- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру
Конспект урока по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Звягинцева Н.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Жизнь пресного водоёма»
Задачи урока: Образовательные:
-познакомить с растениями и животными - обитателями пресных водоёмов;
-расширить представление обучающихся о природных сообществах;
-сформировать представления обучающихся о жизни пресного водоёма;
-расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни;
-выявить связи между обитателями пресного водоёма;
Развивающие: - развивать аналитико-синтетические процессы мышления;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение рассуждать и делать выводы;
Воспитательные: -воспитывать любовь к родному краю, мотивированное стремление беречь и охранять природу родного края;
-показать необходимость бережного отношения к обитателям водоёма и их охраны.
Оборудование: презентация Power Point, схемы, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
- Проверьте всё ли у вас готово к нашему уроку: учебник, тетрадь , пенал, дневник.
2. Проверка домашнего задания.
-Урок начнём с проверки домашнего задания.(6 человек работают по карточкам)
- Чем луг отличается от леса? (На лугу растут только травянистые растения) слайд 1.
-Назовите травянистые растения луга. Слайд2.
-Какие животные встречаются на лугу? Назовите. Слайд3.
- Как они приспособились к жизни на лугу?
-Какие связи существуют между обитателями луга?
- Можно ли луг назвать природным сообществом? Почему?( Все обитатели луга тесно связаны между собой)
-Как человек может повлиять на экологическое равновесие луга? Расскажите
(1 ученик)
Итог работы.
3 Сообщение темы урока.
Тему нашего урока вы назовёте сами, если правильно решите шараду. Слайд 4.
Возьмите корень у слова подводный.
Соединительную гласную у слова пароход.
Окончание у глагола польём.
Окончание у существительного мосты.
- Какое получилось слово? (Водоёмы) Слайд 5.
- Закройте глаза, послушайте шум водоёма и постарайтесь представить его. Слайд 6.
-Что вам представилось?
- Хорошо. По ходу нашего урока мы проверим насколько точно вы смогли представить водоём. А так же должны будем ответить на следующие вопросы
( записаны на доске):
- Что растёт и кто живёт в пресном водоёме?
- Можно ли назвать пресный водоём сообществом?
- Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?
4. Изучение нового материала.
- На какие группы делятся по происхождению? (Водоёмы бывают естественные и искусственные)схема на доске.
- А еще, на какие группы можно разделить водоёмы? (На пресные и солёные)схема.
- Какие водоёмы мы относим к пресноводным? Отгадайте загадки.
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зелёная. (Озеро).
Не конь, а бежит
Не лес, а шумит. (Река).
- Какой водоём с пресной водой ещё не назвали? (Пруд).слайд 7
- Итак, если представить, что вы находитесь на берегу пресного водоём , то сразу обратим внимание на растительность. На низких берегах водоёмов почва очень сырая, т.к. во время дождей и таяния снега здесь долгое время стоит вода. Поэтому здесь растут высокие травянистые растения - рогоз, камыш, тростник, осока, стрелолист. Слайд 8.
- Очень часто путают растения рогоз и камыш. У рогоза к осени образуется коричневый "початок", в котором созревают семена. У камыша образуется раскидистая метёлка фиолетового цвета. У тростника - крупная, отогнутая в сторону метёлка. слайд 9.
- На поверхности воды на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку.(слайд10 )
- Корни этих растений находятся на илистом дне, мощный стебель выносит на поверхность воды прекрасные цветы, которые ещё называют купавами, или водяными лилиями. Это очень интересное и загадочное растение. Слайд 11.
- Среди кувшинок видны плавающие мелкие зелёные листочки ряски. Ряска - это самое маленькое цветковое растение. слайд 12.
- Среди растений пресного водоёма можно встретить рдест, элодею, телорез.
(слайд 13)
- Название растения телорез говорит само за себя. Твёрдые зубчики по краю листа могут поранить тело человека.
- Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? Найдите ответ на вопрос в учебнике с.194.
( Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб.)
5. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Ра з - водой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - улетела.
- Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма.
Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - различные жуки и клопы, а ещё больше личинок тех самых насекомых, которые во взрослом состоянии живут в воздушной среде: стрекоз, ручейников, комаров. Слайд 14.
- С пресноводным водоёмом связана жизнь стрекоз. Это личинка стрекозы - страшный хищник, гроза головастиков и мальков! Слайд 15.
- Через некоторое время это страшное существо превратится в сине-черную стрекозу. Оказывается , это воздушное существо первую часть своей жизни проводит в воде…
- Одна из самых крупных стрекоз в нашей стране - большое коромысло. У неё голубое с коричневыми пятнами брюшко и большие прозрачные крылья. По бокам её головы большие выпуклые глаза, каждый из которых состоит и нескольких тысяч отдельных глазков. Это позволяет стрекозе одновременно видеть в разных направлениях, замечать добычу и хорошо ориентироваться при быстром полёте. Свою добычу стрекоза схватывает и пожирает на лету. Стрекозы и их личинки принося пользу: Они истребляют личинки комаров и жуков -плавунцов. Взрослые стрекозы уничтожают мух и комаров.(слайд 16)
- Немало в наших пресных водах различных жуков. Самый большой из них - жук- плавунец. Длина его тела больше 3 см. Плавунец -хищник. Основная его добыча- головастики личинки насекомых и улитки. Деятельность плавунца не прекращается и зимой.
- По поверхности водоёмов скользят клопы- водомеры. Эти насекомые очень проворны.(слайд 17)
- Из ракообразных животных ,обитающих в наших пресных водах, самое крупное - речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды и количеству растворённого в ней кислорода. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски пищи. Питается рак мелкими малоподвижными животными, водорослями, падалью рыб, улиток и червей. (слайд 18)
- В прудах, озёрах и реках можно увидеть различных земноводных: лягушек, жаб. Весной лягушки и жабы устраивают концерты у воды и откладывают в воду икру. Постоянно живут у водоёмов жерлянка, лягушки прудовая и озёрная.(слайд 19)
- На стеблях и листьях растений пресноводных растений можно встретить моллюсков- улиток и ракушек. Раковина улитки цельная, с одним отверстием внизу. Обычно она закручена на 5-7 оборотов спиралью. Внизу раковины- мягкое, слизистое тело моллюска. (слайд 20)
- Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп. (слайд 21)
- Пресноводные водоёмы это место обитания некоторых птиц-уток, гусей ,цапель. Они находят удобные места на берегу озера или в камышах и, не мешая друг другу, строят гнёзда и выводят птенцов. (слайд 22)
-Послушайте голоса лебедя и гагары.
- Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру.(слайд 23)
- У животных пресных водоёмов в процессе развития сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля.
- Какое, по вашему мнению, значение имеют пресные водоёмы для человека и природы?
- сосредоточение запаса воды;
- рыбная ловля и охота;
- источник энергии;
- место для отдыха и занятий спортом;
- источник эстетического наслаждения.(слайд 24).
- Что может произойти , если человек нарушит экологическое равновесие в водоёме? Найдите ответ в учебнике самостоятельно на с. 196.
6. Закрепление
- Вернёмся к вопросам, которые вы прочитали в начале урока.
Для ответа на 1-й вопрос выполните задания 64 и 65 в "Рабочей тетради" на стр. 29-30. (Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей коллективной проверкой).
- Является ли пресный водоём - сообществом?
(Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука - карасями).
- Значит, мы можем сделать вывод, что водоём- сообщество.
(Ученики выполняют задание 68 на странице 31 в "Рабочей тетради").
- Что может произойти, если человек вмешается в жизнь пресного водоёма, например выловит всех раков?
(Раки водятся только в водоёмах с чистой водой. Они поедают останки погибших животных, тем самым очищая дно водоёмов. А если человек выловит всех раков, то этот водоём постепенно загрязнится)
- Что нужно делать, чтобы экологическое равновесии в сообществе не нарушилось?
(Надо охранять редкие растения, не ловить в огромных количествах раков и моллюсков-чистильщиков воды, не губить лягушек и головастиков, т.к. будет много мошек и комаров).
Игра «Засели водоём»
- Мы с вами на уроке выяснили, какие обитатели где живут в водоёме. У вас на столах схемы водоёмов заселите туда их обитателей.
- Проверим вашу работу. слайд 25.
7. Итоги урока
(Рефлексия)
Детям предлагается на выбор 2 вида нарисованных рыбок - одни рыбки цветные, другие - черно-белые. Необходимо выбрать одну рыбку (цветную или черно-белую) если ученик узнал что-то новое и интересное, то выбирает цветную рыбку, если нет - черно-белую.
-Что было трудно на уроке? Удалось ли узнать что-то новое? Почему водоем мы можем назвать природным сообществом?
Выставление оценок.Д/З с. 191-200 + тетрадь
Открытый урок
по ознакомлению
с окружающим миром
в 4 классе на тему:
«Жизнь пресного водоёма»
Учитель Звягинцева Н.А.