Рабочая программа по внеурочной деятельности Занимательный русский язык (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 3 класса составлена на основе Образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Евсеевской средней общеобразовательной школы, авторской программы Л.В.Мещенковой в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Курс «Занимательный русский язык» разработан как дополнение к курсу «РПС» (развитие познавательных способностей) для начальной школы. Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Цели и задачи курса Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса: - развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; - пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; - развитие мотивации к изучению русского языка; - развитие творчества и обогащение словарного запаса; - совершенствование общего языкового развития учащихся; - углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. - формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. - приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; - развивать умение пользоваться разнообразными словарями; - учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Место курса «Занимательный русский язык» в учебном плане На курс «Занимательный русский язык» в учебном плане МОУ Евсеевской СОШ в 3 классе отводится 1 час в неделю (35 учебных недель), всего 35 часов.


Основное содержание учебного предмета

Содержание разделов программы

Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Коммуникативные УУД: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметные результаты - умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий; - умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы; - умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; - умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы; - умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «Занимательный русский язык» в третьем классе учащиеся должны:

знать:

Календарно-тематическое планирование


урока

Наименование тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плано

вые сроки прохождения

Скоррек

тирован

ные сроки прохожде

ния 1 Да здравствует русский язык! Отличать пословицу от поговорки. В соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, слова приветствия, поздравления, прощания. Выявлять скрытый смысл пословиц и поговорок. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение. Работать со словарём фразеологизмов. Подбирать рифмующиеся слова. Сочинять рифмовки. Различать части речи. Находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов - имён числительных. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Выделять в словах основу слова. Подбирать примеры однокоренных слов. Выделять в словах корень, окончание, приставку, суффикс. Объяснять значение приставки, суффикса в слове. Образовывать слова с помощью приставки, суффикса. Подбирать слова к схемам. Разбирать слова по составу. Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании. Отличать приставки от предлогов. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Определять падежи имён существительных. Распознавать сложные слова и правильно их записывать. Распознавать архаизмы и неологизмы. Читать энциклопедические статьи. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 04.09.14-30.10.14
2 Вежливые слова
3 Поговорки и пословицы
4 Игротека
5 Запоминаем словарные слова
6 Растения во фразеологизмах
7 Животные во фразеологизмах
8 Игротека
9 Я не поэт, я только учусь...
10 Как Морфология порядок навела 13.11.14-25.12.14
11 Игры с пословицами
12 Игротека
13 И снова животные во фразеологизмах
14 Кое-что о местоимении
15 Познакомимся поближе с наречием и числительным
16 Игротека
17 Состав слова. Основа слова. Формы слова 15.01.15-19.03.15
18 Про корень и окончание
19 Про суффикс и приставку
20 Игротека
21 Непроизносимые согласные
22 Учимся различать приставку и предлог
23 Учимся писать « НЕ»с глаголами
24 Игротека
25 Имена существительные с шипящим звуком на конце
26 Его Величество Ударение
27 Поговорим о падежах 02.04.15-28.05.15
28 Игротека
29 Сложные слова
30 От архаизмов до неологизмов
31 По страницам энциклопедий
32 Игротека
33 Повторяем... Состав слова. Не с глаголами. Падежи.
34 Повторяем, повторяем… Непроизносимые согласные. ... Состав слова. Фразеологизмы.
35 Повторяем, повторяем, повторяем... Пословицы. Части речи.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Программа курса РПС (развитие познавательных способностей), Л.Мещенкова.


2.Л.В.Мищенкова « Занимательный русский язык». Методическое пособие. 3 класс. 3.Л.В.Мищенкова « Занимательный русский язык». Рабочая тетрадь. 2 части. 3 класс. 4.С.А.Сидорова «Игры-загадки на уроках русского языка в начальной школе». 5.И.Н.Садовникова «Нарушение письменной речи у младших школьников». 6.Т.В.Розе. Большой фразеологический словарь для детей. 7.В.В.Любимцев «Знаешь ли ты?» 8. «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей.

Печатные пособия Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса. Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях. Словари всех типов по русскому языку.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование 1.Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик. 2.Материалы: бумага (писчая).

Экранно-звуковые пособия 1.Видеофильмы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык». 2.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «Занимательный русский язык».

Технические средства 1.Классная доска (магнитная) с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Персональный компьютер. 3. DVD-проигрыватель. 4. Телевизор с диагональю не менее 72 см.

Оборудование класса 1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 2.Стол учительский с тумбой. 3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. 4.Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.








© 2010-2022