- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»
Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Локтева Л.В. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Л.В. Локтева
с. Ижморка-2
2012
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
«Звук [ш] и буква Ш ш»
Методическая разработка урока по чтению и
развитию речи в 1 классе
Автор - составитель:
Л.В. Локтева,
учитель начальных классов
с. Ижморка-2
2012
Автор - составитель: Любовь Викторовна Локтева, учитель начальных классов Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната VIII вида.
Методическая разработка урока по теме «Звук [ш] и буква Ш ш» является одной из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков чтения и развития речи, акцентируя внимание на использовании информационно-коммуникативных технологий.
Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида.
Содержание.
-
Введение__________________________________ 3
-
Основная часть. План-конспект урока__________ 5
-
Заключение________________________________ 11
-
Список литературы__________________________ 12
-
Приложение
-
Введение
Привить ребёнку вкус к чтению - лучший
подарок, который мы можем ему сделать.
С. Лупан. Включение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, активизировать работу обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование ИКТ позволяет педагогу значительно расширить возможности предоставления разного типа информации для детей с ограниченными возможностями здоровья [8]. При дидактически правильном подходе данная технология усиливает мотивацию детей к учению, корригирует и развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию [7]. Уроки чтения и развития речи будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио сопровождение. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения. Это обучает правильному, осознанному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев [5]. Информационно-коммуникативные технологии могут быть органично включены на любом этапе урока: во время индивидуальной или словарной работы, при сообщении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков [1]. Кроме того, с помощью данных технологий наиболее успешно можно использовать следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную [9]. Презентации, приготовленные к урокам чтения и развития речи, помогают обучающимся образно представить изучаемое. Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая, а также высок уровень познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4].
Систематическое использованием информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе [2].
Данная методическая разработка является одной из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков чтения и развития речи, акцентируя внимание на использовании информационно-коммуникативных технологий [10].
Тема данного урока «Звук [ш] и буква Ш ш», раздел программы «Букварный период», тема программы «Второй этап обучения грамоте. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: ш, л, н, ы, р ». Методическая цель: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках обучения грамоте.
Учебная мотивация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья низкая, преобладает игровая. Применение компьютерных технологий позволяет совместить игровую и учебную деятельность[11].
На уроке используется презентация. Она рассчитана на совместную работу учителя и обучающихся. Слайды используются в качестве упражнений на следующих этапах урока: организационный момент, актуализация знаний, пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала, сообщение нового материала, первичное закрепление нового материала.
При применении данных слайдов на уроке, дети работают более активно, меньше отвлекаются, увеличивается период произвольного внимания, а яркие образы позволяют им легче запомнить новый материал. Они с большим удовольствием выполняют задания, рассматривают иллюстрации на слайдах.
-
Основная часть
План-конспект урока
Тема урока: Звук [ш ] и буква Ш ш.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: смешанный.
Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [ш] и буквой Ш ш.
Задачи: Образовательные: - познакомить обучающихся со звуком [ш] и строчной и прописной буквами Ш ш; -учить выделять звук [ш] в словах, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком. Коррекционно-развивающие: - корригировать фонематический слух и зрительное восприятие обучающихся; - развивать ручную и речевую моторики; - развивать целенаправленное произвольное внимание школьников. Воспитательные: - формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе. Формы и методы: дидактическая игра; словесные, наглядные, ИКТ. Оборудование: компьютер, презентация, рисунки шаров, карточки со словами и слогами, палочки для конструирования буквы Ш ш, учебник «Букварь» страница 37, картины «В школе», «Мы», буква Ш ш, цветные карандаши, шнуровка, индивидуальные зеркала, музыкальное сопровождение.
Ход урока
-
Организационно-подготовительный этап.
- Основной этап.
- Актуализация знаний (8 мин.)
- Игра «Слоговое лото».
- Пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала (3 мин.)
- Разгадывание загадок.
- Легкий и воздушный,
- Не галстук он, не воротник,
- Если мы растём на ели,
- Сообщение нового материала (13 мин.)
- Знакомство со звуком.
- Знакомство с буквой.
- Конструирование из палочек.
- Физминутка (о букве Ш).
- Закрепление нового материала (10 мин.)
- Групповая работа.
- Работа в парах.
- Работа по учебнику (букварь страница 37).
- Индивидуальная работа:
- Работа по картине « В школе» (Слайд)- приложение 5.
- Физминутка под музыку:
- Работа в парах
3.Заключительный этап. 1.Итог урока. ( 2 мин) - Настало время нам подвести итог урока. Посмотрите на наш план урока и сделайте выводы (слайд с планом). Справились мы со своими задачами? 2. Рефлексия. (2 мин) Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Сейчас вас ждет сюрприз. Буква Ш и наша гостья кошка дарят вам свои подарки. А вот какие подарки, отгадайте: Я и красный, и зеленый, Я и голубой, и черный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса. (Воздушный шарик) (Слайд) -приложение 7. - Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один. Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям, воспитателям - поместите на доску шарик желтого цвета. - Если вам что-то не удалось, вам было скучно или не понравилось работать - поместите шарик синего цвета. ( По рядам).
-
Заключение
Таким образом, включение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, помогает активизировать целенаправленную работу обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Систематическое использование ИКТ на уроках помогает решать следующие задачи :
- развивать эмоционально-волевую сферы, внимания, зрительную, слуховую и тактильную памяти, общую и мелкую моторики;
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать технику чтения;
- повышать интерес и формировать положительную мотивацию.
4. Список литературы
1. Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе [Текст]:
// ИНФО, 2006.-№ 1. - 140с.
2. Громов, Г.Р., Агапова, О.И. Шолохович, В.Ф. Компьютерные технологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. -М: Просвещение-2005. - 258с.
3. Гриценко, В.И. Сущность информационных технологий[Текст]: / В.И. Гриценко.- М: Просвещение,2006.- 354c.
4. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности[Текст]: / М.А. Данилов.- Казань, 2005. -163с.
5. Ершова, Ф.П., Роберт, И.В. Дидактические проблемы компьютеризации[Текст]: - М: Просвещение,2005. - 465с.
6. Курашов, И.В.Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем [Текст]: / И.В. Курашов// Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред.М.А. Данилова.- Казань: Таткнигиздат,2003. - 198с.
7. Кривошеев, О.А. Информационные технологии[Текст]: / О.А. Кривошеев.- М: Просвещение,2006. - 259с.
8. Клейман, Г. Возможности использования информационных технологий в специальных (коррекционных) школах [Текст]: / Г. Клейман.- М: Просвещение,2006. - 398с.
9. Кузнецов, А.А. Проблемы компьютеризации [Текст]: / А.А. Кузнецов.- М: Просвещение,2005. - 217с.
10.Лихачев, Б.Т. Педагогика.Курс лекций:учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст]: / Б. Т. Лихачев.- М.: Прометей;Юрайт, 2004. - 464 с.
11.Нечаев, К.Р. Дидактические игры на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида: / К.Р. Нечаев.-М.: Просвещение, 2005.-37с, 58с.
Приложение 1
Слайд 1
Приложение 2
Слайд 2
Ох, ас, мо, му,
су, ах, со, хо,
ма-ма, у-хо,
са-ма, му-ха.
Приложение 3
Слайд 3
Приложение 4
Слайд 4
ум, Маа, Саа
шум Маша Саша
Приложение 5
Слайд 5
Приложение 6
Слайд 6
Приложение 7
Слайд 7
«Звук [ш и буква Ш ш»: урок/авт.-сост.: Л.В. Локтева, учитель начальных классов Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, 2012.-20 стр.
Технический редактор и дизайн: Л.В. Локтева
Оригинал макет - подготовлен на компьютере Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида,
Адрес: 652132, Кемеровская область, Ижморский район, с-Ижморка-2я,
Новая, 2а.
Телефон: 83845931154.