборачивается бедой для человеческого общества. Мудрость воспитания заключается в том, чтобы научить человека пользоваться этой могучей, благотворной и в то же время опасной силой - свободой. Правовое воспитание, предупреждение правонарушений и преступлений - одна из самых острых социальных проблем нашего общества. Поэтому с малых лет необходимо учить детей дорожить своей репутацией, своей жизнью и свободой, вырабатывать иммунитет против правонарушений и преступности. Ложное мировоззрение, непонимание смысла жизни, пустота души, праздность - причины правонарушений и преступлений. Важно, чтобы при виде проступка человек устыдился, содрогнулся от боли и отвращения. Стыд - могучее противоядие, глубокая вода, на которой держится ладья чести, совести и достоинства человека. Если человек устыдился проступка, если он потрясен мыслью: «До чего низко может пасть человек во власти своих мерзких страстей и побуждений», - он и наедине с самим собой будет поступать так же, как поступал бы на глазах у людей, ибо он чувствует присутствие строгого судьи - собственной совести. А «Совесть - самый страшный когтистый зверь», без зубов, а загрызть может до смерти. Важно, чтобы человек стыдился ничегонеделания, праздности, ненавидел лены и безделье. Не случайно мудрость учит: «Лень - мать всех пороков». Важно, чтобы труд был необходим, как пища для жизни. Труд любви - основа человеческой преданности и ответственности человека перед человеком. Труд любви - это, прежде всего, большой, нелегкий, «черный труд» - это противоядие от безделья, праздности, пороков и преступлений. Труд души - это, значит, страдать, болеть страданиями и болями другого человека - принести ему радость, сделать добро и в этом найти свою собственную радость. Обуздание желаний и страстей - тонкий резец, без которого не обойтись доброму человеку. Мудрое и мужественное управление желаниями - это та волшебная дирижерская палочка, по мановению которой творится гармония человеческой красоты. Надо найти в себе мужество, чтобы отказаться от любимого занятия и заставить себя делать то, что необходимо во благо ближнего. Дорожить жизнью и свободой научится тот, кто в детстве постиг мудрость ограничения своей свободы и желаний. Преступление начинается с того, что самолюбивый, слабовольный человек переступает черту нравственного закона, моральных норм, ему безразлично, что о нем думают люди, а потом становится безразличной и собственная судьба. Отступничество от законов - дитя бесстыдства и пустоты души. Правовое воспитание, предупреждение правонарушений и преступлений - одна из самых острых социальных проблем нашего общества. Чтобы воспитанники не встали на путь преступления, им нужно научиться мудрости владения и властвованию высшим даром - свободой. Это большой труд ума и сердца, чтобы воспитанники были нравственно здоровыми и научились человеческой порядочности.



© 2010-2022