Урок ИЗО «Изготовление рисунка татарского народного орнамента», 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План- конспект

открытого урока по изобразительному искусству

во 2 А классе

по теме: «Декоративно-прикладное искусство татар

Поволжья и Приуралья»

« Изготовление рисунка татарского народного орнамента»







Учитель первой категории

Хафизова Р.Х.

школы №89

Ново- Савиновского района

г. Казани

2012год

Тема: Рисование татарского народного орнамента

Цель урока:

1).Познакомить детей с народным творчеством, с созданием народных орнаментов

2).Научить различать элементы узора, их форму, расположение, цветовое сочетание

3).Развивать чувство формы, цвета, ритма, желания составлять узоры в духе национального творчества

4).Привить любовь к произведениям татарского народно-прикладного искусства, создать у них отчётливые представления об особенностях национального искусства, развить в детях патриотические чувства

Оборудование: таблицы с построением орнамента, калфак, ичиги, тюбетейка, полотенце - образцы, книга Г.Ф.Валеевой- Сулеймановой «Декоративно-прикладное искусство казанских татар», динамический рисунок, шаблоны, презентация, мультимедиапроектор, интерактивная доска, DVD диск.

Материалы и инструменты: альбомные листы, краски (гуашь), кисти простой карандаш, шаблоны.





Ход урока:

I. Анализ домашнего задания

Учитель: Начиная с первого класса мы знакомимся с народным художественным творчеством - декоративно-прикладным искусством. Мы с вами знакомились с дымковской игрушкой из глины, изделиями из дерева с хохломской росписью, палехскими миниатюрами на шкатулке и узнали как рождается голубой цветок Гжели. Дома вы завершали работу над скульптурой (назвать детей, которые сумели выразительно передать характеры любимых животных и своё тёплое отношение к ним).

II. Сообщение темы и постановка цели урока

Учитель: Сегодня мы познакомимся с культурными ценностями… , послушайте мелодию и вы сразу догадаетесь (звучит татарская песня « И туган тел» на сл.Г.Тукая- исполняет ученик на флейте)

Ученик: Правильно. Сегодня мы познакомимся с декоративно-прикладным искусством татар Поволжья и Приуралья. Будьте внимательны, так как в конце урока у нас будет необычный гость, который задаст вам немало вопросов по сегодняшней теме.

Орнаментальное искусство татар Поволжья и Приуралья своими корнями уходит в глубину веков. Оно красочно, многообразно и во многом неповторимо. К наиболее древним видам этого искусства относятся : аппликация по шерсти ткани, тамбурная вышивка, мозаика по коже. (Показать образцы из музея)

Демонстрация фотографий из книги Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой «Декоративно-прикладное искусство казанских татар».

Объяснение учителя сопровождается показом презентации

Учитель: Как вы увидели яркой особенностью национального орнамента является растительный узор. Растительный орнамент татар отличается большой вариативностью цветочных и листовых мотивов, изяществом их композиционного решения, цветовым богатством. Наибольшее распространение у татар получили изображения цветов : тюльпана, хризантемы, георгина. Видное место в растительном орнаменте занимает мотив трилистника. В татарском народном орнаменте очень редко встречаются изображения животных существ, так как в прошлом по религии мусульманам это запрещалось.

Показ слайда: мотив тюльпана, трилистника, георгина, мака, гвоздики.

Для татарского народного орнамента характерны как симметричные, так и ассиметричные построения: изящный, лёгкий изгиб в одну сторону.

Учитель: Для цветового татарского орнамента характерно сопоставление «тёплых» и « холодных» тонов. Цветовая гамма узоров ичигов, женских туфель богата, сочна, ярка тоновыми контрастами. Краски насыщенные, используются все цвета спектра, но чёрный - редко. Обычные сочетания зелёного с голубым, зелёного с красным, синего с фиолетовым, зелёного с жёлтым, жёлтого с красным, розового с голубым и другие. Несморя на богатство красок произведений татарских мастеров, пёстрыми они не воспринимаются, потому что цветовой фон приводит их в единство.

Учитель: Сегодня мы подробно остановимся на украшении национальной женской обуви. Ичиги, читек- изготавливают из разноцветной кожи, вырезанной в виде растительного орнамента. Куски кожи сшиваются шёлковой нитью. Девушки и молодые женщины носят ичиги на высоких каблуках и жёсткой подошве, а пожилые женщины, бабушки - на мягкой подошве, на низких каблуках. Узоры на ичигах отличаются строгой симметричностью изображения. Они располагаются на передке и на голенище таким образом, чтобы скрыть швы, соединяющие части обуви, многоцветную подборку кож. На голенище узор располагается спереди и сзади по всей длине. Спереди он начинается в местах стыка передка и голенища, сзади иногда располагается выше задника.

III. Составление плана работы

Учитель составляет динамический рисунок из цветных магнитных шаблонов (пример татарского орнамента)

Учитель: Представим, что мы с вами находимся на Арском производственном объединении национальной обуви, выпускающие туфли, ичиги, сапожки, украшенные цветной кожаной мозаикой. Мы с вами художники- дизайнеры, должны придумать свой узор для украшения ичигов. Используя шаблоны, на альбомном листе обводим их, располагая на сапоге так, чтобы было понятно, что они выполнены по мотивам татарского орнамента. Свои рисунки мы пошлём на фабрику и, может быть, мастерам понравятся наши работы и они выполнят узоры на кожаной обуви в виде аппликации в технике кожаной мозаики.

Составляется таблица:

Тема урока

Выразительные средства

Технология

Дизайн. Татарская женская обувь

Форма и цвет, пропорции

Аппликация

(кожаная мозаика)

IV. Самостоятельная работа детей

V. Подведение итогов

Учитель: Как я и обещала у нас сегодня гости из программы «Эфир». Я, как директор нашего объединения, пообещала, что лучшие мастера поделятся своим опытом.

«Корреспондент» задаёт вопросы по таблице. Примерные вопросы:

1. « Чем вы занимаетесь в своём цехе? ( Мы дизайнеры, придумываем узоры для национальной татарской обуви в стиле татарского народного орнамента)

2. « Какие выразительные средства вы используете? ( Правильный выбор формы, цвета, пропорции)

3. Какова технология изготовления ичигов? ( Аппликация, выполненная путём пришивания кожи к основанию из однородного материала)

VI. Выставка работ

VI. Работа с кроссвордом ( закрепление материала - используется интерактивная доска, DVD диск )

VI. Д/З На следующий урок принести любое изделие, где есть татарский народный орнамент. Мы продолжим эту тему на следующем уроке.

Словарь: орнамент- ритмически построенный узор

калфак- женский головной убор

ичиги (читек)- татарская женская обувь, сапоги.

Используемая литература: Г.Ф. Валеева-Сулейманова « Декоративно- прикладное искусство казанских татар»

© 2010-2022