Урок обучения грамоте на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по обучению грамоте (чтение).

1 класс


Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.


Форма урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить с новыми звуками и буквой.

  2. Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.

  3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.

  4. Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.

Оборудование: компьютер, проектор, слоговые карточки. У учащихся: учебник «Русская Азбука». Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф'] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали,

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем:

И читать, и отвечать?

Не судите очень строго,

Ведь учились мы немного!


- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

- Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.

- А теперь можно тихо сесть.

- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

1. Готовность к уроку.

  • Ребята, вы любите путешествовать?

  • Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле.

СЛАЙ 1.

  • Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, дружбу.

  • А для чего они нам нужны?

  • Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.

  • Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.

2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.

  • Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.

-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.

- Дыхательная гимнастика.

а) дыхание грудью - рука на животе:

  • медленный вдох - медленный выдох - 3 раза.

  • глубокий вдох - на выдохе «поем» гласные звуки;

- Артикуляционная гимнастика.

  • А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. Повторите.

Летела муха около уха Ж Ж Ж

Летела оса около носа С С С С

Ползла змея Ш Ш Ш

Скакала лошадка Цок Цок Цок

Рычал тигрёнок Р Р Р

Летел комар и звенел З З З

  • Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.

  • Схема нашего маршрута на доске.

  • Возьмите свои кораблики.

  • Отдать швартовы! Полный вперед. На пути перед нами остров

  • « Повторялкино»

II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв. - Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?

1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, которые не обозначают звуков. - Почему гласные буквы расположены в 2 строки?

(Гласные - отвердевают согласную,

Гласные - смягчают согласную) - Почему согласные буквы в 2 ряда? (звонкие и глухие) - Почему ь знак отдельно? (не дает звука)

2. Чтение басни Л. Толстого « Два товарища» - Откройте учебник с.68. - Какое произведение мы проходили на прошлом уроке? - Читаем « цепочкой».

  • О ком эта басня? (эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах).
  • Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?

Выборочное чтение.

  • Как повел себя медведь? Прочитайте.
  • Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).
  • Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

III.Зрительная гимнастика.
  • Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше.
  • Но сначала гимнастика для глаз. Встаньте.
Слайд 2

- Закройте глаза (1-2-3).
- Зажмурьте их (1-2-3).
- Быстро поморгайте (1-2-3).
- Посмотрите вниз, наверх, вправо, влево, вперед.

- Закройте глаза и представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям.


- Садитесь.

- Впереди показался остров « Звукино».




  1. Знакомство со звуками [ф], [ф'].
1)- Посмотрите на экран и назовите изображенные на нём предметы. Слайд 3
  • Какой одинаковый звук услышали в этих словах?

2) Звукобуквенный анализ слов: флаги, филин. Составляются схемы слов.

  • Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой он идёт страны? (флаг)
Слайд 4 - Это флаг какой страны? (России) - Назовите столицу России. (Москва) -Что обозначают цвета на флаге?

белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

синий - цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество». - Как называется наша республика? (Северная Осетия) - А есть ли у Северной Осетии флаг? - Что обозначают цвета на осетинском флаге?

белый цвет является символом моральной чистоты,

красный - воинской доблести,

жёлтый - изобилия, богатства.

- Произнесите слово «флаги» хором.
- Сколько в слове флаг слогов?
- Почему?
- Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
- Какой он гласный или согласный? (Согласный).
- Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
- Твердый или мягкий? (Твердый).
- Звонкий или глухой? (Глухой).
- Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)

- Отгадайте загадку:

Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)

Слайд 5

- Разделите на слоги.

- Поставьте ударение.

- Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)



3) Теперь поиграем.

- Встаньте около своих парт. Если в слове, которое я произнесу, слышится твёрдый [ф] - приседают мальчики, если мягкий звук [ф '] - девочки. Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин.


V. Знакомство с буквами.
- Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.

  • Какой буквой обозначаются звуки [ф], [ф']?
  • Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).
  • Догадайтесь, какая тема нашего урока?
Слайд 6

- Ребята, а на что похожа буква "Ф"? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве "Ф":
Слайды 7,8,9

Урок обучения грамоте на тему - У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. - Когда мы пишем большую ( заглавную) букву? - Дайте характеристику буквы Ф (согласная, глухая, дает два звука [ф], [ф'])

  1. Работа по «Азбуке».

  • Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову
« Читайкино»
  • Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?

1)Чтение слогов-слияний: (закрытые и открытые слоги) Слайд 10 (Один ученик читает, за ним все повторяют)

2) Чтение слов ( с. 71) Слова на доске.

  • Прочитайте слова молча.
  • Какие слова вы запомнили?

Чтение слов на доске « цепочка».

  • Какие незнакомые слова вам встретились?
Флот - большое число кораблей в сборе с общею целью; обычно разумеют военный флот. Телеграф - средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи. Фабрика - рабочее заведенье, для выделки чего-нибудь (обувь, ткани и т.д.)
  • Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)
  • Придумайте предложение с этими словами.
  • Прочитайте слова, состоящие из одного слога.
  • Прочитайте самое длинное слово.

VII. Физкультминутка

  • Ребята, мы научились читать слова с новой буквой и спасли жителей острова «Читайкино».

  • Самое время отдохнуть .

  • Встаньте и покажите букву Ф, покачаем букву вправо, влево, вперед, назад. А теперь попрыгаем на носочках.


- Наш путь лежит в бухту « Историческая»

Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70. О старом и современном русском флоте. - Посмотрите на с.70.

  • Что вы видите на иллюстрации?
  • Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).
  • Как одним словом назвать, то что вы видите? (Флот)
  • Правильно. Флот - это крупное соединение военно-морских судов.
  • Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
  • Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
  • Флот бывает пассажирским, грузовым и военным.
  • - А что вы ещё видите на иллюстрации?
  • «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).
  • Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.
  • Ребята, как выглядит флаг на военных судах Российского
военно-морского флота?
  • Расскажет вам о флаге мой помощник.





Доклад ( подготовленный ученик) Слайд 11. Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский, спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова:

«С нами Бог и Андреевский флаг!»

Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.71)

- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался "Орел"! Особое внимание флоту стал уделять Петр I.

Слайд 12

Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение - морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.

- А вот как сказал об этом событии Великий русский поэт А.С. Пушкин, мы прочитаем на с.71 учебника.

Слайд 13.

(Читает учитель)


"Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе".

- А приплывут корабли в город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра I он являлся столицей государства.

Слайд 14.


- __________________ прочитай стихотворение.


  • А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?

  • Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.


Чтение вслух хором (отработка выразительности).

- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)

Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)

Стихотворение А.С. Пушкина на стр.70 читает ученик:

… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

  • Из какого произведения взяты строки?

Слайд 15.


  • Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)

  • Чтение отрывка цепочкой.

  • Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.


VIII. Закрепление пройденного.

  • Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.

  • Для этого выполним задание.

  • Работать вы будете парами.

  • Составить кусочки, чтобы получились слова.

фла

фор

фы

  • жок

    ма

    шар


VIII. Итог урока. -Наше путешествие и урок подходят к концу. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Что вы о ней узнали? - Что особенно запомнилось на уроке? - А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, составляли слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы! - Теперь оценим себя. - Нарисуйте на кораблике: зеленый смайлик, если все понял; желтый - если немного не доработал; красный - если был невнимательным.

А теперь все наши морские суда выпустим в море. Поднимите кораблики вверх. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот.

Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой. Звучит песня

« Экипаж - одна семья»



11

© 2010-2022