Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»









Л.В. Локтева







Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»





















с. Ижморка-2

2012

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»











«Звук [ш] и буква Ш ш»

Методическая разработка урока по чтению и

развитию речи в 1 классе







Автор - составитель:

Л.В. Локтева,

учитель начальных классов











с. Ижморка-2

2012

Автор - составитель: Любовь Викторовна Локтева, учитель начальных классов Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната VIII вида.



Методическая разработка урока по теме «Звук [ш] и буква Ш ш» является одной из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков чтения и развития речи, акцентируя внимание на использовании информационно-коммуникативных технологий.

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида.

Содержание.

  1. Введение__________________________________ 3

  2. Основная часть. План-конспект урока__________ 5

  3. Заключение________________________________ 11

  4. Список литературы__________________________ 12

  5. Приложение






  1. Введение

Привить ребёнку вкус к чтению - лучший

подарок, который мы можем ему сделать.

С. Лупан. Включение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, активизировать работу обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование ИКТ позволяет педагогу значительно расширить возможности предоставления разного типа информации для детей с ограниченными возможностями здоровья [8]. При дидактически правильном подходе данная технология усиливает мотивацию детей к учению, корригирует и развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию [7]. Уроки чтения и развития речи будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио сопровождение. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения. Это обучает правильному, осознанному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев [5]. Информационно-коммуникативные технологии могут быть органично включены на любом этапе урока: во время индивидуальной или словарной работы, при сообщении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков [1]. Кроме того, с помощью данных технологий наиболее успешно можно использовать следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную [9]. Презентации, приготовленные к урокам чтения и развития речи, помогают обучающимся образно представить изучаемое. Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая, а также высок уровень познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [4].

Систематическое использованием информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, подняв на более высокий уровень интерес детей к учебе [2].

Данная методическая разработка является одной из форм обмена накопленным педагогическим опытом и видением, какими методами и приёмами можно воспользоваться при проведении уроков чтения и развития речи, акцентируя внимание на использовании информационно-коммуникативных технологий [10].

Тема данного урока «Звук [ш] и буква Ш ш», раздел программы «Букварный период», тема программы «Второй этап обучения грамоте. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: ш, л, н, ы, р ». Методическая цель: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках обучения грамоте.

Учебная мотивация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья низкая, преобладает игровая. Применение компьютерных технологий позволяет совместить игровую и учебную деятельность[11].

На уроке используется презентация. Она рассчитана на совместную работу учителя и обучающихся. Слайды используются в качестве упражнений на следующих этапах урока: организационный момент, актуализация знаний, пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала, сообщение нового материала, первичное закрепление нового материала.

При применении данных слайдов на уроке, дети работают более активно, меньше отвлекаются, увеличивается период произвольного внимания, а яркие образы позволяют им легче запомнить новый материал. Они с большим удовольствием выполняют задания, рассматривают иллюстрации на слайдах.


  1. Основная часть

План-конспект урока

Тема урока: Звук [ш ] и буква Ш ш.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: смешанный.

Цель урока: знакомство обучающихся со звуком [ш] и буквой Ш ш.

Задачи: Образовательные: - познакомить обучающихся со звуком [ш] и строчной и прописной буквами Ш ш; -учить выделять звук [ш] в словах, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком. Коррекционно-развивающие: - корригировать фонематический слух и зрительное восприятие обучающихся; - развивать ручную и речевую моторики; - развивать целенаправленное произвольное внимание школьников. Воспитательные: - формировать интерес к учебным занятиям, ответственность в работе. Формы и методы: дидактическая игра; словесные, наглядные, ИКТ. Оборудование: компьютер, презентация, рисунки шаров, карточки со словами и слогами, палочки для конструирования буквы Ш ш, учебник «Букварь» страница 37, картины «В школе», «Мы», буква Ш ш, цветные карандаши, шнуровка, индивидуальные зеркала, музыкальное сопровождение.

Ход урока

  1. Организационно-подготовительный этап.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Сегодня у нас в гостях посмотрите, кто? (кошка) (Слайд кошка) - приложение 1. Кошка какая? (маленькая, рыжая, добрая, нежная…) Что любит кошка? ( ласку, тепло) Куда пришла кошка? ( в школу) Что будет делать Кошка в школе? (писать, читать, рисовать, играть, считать, петь, изучать буквы …) А мы поможем кошке сегодня на уроке? (да!)
  1. Основной этап.
  1. Актуализация знаний (8 мин.)
Артикуляционная гимнастика с использованием индивидуальных зеркал: Показ картинок: зубная щетка (почистим язычком, как зубной щеткой, нижние и верхние зубки), молоток (постучим в верхние зубки, как молоточек), петушок в окошке (выглянул в окошко, увидел лису и спрятался за верхние зубки)
  • Игра «Слоговое лото».
У каждого ученика по одной слоговой карточке. На компьютере появляется слог, ученики, у которых такой же слог, должны прочитать его. (Слайд со слогами, словами) - приложение 2. Ох, ас, мо, му, су, ах, со, хо, ма-ма, у-хо, са-ма, му-ха.
  1. Пропедевтика обучающихся к усвоению нового материала (3 мин.)
  • Разгадывание загадок.
  1. Легкий и воздушный,
Ветерку послушный. (Шарик).
  1. Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык. Но не всегда. А лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф)
  1. Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле. А на лбу у ребятишек Никому не нужно .... (Шишек) -Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема урока? ( Мы будем изучать звук [ш] и букву Ш ш) -Какие задачи стоят перед нами? (Составление плана работы совместно: учитель-ученик) -знакомство со звуком [ш] и буквой, обозначающей этот звук; -чтение слогов, слов, предложений с этой буквой; -работа в парах и группе; -составление рассказа по картине; -работа по тексту учебника; -выводы по теме; - На что похожа буква Ш? (Слайд: На что похожа буква Ш ш?) (Вилы) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. (Табуретка) - Ах, табуретка хороша! Перевернул- И буква Ш!
  1. Сообщение нового материала (13 мин.)
  • Знакомство со звуком.
Фонетическая зарядка, используя индивидуальные зеркала. -Как шипит змея?(ш-ш-ш) -Как шипит гусь?(ш-ш-ш) -При проговаривании звука [ш], что слышится? (шум) -Можем ли пропеть этот звук? (нет) -Что мешает нам пропеть звук [ш]? (язык) (Слайд: Запомни! Звук [ш ]согласный.) -Все изученные буквы у нас поселились на двух улицах Буквограда - Красной и Синей. На какую улицу мы поселим букву Ш ш? (синюю-согласный) -Раскрасьте эту букву.
  • Знакомство с буквой.
(Слайд: буква Ш ш ( рисунки: шишка, шашки) - приложение 3.
  • Конструирование из палочек.
-Используя палочки, сложите букву Ш ш. - Для чего нужна заглавная, строчная буква Ш? (При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек, стран, клички животных: Шура, Шарыпово, Шеповалов, Шарик….) -Молодцы!
  • Физминутка (о букве Ш).
- Выполняйте танцевальные движения, хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ш]. Мы немножко пошумели, В окнах стекла зазвенели. Мы сказали: «Тишина»! В школе треснула стена. Буквы с Машиной тетради Не стоят, как на параде. Буквы прыгают и пляшут, Маше хвостиками машут. Форма новая надета, Белая рубашечка. Полюбуйтесь на меня, Какой я первоклашечка!
  1. Закрепление нового материала (10 мин.)
  • Групповая работа.
- У нас возникла проблема. По приготовленным мною для чтения словам, наша гостья нечаянно прошлась, и некоторые буквы в словах исчезли. Прочитайте, какие получились слова после прогулки нашей Шалуньи-кошки (Слайд) (ум, Маа, Саа) - приложение 4. (Фиксация трудности) -Как вы думаете, какие слова были написаны? (Шум, Маша, Саша)
  • Работа в парах.
- Используя буквы разрезной азбуки, составьте эти слова Проверка работы пар: -Читаем по слову, если согласны с ответом, хлопаем в ладоши.
  • Работа по учебнику (букварь страница 37).
Чтение слогов с буквой Ш, звукобуквенный анализ этих слогов.
  • Индивидуальная работа:
Шнуровка (буква Ш ш)
  • Работа по картине « В школе» (Слайд)- приложение 5.
-Что делают дети? -А кто учит детей? -Чему учатся дети в школе?
  • Физминутка под музыку:
Рыженькая кошечка Села на окошечко. Хвостиком махнула, Деток позвала: Где ж мои ребятки, Рыжие котятки? Спать пора ребяткам, Рыженьким котяткам! («котятки» спят) -Где мои ребятки, рыжие котятки? (мяууу!!!)
  • Работа в парах
Диалог по теме « Я сегодня в классе дежурный » (Слайд: рисунок дежурного) - приложение 6
3.Заключительный этап. 1.Итог урока. ( 2 мин) - Настало время нам подвести итог урока. Посмотрите на наш план урока и сделайте выводы (слайд с планом). Справились мы со своими задачами? 2. Рефлексия. (2 мин) Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Сейчас вас ждет сюрприз. Буква Ш и наша гостья кошка дарят вам свои подарки. А вот какие подарки, отгадайте: Я и красный, и зеленый, Я и голубой, и черный. Только лишь надуй меня, Улечу я в небеса. (Воздушный шарик) (Слайд) -приложение 7. - Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один. Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям, воспитателям - поместите на доску шарик желтого цвета. - Если вам что-то не удалось, вам было скучно или не понравилось работать - поместите шарик синего цвета. ( По рядам).









  1. Заключение

Таким образом, включение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, помогает активизировать целенаправленную работу обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Систематическое использование ИКТ на уроках помогает решать следующие задачи :

  • развивать эмоционально-волевую сферы, внимания, зрительную, слуховую и тактильную памяти, общую и мелкую моторики;
  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
  • обогащать словарный запас;
  • совершенствовать технику чтения;
  • повышать интерес и формировать положительную мотивацию.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала [6].



4. Список литературы

1. Велихов, Е.П. Новая информационная технология в школе [Текст]:

// ИНФО, 2006.-№ 1. - 140с.

2. Громов, Г.Р., Агапова, О.И. Шолохович, В.Ф. Компьютерные технологии обучения [Текст]: / Г.Р. Громов. -М: Просвещение-2005. - 258с.

3. Гриценко, В.И. Сущность информационных технологий[Текст]: / В.И. Гриценко.- М: Просвещение,2006.- 354c.

4. Данилов, М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности[Текст]: / М.А. Данилов.- Казань, 2005. -163с.

5. Ершова, Ф.П., Роберт, И.В. Дидактические проблемы компьютеризации[Текст]: - М: Просвещение,2005. - 465с.

6. Курашов, И.В.Познавательная самостоятельность учащихся в процессе изучения новых знаний как результат организации их деятельности учителем [Текст]: / И.В. Курашов// Об условиях развития познавательной самостоятельности активности учащихся на уроке / Под ред.М.А. Данилова.- Казань: Таткнигиздат,2003. - 198с.

7. Кривошеев, О.А. Информационные технологии[Текст]: / О.А. Кривошеев.- М: Просвещение,2006. - 259с.

8. Клейман, Г. Возможности использования информационных технологий в специальных (коррекционных) школах [Текст]: / Г. Клейман.- М: Просвещение,2006. - 398с.

9. Кузнецов, А.А. Проблемы компьютеризации [Текст]: / А.А. Кузнецов.- М: Просвещение,2005. - 217с.

10.Лихачев, Б.Т. Педагогика.Курс лекций:учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК [Текст]: / Б. Т. Лихачев.- М.: Прометей;Юрайт, 2004. - 464 с.

11.Нечаев, К.Р. Дидактические игры на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида: / К.Р. Нечаев.-М.: Просвещение, 2005.-37с, 58с.




Приложение 1

Слайд 1

Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»





Приложение 2

Слайд 2


Ох, ас, мо, му,
су, ах, со, хо,
ма-ма, у-хо,
са-ма, му-ха.




Приложение 3

Слайд 3




Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»






Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»









Приложение 4


Слайд 4




ум, Маа, Саа



шум Маша Саша
















Приложение 5


Слайд 5


Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»


Приложение 6

Слайд 6

Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»







Приложение 7

Слайд 7

Урок чтения для 1 класса «Звук [ш] и буква Ш ш»


«Звук [ш и буква Ш ш»: урок/авт.-сост.: Л.В. Локтева, учитель начальных классов Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида, 2012.-20 стр.

Технический редактор и дизайн: Л.В. Локтева

Оригинал макет - подготовлен на компьютере Ижморской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида,

Адрес: 652132, Кемеровская область, Ижморский район, с-Ижморка-2я,

Новая, 2а.

Телефон: 83845931154.


© 2010-2022