• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка учебного занятия

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Недокурскаякая средняя общеобразовательная школа»

663485,Красноярский край, Кежемский район, п. Недокура, ул.СупруговСамаль, д.2, 8(39143)2-45-51






Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии.

3 класс

Тема урока «Образ лягушки в литературных произведениях»

Разработала : Иванец В.В.,

учитель начальных классов

МКОУ Недокурская СОШ

2014 год

Пояснительная записка

к конкурсному материалу

Тема занятия:

Образ лягушки в литературных произведениях.

Класс:

3.

Какие предметы интегрируются

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык , технология.

Мотивы, побудившие учителя обратиться к интегрированному уроку Хотя школа наша сельская, пришлось столкнуться с тем, что мало кто из детей знает природу родного края. С помощью различных наглядных средств хотелось пробудить интерес к окружающей природе, чувство восхищения красотой родной земли. Предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Потребность преодолеть эти противоречия привела к попытке разработать систему интегрированных уроков. Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Несколько таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Цель урока


Активизировать мыслительную деятельность обобщить и систематизировать знания учащихся о живой природе и знании литературных произведений.

Задачи урока

Образовательные: раскрыть образ лягушки в литературных произведениях, закрепить знания о взаимосвязях живой природы; углубить знания о природе родного края, обогащать словарный запас учащихся; Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, умение рассуждать, сравнивать, наблюдать, знать животных, развивать умение пользоваться справочной литературой. Воспитательная: воспитывать интерес к литературному чтению, эстетическое восприятие к родной природе, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

1.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

2.развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости.

Регулятивные:

1.уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

2.уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом;

3.формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

4.формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные :

1.ориентироваться в своей системе знаний;

2.находить ответы на вопросы, на основе опыта и информации, полученную на уроке;

3.развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные :

1.уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

2.формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.

Указать форму интегрирования Предметно - образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;

Тип урока по ФГОС: Комбинированный урок.

Используемые технологии, приёмы, методы Используемые технологии: игровая, технология актуализации знаний через межпредметные связи, ИК технология, рефлексивная. Основные методы обучения: фронтальный, проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.

Ресурсное обеспечение

1. Выставка картин с изображением лягушек.

2. Учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л. Ф. Климанова.

3. Презентация.

4. Великан на поляне . А.А. Плешакова..

5.Лист с заданиями по русскому языку.

6.Картон, заготовки из ткани, клей.

7.Видеофильм о лягушках.

Хронометраж интегрированного урока.


№п/п

Этап работы

Время

1

Самоопределение к деятельности

1мин

2

Постановка учебной задачи

3мин

3

Актуализация знаний и фиксация затруднений

12мин

4

Работа по теме урока

10мин

5

Физкультминутка

2мин

6

Работа по теме урока

13мин

7

Разъяснение домашнего задания

1мин

8

Рефлексия .Итог урока

3мин

.


































Разработка интегрированного урока

(окружающий мир, русский язык, литературное чтение и технология) Тема урока: «Образ лягушки в литературных произведениях».

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности. (слайд 1)
  2. Постановка учебной задачи.
Учитель: 1. Сегодня мы проведём необычный урок, на котором попробуем установить взаимосвязь между школьными предметами. Мы с вами подведём итог той большой работе, которой мы занимались на нескольких последних уроках по технологии, вспомним материал, пройденный на уроках по окружающему миру и литературному чтению. Сообщение целей и задач урока.

2. Давайте дружно прочитаем Эпиграф к уроку (слайд 2):
Окружающий нас мир
Интересно познавать!
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать! III. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Учитель: Давайте вспомним, на какие царства делится живая природа. (Ученики называют царства.) (слайд 3)

Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Учитель: А на какие группы делится царство животных?

(Ученики называют группы, расставляют таблички, учитель показывает слайд.)

Учитель: Почему таблички распределены в 2 столбика?

Дети: В одном столбике позвоночные, в другом беспозвоночные.

Учитель: А сейчас разделитесь на 5 групп и выполните следующее задание. Разгадайте ребусы и определите, к какой группе относятся животные. Приведите ещё несколько примеров животных этой группы.

Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Дети: Рысь. Это млекопитающее, или зверь. К этой группе относятся волк, лиса, олень, тигр…

Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Дети: Журавль. Это птица. К птицам относятся дятел, сова, аист, ворона, сорока…

Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Дети: Осьминог. Это моллюск. К моллюскам относятся улитка, кальмар, каракатица, слизень…

Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Дети: Бабочка. Это насекомое. К этой группе относятся муравей, кузнечик, пчела, таракан…

Методическая разработка интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению и технологии. 3 класс

Дети: Глухарь. Это птица. К этой группе относятся ласточка, воробей, утка, сойка…



Учитель: Ребята а какие группы животных вы ещё знаете, которые мы не назвали? Дети: Паукообразные, земноводные. IV. Работа по теме урока. Учитель: Сегодня поговорим об одной из групп животных. Давайте вспомним одну забавную героиню из произведения, которое вы недавно прочитали. У меня есть для вас про неё загадка, послушайте: Выпучив глаза, сидит По-турецки говорит, По блошьи прыгает, По человечьи плавает. Дети: Лягушка(слайд 4) Учитель: К какой группе животных относятся лягушки? Дети: К земноводным. Учитель: А давайте вспомним кто такие земноводные. (Учащиеся из предложенных карточек т.е. из предложений составляют текст) Земноводные - древнейшая группа животных, распространённая по всему земному шару. Тело покрыто голой кожей. Поэтому живут земноводные рядом с водой, во влажных местах. Дышат земноводные лёгкими и кожей. Все земноводные - хищники. Питаются слизнями, насекомыми, гусеницами, дождевыми червями, уничтожают насекомых-вредителей и слизняков, которые поедают стебли и листья растений. Земноводные умеют прыгать, плавать, летать. Дети: (несколько учеников зачитывают свои тексты) Учитель: Молодцы! Нужно сказать, что человечество сильно обязано лягушке. Именно на этом животном ученые ставят свои опыты, на нем учатся студенты. На Земле есть памятники лягушке, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских исследованиях. В Японии в городе Токио сооружен памятник лягушке на деньги студентов местного университета, в честь миллионной лягушки, использованной для изучения медицины.(слайд 5) Даже в столице нашей страны, городе Москве в аэропорту Домодедово есть такой памятник российской лягушке-путешественнице, который был поставлен там весной 2011 года. У пассажиров и сотрудников аэропорта уже существует примета - чтобы полет был удачным, надо непременно дотронуться до ее лапки. И вы, ребята, правильно отметили пользу лягушек в том, что они поедают большое количество насекомых. .(слайд 6-8) V. Физминутка А сейчас давайте представим себе, что мы маленькие лягушата и готовимся к обеду. Нужно быть очень зорким, чтобы покушать досыта. Для этого потренируем наши глазки и половим насекомых (физминутка для глаз, затем дети встают со своих мест и имитируют движения лягушки). VI. Работа по теме урока.

Учитель: 1. А из какого произведения эта героиня? («Лягушка-путешественица»).

Кто автор? (Всеволод Гаршин).

Словами, какой части речи можно очень точно охарактеризовать эту героиню? (умная, проворная, хвастливая, зелёная, пучеглазая и т. д.). Запишите эти слова на своих листах, надпишите над ними часть речи. Найдите имя прилагательное, которое образовано при помощи двух слов (пучеглазая).

2. Речевая разминка

Я зеленая лягушка
Пучеглазая толстушка,
Я бы прыгнула в болото
Только платье пачкать неохото.

3. Работа над содержанием сказки

1) Выразительное чтение по ролям.

2) Краткая беседа по прочитанному.

Как жилось лягушке в болоте?

Почему она решилась отправиться в дальние края?

Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

Почему она просила уток лететь пониже?

Удалось ли путешествие на юг? Почему?

Когда лягушка забыла об осторожности?

Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой?

3) Проверочный тест о характере лягушки «Какой была лягушка?»

Расскажите. Какой была лягушка? Вам помогут слова из 4 задания на стр.195 (учебник).

Выберите правильный ответ и отметьте знаком «+». 4. Отрывок из книги «Великан на поляне». Учитель: Особенно интересно наблюдать за лягушками. (Зачитать отрывок из книги «Великан на поляне» на странице 71) Учитель: Как называют здесь лягушку? А где ещё можно услышать эти слова? А какие еще рассказы вы знаете про лягушку? Дети: Царевной-лягушкой. В сказке и т.д. .(слайд 9) 5. Стихотворение

Учитель:

Листик на столе лежит,

В нетерпении дрожит.

Подари ему лягушку,

Попрыгушку и квакушку. Стихотворение закрывается пустым слайдом (слайд 10-12). Детям раздаются строчки из стихотворения, которые нужно правильно воспроизвести (работа в парах). Кто первый прочитает? Учитель: Молодцы! Я убедилась, что у вас прекрасная зрительная и логическая память, т. к. вы быстро выполнили моё задание. 6. Творческая работа Учитель: На парте у каждого из вас лежат листочки. Это болото, где живёт наша героиня. И заготовки её тела. Из каких геометрических фигур мы сложим нашу лягушку? (дети составляют лягушку, приклеивают на листок - болото). Звучит музыка. Покажите, что у вас получилось? Замечательно! (слайд 13). Из ваших работ можно составить замечательную коллекцию лягушек. Кстати, а как пишется слово коллекция? Правильно (слайд 14). Запишите это слово на своих листах, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. Сосчитайте сколько в этом слове букв и звуков (дети отвечают 9 букв и 9 звуков) Почему получилось одинаковое количество букв и звуков? (две буквы «л» обозначают 1 звук [л], а буква «я» - два звука [йа]) Сегодня мы с вами составляли коллекцию из лягушек. Как вы думаете, а могут ли лягушки приносить какую-то пользу? (ответы детей)

VII. Домашнее задание.

Великан на поляне стр.71-74 прочитать

VIII. Релаксация. Итог урока. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Как вы думаете, смогли мы с вами сегодня на уроке проследить взаимосвязь между школьными предметами? (слайд 15-16)

(слайд 17)

1. Сядьте удобно. Опустите голову на парту. Закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем я буду говорить.
На фоне музыки учитель читает стихотворение:

Все, все, все на свете, нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

- Поднимите голову, откройте глаза и хором прочитайте выделенные строки стихотворения.

На парте у каждого из вас лежат лучики и капельки. Какая же погода будет на болоте у лягушки после нашего урока: солнечная или дождливая? Если вам понравился урок возьмите лучик, а если не очень - капельку
И у меня чудесное настроение от вашей хорошей работы (объявить оценки за работу). Я тоже хочу подарить вам солнышко (слайд 18).

© 2010-2022