- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира по теме Россия на географической карте и глобусе
Конспект урока окружающего мира по теме Россия на географической карте и глобусе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Казакова Н.Г. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №1»
Открытый урок на областном семинаре
Конспект урока окружающего мира
В 4 классе
УМК «Гармония»
Россия на географической карте.
Выполнила:
Казакова Надежда Геннадьевна,
учитель начальных классов
Тема: Россия на географической карте
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: системно-деятельностный подход
Основные дидактические методы:
-
словесный (беседа, объяснения);
-
наглядный;
-
практический (работа с контурной картой, глобусом, картой);
-
частично-поисковый;
-
объяснительно-иллюстративный;
Форма работы:
-
фронтальная;
-
индивидуальная;
-
парная;
-
групповая
- познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами.
- развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;
- воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты образования: Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины; смогут называть достоинства России. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Регулятивные: целеполагание - выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос. Познавательные: общеучебные - называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные - научатся работать с картой. Коммуникативные: управление коммуникацией - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные: самоопределение - осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину. Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Примечание
1. Организационный момент
-Сегодня у вас на уроке много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь.
- Проверьте, как вы готовы к уроку. Вам понадобятся: учебник, ТПО, цветные карандаши, линейки, калькуляторы.
Настраиваются на урок.
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
Работа с иллюстрациями учебника
Урок начнём с прослушивания стихотворения С.Маршака «За перегоном - перегон..», которое подготовила Милена.
Внимательно прослушайте и скажите, о чём оно.
-А как дети могут путешествовать сидя за партами?
-Откройте учебник с.76. Рассмотрите фотографии. Почему данные фотографии помещены под этим стихотворением? Что их связывает?
-Чтобы определить тему урока отгадайте загадки:
1. Моря есть- нырнуть нельзя,
Горы есть- взойти нельзя,
Равнины есть - пройти нельзя.
- Что это?
-Какие виды карт вы знаете?
-А о какой карте говорится в загадке?
- Что такое географическая карта?
2. На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.
- Что такое глобус?
Милена читает стих, дети слушают, отвечают на вопрос.
-О том, как дети, сидя за партами, могут путешествовать по просторам нашей страны.
-по карте.
- На фотографиях видно, что Россия - огромная страна. Разнообразна и красива природа нашей страны.
- карта
- исторические, географические, политические, карта полушарий, звёздного неба.
-о географической.
- это глобус
- уменьшенная модель земного шара.
3. Сообщение темы
Парная работа
-
Постановка учебной цели, задач.
-Определите тему урока. Работа с глобусом Парная работа
- Найдите на глобусе и друг другу покажите Россию.
- -Ответьте на вопрос: Что может рассказать глобус о России?
- Проверка
Работа с картой (форзац учебника) Предположите, что мы ещё можем узнать о России по географической карте.
(Что может рассказать географическая карта)
Поставьте исследовательские учебные задачи.
Составим план исследования.
Россия на географической карте и глобусе.
-Россия расположена на материке Евразия в северном полушарии. (ученик у доски на глобусе показывает Россию и рассказывает)
План:
-
Исследуем протяжённость
-
Исследуем рельеф
-
Исследуем острова и полуострова
-
Исследуем водоёмы.
Слайд 1
Слайд2
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Работа в группах
6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Практическая работа
Работа с контурной картой
7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Работа с учебником
Работа в парах
8.Вывод. Подведение итогов
Послушайте сообщение о географическом положении России.
- Исследуем протяжённость России.
- Составим алгоритм.
Работа в группах Алгоритм действий:
- Найди и обозначь крайние точки на севере, юге, западе и востоке.
- По линейке определи расстояние на карте (в см).
- Найди масштаб.
- Вычисли при помощи калькулятора протяжённость в км.
Вывод.
2 .Исследуем рельеф. Работа с контурной картой. -Что такое рельеф? - Какими бывают формы земной поверхности?? - Как они изображаются на карте? -Посмотрите, какого цвета на карте больше? -Что обозначают зелёным цветом? -Найдите на карте равнины, покажите друг другу, скажите, как они называются. Показать на доске. -Что разделяет эти две равнины?
Знакомство с контурной картой -Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом карт- контурными. (показ) -Для чего нужны такие карты?
Работа с контурными картами.
- Определите место на контурной карте, где находятся равнины, закрасьте их соответствующим цветом, подпишите.
- -Что находится восточнее Западно-Сибирской равнины?
-Кроме невысоких гор в России есть и высокие. -Прочитайте о них в учебнике, узнайте. где они находятся и найдите их на географической карте.
-Показать горы на доске. - Найдите их место на контурной карте и обозначьте.
- Рассмотрите внимательно горные системы. Почти в каждой есть самая высокая вершина. Как она обозначена? Найдите. Покажите. Назовите. Составьте с помощью физической карты таблицу самых высоких вершин России.
Проверка.
- Кто из вас был в горах и может об этом рассказать?
Подведение итогов.
Вывод: Вернёмся к плану нашего исследования. Что мы узнали о России по географической карте?
-Россия очень большая и красивая страна с разнообразными формами земной поверхности и природой. Любите нашу страну и берегите!
Выступление двух учеников.
Ответы детей Северная - мыс Челюскин, южная - гора Базардюзю, восточная - мыс Дежнёва, западная - г. Калининград.
Вывод: Протяжённость территории нашей страны с севера на юг составляет 4400 км, а с запада на восток 9000 км. По размеру территории Россия - это самое большое государство в мире.
- Формы земной поверхности. - равнинная, холмистая, гористая, овраги. - цветом (зелёным, жёлтым, коричневым)
Восточно-Европейская и Западно- сибирская.
Дети на доске по карте показывают. - Уральские горы. (показыавют)
- Это обучающие карты.
Работают с контурными картами.
- Среднесибирское плоскогорье.
- Кавказские горы, Уральские горы, Алтай, Саяны.
Работают с картой у доски. Работа с контурной картой.
Заполняют таблицы
Название гор
Название Вершины
Высота
Самые высокие горы: Уральские - Народная 1895, Алтай - Белуха 4506, Кавказские - Эльбрус 5642)
Выступление двух учениц. (О Кавказских горах, об Алтае.)
Слайд3
Слайд 4
Слайд 5
Приложение 1
Слайд
7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Мини- исследование (работа в парах)
- Покажите на карте горные системы
- На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток
- Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров
- Показывают и называют горные системы
-
Показывают и называют города
- Показывают и называют острова и полуострова
8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
«Повторяем с расширением»
-
Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно
- Объясните слова на слайде
- В каких же номинациях Россия занимает призовые места? Слушаем и смотрим сообщение Вити Хажаева
- РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32
Отвечают на вопросы задания:
- Моря - Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское
- самые высокие горы: Уральские - Народная 1895, Алтай - Белуха 4506, Кавказские - Эльбрус 5642)
9. Контроль за процессом и результатом УД школьников
«Блиц-контрольная»
Печатная тетрадь № 6 страница 31
Оцените самостоятельно свои работы
Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус Самооценка работ
Слайд 5
Презентация: слайды 6 - 15
10.Рефлексия деятельности
Продолжите одно из предложений слайда.
Продолжают предложения по теме урока.
Слайды 16, 17, 18