Конспект урока по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Жизнь пресного водоёма»

Задачи урока: Образовательные:

-познакомить с растениями и животными - обитателями пресных водоёмов;

-расширить представление обучающихся о природных сообществах;

-сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма;

-расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни;

-выявить связи между обитателями пресного водоёма;

Развивающие: - развивать аналитико-синтетические процессы мышления;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение рассуждать и делать выводы;

Воспитательные: -воспитывать любовь к родному краю, мотивированное стремление беречь и охранять природу родного края;

-показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.

Оборудование: презентация Power Point, схемы, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте всё ли у вас готово к нашему уроку: учебник, тетрадь , пенал, дневник.

2. Проверка домашнего задания.

-Урок начнём с проверки домашнего задания.(6 человек работают по карточкам)

- Чем луг отличается от леса? (На лугу растут только травянистые растения) слайд 1.

-Назовите травянистые растения луга. Слайд2.

-Какие животные встречаются на лугу? Назовите. Слайд3.

- Как они приспособились к жизни на лугу?

-Какие связи существуют между обитателями луга?

- Можно ли луг назвать природным сообществом? Почему?( Все обитатели луга тесно связаны между собой)

-Как человек может повлиять на экологическое равновесие луга? Расскажите

(1 ученик)

Итог работы.

3 Сообщение темы урока.

Тему нашего урока вы назовёте сами, если правильно решите шараду. Слайд 4.

Возьмите корень у слова подводный.

Соединительную гласную у слова пароход.

Окончание у глагола польём.

Окончание у существительного мосты.

- Какое получилось слово? (Водоёмы) Слайд 5.

- Закройте глаза, послушайте шум водоёма и постарайтесь представить его. Слайд 6.

-Что вам представилось?

- Хорошо. По ходу нашего урока мы проверим насколько точно вы смогли представить водоём. А так же должны будем ответить на следующие вопросы

( записаны на доске):

- Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?

- Можно ли назвать пресный водоём сообществом?

- Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?

4. Изучение нового материала.

- На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)схема на доске.

- А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)схема.

- Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.

Посреди поля

Лежит зеркало,

Стекло голубое,

Рама зелёная. (Озеро).

Не конь, а бежит

Не лес, а шумит. (Река).

- Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).слайд 7

- Итак, если представить, что вы находитесь на берегу пресного водоём , то сразу обратим внимание на растительность. На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения - рогоз, камыш, тростник, осока, стрелолист. Слайд 8.

- Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый "початок", в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка. слайд 9.

- На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.(слайд10 )

- Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями. Это очень интересное и загадочное растение. Слайд 11.

- Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение. слайд 12.

- Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.

(слайд 13)

- Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.

- Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? Найдите ответ на вопрос в учебнике с.194.

( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)

5. Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Ра з - водой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

- Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.

Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров. Слайд 14.

- С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Это личинка стрекозы - страшный хищник, гроза головастиков и мальков! Слайд 15.

- Через некоторое время это страшное существо превратится в сине-черную стрекозу. Оказывается , это воздушное существо первую часть своей жизни проводит в воде…

- Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.(слайд 16)

- Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них - жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец -хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.

- По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.(слайд 17)

- Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное - речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. (слайд 18)

- В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных земноводных: лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.(слайд 19)

- На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска. (слайд 20)

- Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп. (слайд 21)

- Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель. Они находят удобные места на берегу озера или в камышах и, не мешая друг другу, строят гнёзда и выводят птенцов. (слайд 22)

-Послушайте голоса лебедя и гагары.

- Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.(слайд 23)

- У животных пресных водоёмов в процессе развития сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.

- Какое, по вашему мнению, значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?

- сосредоточение запаса воды;

- рыбная ловля и охота;

- источник энергии;

- место для отдыха и занятий спортом;

- источник эстетического наслаждения.(слайд 24).

- Что может произойти , если человек нарушит экологическое равновесие в водоёме? Найдите ответ в учебнике самостоятельно на с. 196.

6. Закрепление

- Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.

Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в "Рабочей тетради" на стр. 29-30. (Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).

- Является ли пресный водоём - сообществом?

(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука - карасями).

- Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.

(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в "Рабочей тетради").

- Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?

(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)

- Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?

(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).

Игра «Засели водоём»

- Мы с вами на уроке выяснили, какие обитатели где живут в водоёме. У вас на столах схемы водоёмов заселите туда их обитателей.

- Проверим вашу работу. слайд 25.

7. Итоги урока

(Рефлексия)

Детям предлагается на выбор 2 вида нарисованных рыбок - одни рыбки цветные, другие - черно-белые. Необходимо выбрать одну рыбку (цветную или черно-белую) если ученик узнал что-то новое и интересное, то выбирает цветную рыбку, если нет - черно-белую.

-Что было трудно на уроке? Удалось ли узнать что-то новое? Почему водоем мы можем назвать природным сообществом?

Выставление оценок.Д/З с. 191-200 + тетрадь



Открытый урок

по ознакомлению

с окружающим миром

в 4 классе на тему:

«Жизнь пресного водоёма»



Конспект урока по окружающему миру






Учитель Звягинцева Н.А.


© 2010-2022