- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте на тему
Урок обучения грамоте на тему
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Болдырева С.Н. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок по обучению грамоте (чтение).
1 класс
Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф.
Форма урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
-
Познакомить с новыми звуками и буквой.
-
Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
-
Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
-
Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.
Ход урока:
- Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.
- Повернитесь к гостям, поприветствуйте их.
- А теперь можно тихо сесть.
- Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.
1. Готовность к уроку.
-
Ребята, вы любите путешествовать?
-
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в кругосветное путешествие по морю на корабле.
СЛАЙ 1.
-
Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. Нам предстоит преодолеть много препятствий, вы узнаете много интересного о кораблях. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, дружбу.
-
А для чего они нам нужны?
-
Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели. Кроме этого в путешествие мы возьмём с собой новую букву и новые звуки.
-
Перед длительным плаванием команда проходит подготовку, вот и мы сейчас проведем проверку своей готовности.
2. Фонетическая зарядка. Дыхательная гимнастика.
-
Чтобы путешествие было удачным, и мы могли без труда общаться с местными жителями, необходимо провести звуковую зарядку.
-Для начала приведем свои органы дыхания в рабочее состояние.
- Дыхательная гимнастика.
а) дыхание грудью - рука на животе:
-
медленный вдох - медленный выдох - 3 раза.
-
глубокий вдох - на выдохе «поем» гласные звуки;
- Артикуляционная гимнастика.
-
А сейчас приведем в рабочее состояние органы речи. Повторите.
Летела муха около уха Ж Ж Ж
Летела оса около носа С С С С
Ползла змея Ш Ш Ш
Скакала лошадка Цок Цок Цок
Рычал тигрёнок Р Р Р
Летел комар и звенел З З З
-
Вы отлично справились с заданием, теперь отправляемся в путь.
-
Схема нашего маршрута на доске.
-
Возьмите свои кораблики.
-
Отдать швартовы! Полный вперед. На пути перед нами остров
-
« Повторялкино»
1. Работа с лентой букв. - Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?
1. Буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Буквы, обозначающие согласные звуки.
3. Буквы, которые не обозначают звуков. - Почему гласные буквы расположены в 2 строки?
(Гласные - отвердевают согласную,
Гласные - смягчают согласную) - Почему согласные буквы в 2 ряда? (звонкие и глухие) - Почему ь знак отдельно? (не дает звука)
2. Чтение басни Л. Толстого « Два товарища» - Откройте учебник с.68. - Какое произведение мы проходили на прошлом уроке? - Читаем « цепочкой».
- О ком эта басня? (эта басня о двух мальчиках, о двух товарищах).
- Как вы думаете, действительно ли мальчики товарищи? Объясните почему?
Выборочное чтение.
- Как повел себя медведь? Прочитайте.
- Чему учит нас эта басня? ( Нельзя бросать друга в беде).
- Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.
III.Зрительная гимнастика.
- Вы отлично справились с заданиями, выяснили, что значит настоящая дружба, теперь можно отправляться в плавание дальше.
- Но сначала гимнастика для глаз. Встаньте.
- Закройте глаза (1-2-3).
- Зажмурьте их (1-2-3).
- Быстро поморгайте (1-2-3).
- Посмотрите вниз, наверх, вправо, влево, вперед.
- Закройте глаза и представьте себя на палубе корабля. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы. Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к серьёзным испытаниям.
- Садитесь.
- Впереди показался остров « Звукино».
- Знакомство со звуками [ф], [ф'].
- Какой одинаковый звук услышали в этих словах?
2) Звукобуквенный анализ слов: флаги, филин. Составляются схемы слов.
- Ребята, что должно быть на каждом корабле, чтобы было ясно из какой он идёт страны? (флаг)
белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;
синий - цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество». - Как называется наша республика? (Северная Осетия) - А есть ли у Северной Осетии флаг? - Что обозначают цвета на осетинском флаге?
белый цвет является символом моральной чистоты,
красный - воинской доблести,
жёлтый - изобилия, богатства.
- Произнесите слово «флаги» хором.
- Сколько в слове флаг слогов?
- Почему?
- Какой новый звук мы слышим в начале слова? ([ф])
- Какой он гласный или согласный? (Согласный).
- Почему? (Он не поется, воздух при произношении встречает преграду, состоит из шума, не образует слог).
- Твердый или мягкий? (Твердый).
- Звонкий или глухой? (Глухой).
- Повторите что вы узнали о звуке [ф]. (Согласный, твердый, глухой)
- Отгадайте загадку:
Есть сторож ночной у зелёного дома.
Как только на лес опускается дрёма,
Он, ухая гулко, на вахту спешит,
И смотрит, и слушает:
Кто там шуршит? (Филин)
Слайд 5
- Разделите на слоги.
- Поставьте ударение.
- Дайте характеристику 1-му звуку. (Согласный, глухой, мягкий.)
3) Теперь поиграем.
- Встаньте около своих парт. Если в слове, которое я произнесу, слышится твёрдый [ф] - приседают мальчики, если мягкий звук [ф '] - девочки. Светофор, фигурист, фартук, телефон, графин, портфель, шарф, дельфин, шкаф, филин.
V. Знакомство с буквами.
- Наше путешествие продолжается и мы попадаем на остров «Буковкино». Здесь живут все буквы русского алфавита.
- Какой буквой обозначаются звуки [ф], [ф']?
- Кто из вас знает имя новой буквы? (эФ).
- Догадайтесь, какая тема нашего урока?
- Ребята, а на что похожа буква "Ф"? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве "Ф":
Слайды 7,8,9
- У вас на партах лежат кораблики. Напечатайте на корабликах большую и маленькую буквы Фф. - Когда мы пишем большую ( заглавную) букву? - Дайте характеристику буквы Ф (согласная, глухая, дает два звука [ф], [ф'])
- Работа по «Азбуке».
- Наш корабль идёт дальше и причаливает к огромному острову
- Жители этого острова в опасности, т.к. здесь хозяйничают пираты. Хотите ли вы спасти жителей этого острова? Пираты выдвигают свои условия. Умеете ли вы читать с новой буквой?
1)Чтение слогов-слияний: (закрытые и открытые слоги) Слайд 10 (Один ученик читает, за ним все повторяют)
2) Чтение слов ( с. 71) Слова на доске.
- Прочитайте слова молча.
- Какие слова вы запомнили?
Чтение слов на доске « цепочка».
- Какие незнакомые слова вам встретились?
- Какие слова можно отнести к морской тематике? ( флаг, флот)
- Придумайте предложение с этими словами.
- Прочитайте слова, состоящие из одного слога.
- Прочитайте самое длинное слово.
VII. Физкультминутка
-
Ребята, мы научились читать слова с новой буквой и спасли жителей острова «Читайкино».
-
Самое время отдохнуть .
-
Встаньте и покажите букву Ф, покачаем букву вправо, влево, вперед, назад. А теперь попрыгаем на носочках.
- Наш путь лежит в бухту « Историческая»
Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70. О старом и современном русском флоте. - Посмотрите на с.70.
- Что вы видите на иллюстрации?
- Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).
- Как одним словом назвать, то что вы видите? (Флот)
- Правильно. Флот - это крупное соединение военно-морских судов.
- Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
- Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
- Флот бывает пассажирским, грузовым и военным.
- - А что вы ещё видите на иллюстрации?
- «Роза ветров» - компас (ориентир в водном пространстве).
- Вы видите, что на каждом корабле есть флаг.
- Ребята, как выглядит флаг на военных судах Российского
- Расскажет вам о флаге мой помощник.
Доклад ( подготовленный ученик) Слайд 11. Андреевский флаг - кормовой флаг кораблей Российского Военно-Морского Флота. Это белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Крест этот называется Андреевским. Крест и дал название флагу. Почему Андреевский, спросите вы? Крест святого Андрея Первозванного, считавшегося покровителем России, лёг в основу флага российского флота и был введён Петром I. Раньше перед боем на кораблях проводилось богослужение. Последними словами командиров кораблей к своим экипажам перед боем были слова:
«С нами Бог и Андреевский флаг!»
Чтение отрывка стихотворения А.С. Пушкина (с.71)
- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался "Орел"! Особое внимание флоту стал уделять Петр I.
Слайд 12
Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение - морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.
- А вот как сказал об этом событии Великий русский поэт А.С. Пушкин, мы прочитаем на с.71 учебника.
Слайд 13.
(Читает учитель)
"Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе".
- А приплывут корабли в город, который сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра I он являлся столицей государства.
Слайд 14.
- __________________ прочитай стихотворение.
-
А как вы понимаете выражение «В Европу прорубить окно»?
-
Это значит наладить отношения с европейскими странами по морскому пути.
Чтение вслух хором (отработка выразительности).
- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)
Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)
Стихотворение А.С. Пушкина на стр.70 читает ученик:
… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
-
Из какого произведения взяты строки?
Слайд 15.
-
Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)
-
Чтение отрывка цепочкой.
-
Чтобы наш кораблик поплыл дальше, давайте хором дружно и весело ещё раз прочитаем отрывок вслух.
VIII. Закрепление пройденного.
-
Ребята, наш кораблик попал в шторм и дал небольшую пробоину. Нужно скорее устранить неполадки, чтобы вернуться в родной порт.
-
Для этого выполним задание.
-
Работать вы будете парами.
-
Составить кусочки, чтобы получились слова.
фла
фор
фы
-
жок
ма
шар
VIII. Итог урока. -Наше путешествие и урок подходят к концу. - С какой новой буквой мы познакомились сегодня на уроке? - Что вы о ней узнали? - Что особенно запомнилось на уроке? - А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, составляли слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы! - Теперь оценим себя. - Нарисуйте на кораблике: зеленый смайлик, если все понял; желтый - если немного не доработал; красный - если был невнимательным.
А теперь все наши морские суда выпустим в море. Поднимите кораблики вверх. Смотрите, какой у нас получился замечательный флот.
Дети встают и поднимают кораблики у себя над головой. Звучит песня
« Экипаж - одна семья»
11