Конспект урока окружающего мира по теме Россия на географической карте и глобусе

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока окружающего мира по теме Россия на географической карте и глобусе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №1»

Открытый урок на областном семинаре

Конспект урока окружающего мира

В 4 классе

УМК «Гармония»

Россия на географической карте.







Выполнила:

Казакова Надежда Геннадьевна,

учитель начальных классов



Тема: Россия на географической карте

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: системно-деятельностный подход

Основные дидактические методы:

  • словесный (беседа, объяснения);

  • наглядный;

  • практический (работа с контурной картой, глобусом, картой);

  • частично-поисковый;

  • объяснительно-иллюстративный;

Форма работы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • групповая

Цель:
  1. познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами.
  2. развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;
  3. воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты образования: Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины; смогут называть достоинства России. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: целеполагание - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: общеучебные - называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные - научатся работать с картой. Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: самоопределение - осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину. Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

1. Организационный момент

-Сегодня у вас на уроке много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь.

- Проверьте, как вы готовы к уроку. Вам понадобятся: учебник, ТПО, цветные карандаши, линейки, калькуляторы.

Настраиваются на урок.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуали­зация знаний.



Работа с иллюстрациями учебника

Урок начнём с прослушивания стихотворения С.Маршака «За перегоном - перегон..», которое подготовила Милена.

Внимательно прослушайте и скажите, о чём оно.

-А как дети могут путешествовать сидя за партами?

-Откройте учебник с.76. Рассмотрите фотографии. Почему данные фотографии помещены под этим стихотворением? Что их связывает?

-Чтобы определить тему урока отгадайте загадки:

1. Моря есть- нырнуть нельзя,

Горы есть- взойти нельзя,

Равнины есть - пройти нельзя.

- Что это?

-Какие виды карт вы знаете?

-А о какой карте говорится в загадке?

- Что такое географическая карта?

2. На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.

- Что такое глобус?

Милена читает стих, дети слушают, отвечают на вопрос.

-О том, как дети, сидя за партами, могут путешествовать по просторам нашей страны.

-по карте.

- На фотографиях видно, что Россия - огромная страна. Разнообразна и красива природа нашей страны.

- карта

- исторические, географические, политические, карта полушарий, звёздного неба.

-о географической.

- это глобус

- уменьшенная модель земного шара.

3. Сообщение темы


Парная работа







  1. Постановка учебной цели, задач.



-Определите тему урока. Работа с глобусом Парная работа

  1. Найдите на глобусе и друг другу покажите Россию.
  2. -Ответьте на вопрос: Что может рассказать глобус о России?
  3. Проверка


Работа с картой (форзац учебника) Предположите, что мы ещё можем узнать о России по географической карте.

(Что может рассказать географическая карта)

Поставьте исследовательские учебные задачи.

Составим план исследования.

Россия на географической карте и глобусе.

-Россия расположена на материке Евразия в северном полушарии. (ученик у доски на глобусе показывает Россию и рассказывает)


План:

  1. Исследуем протяжённость

  2. Исследуем рельеф

  3. Исследуем острова и полуострова

  4. Исследуем водоёмы.

Слайд 1


Слайд2

5. Примене­ние теорети­ческих по­ложений в условиях выполнения упражнений и решения задач.


Работа в группах























6.Самостоятельное творческое использова­ние сформи­рованных умений и навыков


Практическая работа

Работа с контурной картой









7.Обобще­ние усвоен­ного и включение его в систе­му ранее ус­военных ЗУН и УУД.

Работа с учебником

Работа в парах










8.Вывод. Подведение итогов









Послушайте сообщение о географическом положении России.

  1. Исследуем протяжённость России.
-Что такое протяжённость? -как узнать протяжённость?
  1. Составим алгоритм.

Работа в группах Алгоритм действий:

  1. Найди и обозначь крайние точки на севере, юге, западе и востоке.
  2. По линейке определи расстояние на карте (в см).
  3. Найди масштаб.
  4. Вычисли при помощи калькулятора протяжённость в км.

Вывод.





2 .Исследуем рельеф. Работа с контурной картой. -Что такое рельеф? - Какими бывают формы земной поверхности?? - Как они изображаются на карте? -Посмотрите, какого цвета на карте больше? -Что обозначают зелёным цветом? -Найдите на карте равнины, покажите друг другу, скажите, как они называются. Показать на доске. -Что разделяет эти две равнины?
Знакомство с контурной картой -Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом карт- контурными. (показ) -Для чего нужны такие карты?
Работа с контурными картами.

  1. Определите место на контурной карте, где находятся равнины, закрасьте их соответствующим цветом, подпишите.
  2. -Что находится восточнее Западно-Сибирской равнины?
-Почему так называется ? (плоские горы, невысокие) -Найдите на контурной карте, закрасьте. Подпишите.

-Кроме невысоких гор в России есть и высокие. -Прочитайте о них в учебнике, узнайте. где они находятся и найдите их на географической карте.
-Показать горы на доске. - Найдите их место на контурной карте и обозначьте.

- Рассмотрите внимательно горные системы. Почти в каждой есть самая высокая вершина. Как она обозначена? Найдите. Покажите. Назовите. Составьте с помощью физической карты таблицу самых высоких вершин России.


Проверка.



- Кто из вас был в горах и может об этом рассказать?

Подведение итогов.
Вывод: Вернёмся к плану нашего исследования. Что мы узнали о России по географической карте?
-Россия очень большая и красивая страна с разнообразными формами земной поверхности и природой. Любите нашу страну и берегите!



Выступление двух учеников.






Ответы детей Северная - мыс Челюскин, южная - гора Базардюзю, восточная - мыс Дежнёва, западная - г. Калининград.


Вывод: Протяжённость территории нашей страны с севера на юг составляет 4400 км, а с запада на восток 9000 км. По размеру территории Россия - это самое большое государство в мире.

- Формы земной поверхности. - равнинная, холмистая, гористая, овраги. - цветом (зелёным, жёлтым, коричневым)

Восточно-Европейская и Западно- сибирская.

Дети на доске по карте показывают. - Уральские горы. (показыавют)



- Это обучающие карты.

Работают с контурными картами.

- Среднесибирское плоскогорье.






- Кавказские горы, Уральские горы, Алтай, Саяны.


Работают с картой у доски. Работа с контурной картой.





Заполняют таблицы

Название гор

Название Вершины

Высота




Самые высокие горы: Уральские - Народная 1895, Алтай - Белуха 4506, Кавказские - Эльбрус 5642)

Выступление двух учениц. (О Кавказских горах, об Алтае.)

Слайд3

Слайд 4


Слайд 5





Приложение 1


Слайд

7. Самостоятельное творческое использова­ние сформи­рованных умений и навыков. Мини- исследование (работа в парах)

  1. Покажите на карте горные системы
  2. На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток
  3. Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров

  1. Показывают и называют горные системы
  2. Показывают и называют города


  1. Показывают и называют острова и полуострова

8.Обобще­ние усвоен­ного и включение его в систе­му ранее ус­военных ЗУН и УУД.

«Повторяем с расширением»

  1. Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно


  1. Объясните слова на слайде

  1. В каких же номинациях Россия занимает призовые места? Слушаем и смотрим сообщение Вити Хажаева
  2. РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32

Отвечают на вопросы задания:

  • Моря - Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское
  • самые высокие горы: Уральские - Народная 1895, Алтай - Белуха 4506, Кавказские - Эльбрус 5642)
Читают и объясняют слова пословицы и четверостишия Э. Асадова. Смотрят презентацию и слушают

9. Контроль за процессом и ре­зультатом УД школь­ников

«Блиц-контрольная»

Печатная тетрадь № 6 страница 31

Оцените самостоятельно свои работы


Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус Самооценка работ

Слайд 5

Презентация: слайды 6 - 15

10.Рефлек­сия дея­тельности

Продолжите одно из предложений слайда.

Продолжают предложения по теме урока.


Слайды 16, 17, 18


© 2010-2022