Рабочая программа по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждаю»

на заседании МО учителей

зам. директора по УР

Директор МОУ «СОШ № 76»

начальных классов __________

(ФИО)

протокол № _________

_________( ФИО)

___________ (ФИО)


приказ № __________________

"_____"______ 2013 г.

"_____"_______ 2013 г.

от "_____"_____ 2013 г.

Ленинского района города Саратова






Рабочая программа


Петровой Ирины Анатольевны, учителя I категории

Ф.И.О., категория

_по изобразительному искусству, 3 Б класс

Предмет, класс






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

от «___»___________2012 г.

2013-2014 учебный год



Пояснительная записка Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым. Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства. Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников. Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»: 1.Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений; 2.Развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности; 3.Формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графики декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; 4.Овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

5.Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства. Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно - творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода (по Б.П. Юсову) на уроках изобразительного искусства являются следующие: 1.Духовное возвышение ребенка. Необходимость воспитания учителем духовных потребностей и интересов учащихся, детских переживаний и нравственных помыслов как высшей задачи урока. Духовная устремленность помогает развивать в ребенке возвышенные чувства, связанные с искусством и творческими достижениям художественной культуры, умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира, помогает личности откликаться на возвышенные стимулы жизни. 2.Действие, радость, увлечение школьника работой. Изобразительное творчество должно порождать в ребенке чувство радости и желания участвовать в коллективном творческом проекте, что выступает непременной предпосылкой воспитательного и развивающего влияния художественных знаний. 3.Живое общение с искусством. Необходимо активно внедрять в учебный процесс общение ребенка с живым словом, музыкой, красками, формами, ритмом, движением. Дети должны быть свидетелями и участниками живого формообразования в художественном событии, которыми являются уроки искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей в живом явлении и их собственными силами - их руками, глазами, словами. 4.Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира. Дальний мир и близкое детям окружение в ходе занятий необходимо развернуть в сознании учащихся разными сторонами своего проявления, обозначить взаимосвязь с духовными и материальными потребностями людей. Природное окружение, растения, животные, архитектура, творения искусства, люди с их разнообразными характерами и обликам, жизненными устремлениями, ближний и дальний Космос, Солнце и звезды, разные страны и континенты должны быть представлены в разнообразном и взаимосвязанном приложении к жизненным ситуациям и нравственному смыслу. 5.Опора на региональный компонент в обучении. Региональный компонент определяется как совокупность географических, климатических, национальных, культурно-исторических основ местности, которые педагогу важно учитывать и использовать, выстраивая учебно-информативный материал урока и планируя учебные творческие задания. Возникает возможность отражать феномен живой художественной культуры региона в педагогике искусства. 6.Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий, в сравнении с монохудожественным, обладают большим педагогическим и воспитательным эффектом. Они развивают интерес к искусству, обогащают эмоциональный опыт, формируют «копилку художественных образов». Родство видов искусств помогает учащемуся почувствовать художественное явление в разном сенсорном облике, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого. Именно поэтому, педагогу следует сознательно планировать в работе с детьми по искусству взаимодействие разных видов художественной деятельности детей. 7.Сенсорное насыщение представлений и действий детей, обогащение чувств и ощущений. Детские представления нередко односторонни и разрознены, основываются на механическом запоминании, страдают словесно-логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют почувствовать и сделать. Глаз и ухо необходимо учить видеть и слышать, а тело двигаться. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность ребенка должны давать ему возможность раскрытия разнообразных чувств и сенсорных впечатлений, полноты жизни за счет активного развития других каналов восприятия: тактильных ощущений, обоняния, осязания, моторной памяти. 8.Раскрытие разных сторон жизни искусства. Педагогический процесс, по возможности, должен обеспечивать освоение и порождение детьми полифонической, полифункциональной палитры возможностей каждой художественной деятельности, поскольку в реальной художественной практике существует три стороны: 1)исполнительская, техническая, механическая стороны искусства, основанные на многократном повторении, тренинге, научении, расчете; 2)творческая, образная, неожиданная, требующая выразительности и индивидуальности, одухотворения и фантазии, изобразительности, живого внимания и тонкой наблюдательности; 3)самостоятельная жизнь произведения искусства, которая в историческом и культурном наследии определяет сферу «экологии культуры». 9. Активное творчество самих детей. В начальной школе ученик в первую очередь созерцатель, восприемник любого рода информации, зритель, наблюдатель, деятель. Содержание программы и заложенные в ней педагогические возможности требуют переноса акцента с научения изобразительным навыкам на творческое проявление каждого ребенка в искусстве. Задача всемерного развития детских творческих способностей решается при живом участии в творчестве самих школьников. На этом основаны предлагаемые в программе задания, требующие разнообразия художественных действий с формой, пространством, цветом, звуком, словом. Творческая устремленность детей находит разрешение в пространственном движении, социоигровых методах работы в условиях сотворчества учителя и учащихся. Искусство в школе выступает в качестве условия и механизма познания мира, которые предполагается реализовать на основе учета возрастных характеристик учащихся, оптимально созвучных каждому возрасту мыслительных процессов - художественно-образное, художественно-действенное и логические формы мышления. В основу содержания программы положен принцип целостности: систематическое развитие у школьников способности восприятия и порождения художественного образа и его посильного отражения в собственных художественных работах. Программа опирается на художественную специфику реалистического искусства, выраженную в понятии художественного образа. Методико-педагогическая реализация системного подхода в обучении просматривается через обобщающие направления. Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы, которые определяются следующим образом. 1 класс. Развитие умения наблюдать, замечать, переносить наблюдаемое в творческий продукт. Ребенок этого возраста отличается впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Окружающий нас мир богат, многообразен и многолик. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я - часть мира). Практическая изобразительная задача первого года обучения - умение переносить наблюдения в творческий продукт. В этот период идет активная работа по освоению (формата) пространства листа. Включение в практическую деятельность заданий по ИКТ в этом возрасте способствует активному развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению ребенка, формирует умение работать с дистанционными материалами и инструментами, изучению и сознательному использованию информации из различных источников (книги, журналы, видео-, фото- и киноматериалы, Интернет, реклама, газеты, словари и др.). 2 класс. Идет расширение познавательного горизонта учащегося: от предметов и явлений близких, знакомых, происходящих рядом к вопросам освоения человеком пространства Земли, к возможным вариантам освоения и создания своего пространства, сочинение своего мира, используя сказочные сюжеты. Освоение ближнего и дальнего окружения (пространства). Население окружающего мира людьми и их перемещение в пространстве земли. Немаловажным является развитие и обогащение чувственной сферы (богатства чувств) детей, их фантазии и воображения на основе освоения сказочного мира превращений, волшебных изменений и преображений, существующих в сказках (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения). Создание фантастических образов, вариативность решения художественной задачи. Одна из основных задач второго класса - расширение цветовой палитры ребенка и обогащение палитры художественных материалов. Включение в обучение заданий по ИКТ позволяет расширять спектр собственно изобразительных задач, помогает знакомить школьников с творчеством художников разных стран, работающих в разных материалах, разных видах деятельности, в том числе с архитекторами, дизайнерами; способствуют быстрому нахождению визуального ряда по изучаемой теме, расширению диапазона исторических и культурологических данных; развивают интерес к техническим формам работы по изобразительному искусству. 3 класс. Человек, природа, социальная среда. Мир природы и мир человека. Материал вводит ученика в разнообразие природных объектов, являющихся основой творчества любого художника: воздушное пространство, водный мир, земная поверхность и подземные недра. Они многообразно, последовательно и логично раскрываются перед учащимися через художественные, профессиональные понятия, через их отображение, как в творчестве художника, так и в произведениях других видов искусства. Раскрывается идея влияния природного окружения на творчество художника. Формирование представлений об особенностях родной культуры: город и село; труд и профессии; социальная основа жизни и национальный колорит. Основным направлением работы с детьми в этом возрасте является развитие подвижности (продуктивности) воображения и фантазии, композиционного мышления, активизация форм и способов порождения замысла. Задания по ИКТ в данном возрасте направлены на развитие наблюдательности, любознательности, интереса к природным объектам. Разнообразие видов компьютерной графики в творческой деятельности детей способствует расширению творческой самостоятельной деятельности детей; способствует активному и продуктивному общению по поводу искусства; дает возможность включать в процесс обучения исследовательских заданий и проектных форм работы, что развивает способность аргументированной защиты своей точки зрения, формирует умение слушать собеседника. Поиск и работа с информацией, полученной в Интернете, расширяет спектр общеобразовательных понятий, знаний из различных областей наук и является активным средством самосовершенствования. 4 класс. Освоение каждым народом данного ему природного ландшафта (региональный компонент). Формирование понятия - освоение человеком принадлежащего ему природного ландшафта (национальный образ мира, человек в среде): человек - природа - культура (региональный компонент). Расширение и обогащение представления о пространстве. Формирование понятия и представления о национальной культуре: природа, климат, географические условия, особенности труда, культуры, обычаев, народного искусства, характера жилища (народной архитектуры). Национальный дизайн, эстетика мира вещей. Закладываются основы проектного мышления. Использование ИКТ на занятиях способствует становлению мировоззрения ученика, его нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывают уважение к другим национальностям. Предложенная в программе тематика направлений работы и заданий достаточно широка, что позволяет педагогу увеличивать количество часов, на изобразительное искусство исходя из возможностей и особенностей школы (например, в школах с углубленным изучением образовательной области «Искусство»). Методической основой преподавания изобразительного искусства является: -опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества; -процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор); -проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы; -активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития. Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога. В ней приведены примерные задания, которые ориентируют педагога на разработку и создание своих учебных и творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации процесса обучения, темы заданий и учебно-методический материал программы могут стать основой работы учителя при любом количестве учебных часов в неделю.

Программа выстроена в соответствии с Государственными Образовательными стандартами по изобразительному искусству.

Содержание тем учебного курса

3 класс I.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов). 1.1.Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы. 1.2.Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. 1.3.Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир (горы, долины, русла рек, озера, моря, поля, леса, создают в природе свой особый рисунок). 1.4.Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и другие). 1.5.Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа. 1.6.Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива. 1.7.Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. 1.8.Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический. 1.9.Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению). 1.10.Передача объёма в живописи и графике. 1.11.Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя характерные особенности создать летающий объект. 1.12.Контраст и нюанс в скульптуре (формы, размера, динамики, настроения, характера, фактуры, материала). 1.13.Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении. 1.14.Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек. 1.15.Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм. В технике рельефа. 1.16.Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве обобщенность, силуэт. 1.17.Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы - одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые. 1.18.Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города» «Лесные феи». II. Развитие фантазии и воображения (11 часов). 2.1.Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной. Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии. 2.2.Порождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом. 2.3.Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. 2.4.Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением. 2.5.Взаимосвязь содержание литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях. 2.6.Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля. 2.7.Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время архитектура, страна, декоративное искусство, одежда). 2.8.Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами. 2.9.Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек. 2.10.Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах. 2.11.Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно- прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески. III. Восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов). 1.Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция. 2.Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства. 3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин. 4.Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музей, находящиеся в регионе. 5.Красота и своеобразие произведений народного декоративно- прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства. 6.Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и жизнь его обитателей.

















Учебно-тематический план


№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)

17

2

Развитие фантазии и воображения

11

3

Художественно - образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

6

Итого

34





Требования к уровню подготовки учащихся


1.Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе) 2.Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. 3.Создавать выставки фотографий с уголками природы. Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства. Создавать цветовые графические композиции в технике компьютерной графики. Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.). Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. 4.Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Отделять главное от второстепенного. Выделять композиционный центр. Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок, орнамент). Представлять и передавать условное изображение в географических картах. Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями). 5.Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики. 6.Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания. Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата. Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся. Использовать в работе средства компьютерной графики. 7.Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) 8.Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображать с натуры предметы конструктивной формы. Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте. 9.Передавать движения. Уметь работать с натуры и по наблюдению. Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит. Работать в одной цветовой гамме. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек. 10.Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш. 11.Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели). 12.Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина). 13.Осваивать профессиональную лепку. Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин). Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок. 14.Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Осваивать технологию лепки с помощью каркаса. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа. 15.Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3-5 человек. 16.Создавать предметы для интерьера с учётом его особенностей. Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом. Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж - вазы, выполненные из камня русскими мастерами. 17.Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе. Осваивать технику бумажной пластики. Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм. 18.Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий. 19.Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. 20.Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения. 21.Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении. Создавать коллективную книжку-раскраску. 22.Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы. 23.Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному). Уметь работать в коллективе, распределять обязанности. 24.Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла. Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства. 25.Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Передавать в объёмной декоративной форме настроение. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета. 26.Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек. 27.Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа». Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др. Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт. 28.Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях. Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши. 29.Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Проводить коллективные исследования по данной теме. 30.Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы). Понимать специфику выразительного языка каждого из них. 31.Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике. 32.Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. 33.Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства. 34.Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю.


Литература и средства обучения


1. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», 1 - 4 классы (интегрированная программа), 3-е издание, переработанное М.: Вентана - Граф, 2011 г.-112с. 2. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская «Изобразительное искусство», 3 класс, учебник 3. Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова «Изобразительное искусство», 1 - 4 классы. Методическое пособие.

3 класс (34 часа)

Календарно-тематический план


№ урока

№ урока в теме

Тема урока

Цифровые ресурсы


Домашнее задание


Планируемые сроки


Дата прове

дения

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов)

1

1

Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Поляна с ландышами»

Композиция «Букет из осенних листьев»

2

2

Освоение картинной плоскости. Работы на пленэре - этюды

Композиция «Дом на горе»

3

3

Открытое и закрытое пространство. «Горные вершины». Работа в технике акварели «по сырому»

Композиция «Подводные обитатели»

4

4

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Создание карты региона с указанием достопримечательностей.

Исследовательский проект «Рельеф нашей местности»

5

5

Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца, сумерки»

Композиция «Весна»

6

6

Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». «Журавлиная стая на восходе солнца».

Доделать композицию

7

7

Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. «Яхты в море»

Композиция «Прогулка в парке»

8

8

Освоение понятия «тематический натюрморт». «Морской натюрморт с ракушкой»

Доделать композицию

9

9

Изображение человека в движении: зима - катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы

Презентация «Человек в движении»

10

10

Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы - чашки

Рисунок яблока

11

11

Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики

Художники-дизайнеры

12

12

Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах. «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»

Доделать композицию

13

13

Освоение приёмов лепки фигуры человека. «Артисты на арене цирка»

Композиция «Футбол»

14

14

«Детский городок». Использование несложного каркаса

Индивидуальные задания

15

15 Создание композиции по мотивам литературных произведений. «Городок, где жил Чиполлино»

Композиция «Цветочный город»

16

16

Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея

Доделать работу

17

17

Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова

Индивидуальные задания


Развитие фантазии и воображения (11 часов)

18

1

Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике.

Презентация

19

2

Композиции на передачу контраста в рисунке. «День и ночь»

Композиция «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее»

20

3

Развитие художественных преставлений. Образное определение звуков в цвете и форме.

Рисунки

21

4

Чтение художественных произведений, их передача в графических образах (иллюстрации)

Иллюстрации

22

5

Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете

Индивидуальные задания

23

6

Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок. Использование большой картонной коробки

Продолжение работы

24

7

«Дворец сказок»

Композиция «Архитектура в стране снов - домик, в котором живёт твой сон».

25

8

Создание предметов декоративно-прикладного искусства. «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной»

Доделать работу

26

9

Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах

Игрушка

27

10

Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Создание знаков в Городе мастеров

«Древо жизни»

28

11

Формирование представления о характере и форме украшений. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке

Доделать работу


Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)

29

1

Знакомство с видами изобразительного искусства. Выразительные средства изобразительного искусства

Презентация «Виды изобразительного искусства»

30

2

Восприятие произведений разных видов искусства

Презентация «Виды изобразительного искусства»

31

3

Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Виды графики

Презентация «Виды графики»

32

4

Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий

Творческая работа

33

5

Выражение художником своего отношения к изображаемому

Презентация «Художники»

34

6

Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона

Архитектурные достопримечательности города






© 2010-2022