Рабочая программа по ЛФК (1-4 классы)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по ЛФК подготовительный,(1-4 классы).

Пояснительная записка. Программа по групповым коррекционным занятиям «ЛФК» являются неотъемлемой частью системы по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Настоящая программа составлена на 34 часа (1 час в неделю) для 2-4 класса и на 32 часа в подготовительном,1 классе в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 4 года обучения. В основу данной программы положена " Программа по физической культуре для обучающихся подготовительного,1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и комплексы занятий по ЛФК для детей ограничениями возможностями здоровья. Цель программы: овладение обучающимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: - Формировать у обучающихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление. - Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья. - Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития. -Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Курс предусматривает изучение следующих разделов: упражнение на формирование навыка правильной осанки, упражнение на развитие гибкости, обучение правильному дыханию, развитие выносливости, развитие координации движений, профилактика плоскостопия, упражнение на расслабление мышц. Особенность изучаемого курса: состоит в том, что программа составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья 6-10 лет.

Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающими. Занятия ЛФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей); - на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно); - на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.); - на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.); - на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.); - на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации. Занятия лечебной физкультурой дают возможность учащимся компенсировать недостатки физического развития. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности. Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, сколиозов. Назначения школьников в специальную медицинскую группу осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающимися. Формы контроля: При педагогических наблюдениях, которые осуществляются в течение всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения. При повторении и закреплении обучающимися материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений. Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся помогает определить медицинский контроль. Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся - 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК.





Тематический план

(подготовительный,1,2,4 классы).

Наименование раздела

класс

подготов.

1

2

3

4

1.

Вводное занятие



1



1






1




1

2.

Упражнение на формирования правильной осанки.

12

12

12


12

3.

Упражнение для коррекции и профилактики плоскостопия.

14

12

12


14

4.

Упражнения на дыхание

5

7

9


7

Всего часов

32

32

34

34

34



























4 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Формы контроля

1

Вводное занятие.

1

Упражнения на формирование правильной осанки.

12

1

Висы на гимнастической стенке.

1

показ, практическая работа.

2

Основные исходные положения. Ходьба на носках. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки №1

1

наблюдение

3

Упражнения на равновесие. Виды ходьбы.

1

показ, практическая работа.

4

Ходьба по гимнастической скамейке.

1

практическая работа наблюдение,

5

Ходьба с предметом на голове.

1

показ, практическая работа

6

Ходьба по ориентирам.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

7

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Ходьба по ориентирам без предметов в руках.

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

9

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

показ, практическая работа.

10

Лазание по гимнастической скамейке.

1

показ, практическая работа

11

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

практическая работа

12

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

практическая работа


Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия

14

1

Ходьба по одной линии высока на носках.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Перекаты на с пяток на носки и обратно.

1

показ, практическая работа.

3

Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног.

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

4

Упражнение (мельница).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Упражнение лежа на спине (перекаты палки.)

1

показ, практическая работа, наблюдение.

6

Ходьба по палке.

1

показ, практическая работа.

7

Ходьба перекатом с пятки на носок.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

9

Упражнение лежа на полу (гимнастические палки).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

10

Упражнение лежа на полу (скакалки).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

11

Упражнения сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

12

Упражнение сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

13

Упражнение сидя на полу с предметами (малые мячи).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

14

Упражнение сидя на полу

( скакалки).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Упражнение на дыхание

7

1

Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

2

Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

3

Брюшной и грудной тип дыхания.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

4

Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох.

1

практическая работа.

6

Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение.

1

показ, практическая работа

7

Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться.

1

показ, практическая работа.









2 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Формы контроля

1

Вводное занятие.

1

Упражнения на формирование правильной осанки.

12

1

Упражнение стоя на месте (вытягивание рук вперед, вверх).

1

показ, практическая работа.

2

Упражнение стоя у стены.

1

наблюдение

3

Выпрямление корпуса со сведением лопаток.

1

показ, практическая работа.

4

Круговые движения руками назад.

1

практическая работа наблюдение,

5

Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

1

показ, практическая работа

6

Наклоны корпуса вправо-влево.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

7

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Упражнение с гимнастической палкой (поднимание палки вверх).

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

9

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

показ, практическая работа.

10

Упражнение лежа на животе (разгибание корпуса).

1

показ, практическая работа

11

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

практическая работа

12

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

практическая работа

Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия

12

1

Ходьба по одной линии высока на носках.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Перекаты на с пяток на носки и обратно.

1

показ, практическая работа.

3

Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног.

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

4

Упражнение (велосипед).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Упражнение лежа на спине (перекаты палки.)

1

показ, практическая работа, наблюдение.

6

Ходьба по палке.

1

показ, практическая работа.

7

Ходьба перекатом с пятки на носок.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

9

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

10

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

11

Упражнения сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

12

Упражнение сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

13

Упражнение сидя на полу с предметами.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

14

Упражнение сидя на полу с предметами.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Упражнение на дыхание

9

1

Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

2

Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

3

Брюшной и грудной тип дыхания.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

4

Глубокий вдох. Задержать дыхание и на паузе медленно поднять прямые руки в стороны, соединить ладонями перед грудью, затем за спиной. Опустив руки, выдох.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Глубокий вдох. На паузу - круговые движения руками вперед и назад (по одному движению в каждую сторону). Выдох.

1

практическая работа.

6

Глубокий вдох. На паузе, поднимаясь на носках, поднять прямые руки через стороны вверх, вернуться в исходное положение.

1

показ, практическая работа

7

Упражнения для тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.

1

показ, практическая работа.

8

На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох.

1

показ, практическая работа

9

Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки.

1

показ, практическая работа









1 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Формы контроля

1

Вводное занятие.

1

Упражнения на формирование правильной осанки.

12

1

Упражнение стоя на месте (вытягивание рук вперед, вверх).

1

показ, практическая работа.

2

Упражнение стоя у стены.

1

наблюдение

3

Выпрямление корпуса со сведением лопаток.

1

показ, практическая работа.

4

Круговые движения руками назад.

1

практическая работа наблюдение,

5

Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

1

показ, практическая работа

6

Наклоны корпуса вправо-влево.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

7

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Упражнение с гимнастической палкой (поднимание палки вверх).

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

9

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

показ, практическая работа.

10

Упражнение лежа на животе (разгибание корпуса).

1

показ, практическая работа

11

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

практическая работа

12

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

практическая работа

Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия

12

1

Ходьба по одной линии высока на носках.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Перекаты на с пяток на носки и обратно.

1

показ, практическая работа.

3

Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног.

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

4

Упражнение (велосипед).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Упражнение лежа на спине (перекаты палки.)

1

показ, практическая работа, наблюдение.

6

Ходьба по палке.

1

показ, практическая работа.

7

Ходьба перекатом с пятки на носок.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

9

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

10

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

11

Упражнения сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

12

Упражнение сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

13

Упражнение сидя на полу с предметами.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

14

Упражнение сидя на полу с предметами.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Упражнение на дыхание

7

1

Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

2

Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

3

Брюшной и грудной тип дыхания.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

4

Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох.

1

практическая работа.

6

Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки.

1

показ, практическая работа

7

Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.

1

показ, практическая работа.















Подготовительный класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Формы контроля

Упражнения на формирование правильной осанки

12

1

Упражнение стоя на месте (вытягивание рук вперед, вверх).

1

показ, практическая работа.

2

Упражнение стоя у стены.

1

наблюдение

3

Выпрямление корпуса со сведением лопаток.

1

показ, практическая работа.

4

Круговые движения руками назад.

1

практическая работа наблюдение,

5

Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

1

показ, практическая работа

6

Наклоны корпуса вправо-влево.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

7

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Упражнение с гимнастической палкой (поднимание палки вверх).

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

9

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

показ, практическая работа.

10

Упражнение лежа на животе (разгибание корпуса).

1

показ, практическая работа

11

Упражнение с гимнастической палкой(приседание).

1

практическая работа

12

Упражнение лежа на спине (попеременное поднимание ног вперед).

1

практическая работа

Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия

14

1

Ходьба по одной линии высока на носках.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Перекаты на с пяток на носки и обратно.

1

показ, практическая работа.

3

Поднимание мелких предметов с пола пальцами ног.

1

показ, практическая работа,

наблюдение.

4

Упражнение (велосипед).

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Упражнение лежа на спине (перекаты палки.)

1

показ, практическая работа, наблюдение.

6

Ходьба по палке.

1

показ, практическая работа.

7

Ходьба перекатом с пятки на носок.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

8

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

9

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

10

Упражнение лежа на полу.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

11

Упражнения сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

12

Упражнение сидя на полу без предметов.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

13

Упражнение сидя на полу с предметами.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

14

Упражнение сидя на полу с предметами.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

Упражнение на дыхание

5

1

Руки в стороны. На вдохе захлестнуть себя руками, коснувшись пальцами лопаток, на выдохе развести руки.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

2

Глубокий вдох. На паузе медленно присесть и встать. Выдох.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

3

Брюшной и грудной тип дыхания.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

4

Руки на поясе. На вдохе медленно и глубоко присесть, на выдохе медленно выпрямиться.

1

показ, практическая работа, наблюдение.

5

Руки выпрямлены над головой, пальцы сплетены - вдох. На вдохе, сгибая и опуская руки мимо лица, груди, живота, наклоняться (ноги прямые) под прямым углом. Медленно выпрямляясь - выдох.

1

практическая работа.











Требование к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

1.Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о механизме лечебного действия упражнений, классического массажа.

Обучающиеся должны уметь:

1.Упражнения для развития силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1 минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы

Требование к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

1.Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила ортопедического режима ( не поднимать и не носить тяжести, книги носить в ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего задания.

Обучающиеся должны уметь:

1. Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях); выполнять упражнения для развития гибкости.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аветисов Э.С., Курпан Ю.И., Ливадо Е.И., Занятия физической культурой при

близорукости. М. Физкультура и спорт. 1983 год.

2. Апарин В.Е., Платонова В. А., Попова Т.П., ЛФК в комплексном этапном лечении,

реабилитации и профилактике заболеваний легких у детей. М. Мед. 1983 год.

3. Бабенкова Е.А., Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие. М.

Астрель, 2003 год.

4. Евдокимова Т.А., Справочник по ЛФК, Спб. 2003 год.

5. Епифанов В.А., Справочник по ЛФК, М. Мед. 1987 год.

6. Иванов С.М., ЛФК при заболеваниях в детском возрасте. М. Мед. 1982 год.

7. Кокосов А.Н., Стрельцова Э.В., ЛФК в реабилитации больных с заболеваниями легких

Л. Мед. 1987 год.

8. Криворучко Т.С Особенности физического развития детей подростков. Кишинев 1976 г.

9. Ловейко В.Д., ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. М. Мед.

1982 год.

10. Ловейко В.Д., Фонарев М. И. ЛФК при заболеваниях позвоночника у детей Л. Мед.

1988 год.

11. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Лечебная физкультура, новейший справочник, М.,

2003 год.

12. Никифорова О.А., Федоров А.М., Здоровьесберегающее сопровождение

воспитательно-образовательного процесса. Кемерово 2003 год.

13. Потапчук А.А., Дидур М.Д., Осанка и физическое развитие детей.Спб. Речь, 2001 год.

14. Программа по физической культуре для учащихся 1-10 классов общеобразовательных

школ, отнесенных по состоянию здоровья к специальной мед. группе. Журнал

«Физкультура в школе» № 2-6, 1982 год.

15. Практикум по психофизиологической диагностике. М. Владос, 2000 год.

16. Страковская В.Л., Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М. 1977

год.

17. Форарев М.И., Справочник по детской ЛФК. Л.Мед. 1983 год.

18. Хрущев С. В., Врачебный контроль над физическим воспитанием школьников. М.

1977 год.

19. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья. Новосибирск «Наука» Сибирское

отделение.1989 год.



© 2010-2022