Методический семинар «Реализация принципа коммуникативной направленности через кружок»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Объяснительная записка

к презентации « Реализация принципа коммуникативной направленности через кружок»

учитель начальных классов

МБОУ « Ойусардахская СОШ им. С.Н.Горохова

Саввинова Стелла Анатольевна



В начальной школе ребенок делает первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Выбрать область интересов, развить свои способности ребенку позволяет внеурочная деятельность. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет основные направления внеурочной деятельности, и одним из них является художественно-эстетическое. Данное направление внеурочной деятельности младших школьников осуществляется нами на занятиях кукольного театра «Кустук». Кукольный театр - особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение школьников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления. Театральная деятельность в начальной школе, как и дисциплины художественной направленности, позволяет решить следующие цели и задачи: Цель: развитие индивидуальных творческих способностей учащихся посредством кукольного театра, приобретение нового социального опыта

  • раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребенка;
  • обучение навыкам коллективного взаимодействия и общения;
  • формирование интереса к художественной культуре и элементарных представлений о ней;

Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной нашей работе по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию школьников. Дети очень любят смотреть представления кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен, видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. У детей начинает формироваться отношение к окружающему миру, формироваться характер и интересы ребенка. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия и правдивости. поэтому наше МО поставило задачу, чтобы кукольный театр прочно вошел в жизнь детей и способствовал развитию художественно - творческой деятельности .С 2009 года мы работаем как УЭП по программе « Развитие коммуникативной компетентности посредством кукольного театра в рамках ФГОС».

Вне занятий дети сами устраивали кукольный театр, повторяли ранее услышанное, импровизировали. Дети полюбили кукол, но сценки были однообразны и речь невыразительна. Для решения этой проблемы необходимо было обучить детей различным видам выразительности. Для этого я давала подгруппе детей задание, где в основе лежал какой-либо способ выразительности (интонация, жест, мимика, походка). Например, сказка «Заюшкина избушка», предложила детям разыграть эпизод: лиса выгнала зайца. Детям поочередно с помощью куклы нужно было изобразить зайца. Затем все вместе сравнивали и делали выводы. В работе по развитию выразительности речи вела индивидуальную работу для использования в речи вопросительно - ответных интонаций. К середине года у детей появилось умение выполнять ту или иную роль.

Однажды, наблюдая за играми детей, я заметила, что они пытаются поставить сказку «Колобок». Дети подобрали атрибуты, распределили роли, но в речевом отношении спектакль у детей получился не эмоциональным. Я пришла к выводу, что детей надо учить драматизировать сказку. Как - то я прочитала детям якутскую народную сказку «Быдай Баай» и мы решили попробовать ее показать в кукольном театре. Показ прошел успешно, зрители были довольны.

Воспитательная программа состоит из двух уровней:
1. Подготовительный.
2. Театрально - постановочный.
На подготовительном уровне дети знакомятся с различными видами театра, с историей возникновения театра, с профессиями людей занятых в театре, с театральной терминологией. Происходит знакомство с миром театра.
Театрально-постановочный уровень состоит из нескольких направлений. Первое направление - знакомство с постановочным материалом. На этом этапе дети не только обращаются к его сюжету, но и обсуждают особенности персонажей, кто является положительным героем, кто отрицательным и почему, как они должны выглядеть, какая походка, характер, как разговаривают, чем и как проявляется характер, в чем заключена мораль сказки. Происходит не только знакомство с сюжетом сказки, но и анализ материала, с которым предстоит творческая работа. Для меня этот этап значителен, так как позволяет определить уровень эмоционального отклика учащихся на литературный текст, его способность к художественному произведению. Пьесы подбираю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При выборе произведения для постановки исхожу из того, что произведение или сказка должны иметь нравственную направленность и быть понятны детям. Стараюсь, чтобы они были увлекательными, развивали фантазию ребенка, способствовали формированию положительных черт характера. Чтобы чаще в спектакле показывалось, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и т.д., чтобы герои, которых играют дети, стали образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Так как в классе дети имеют самый разный уровень развития и подготовки, поэтому я стараюсь подобрать постановку, которая будет легка для запоминания и небольшую по объему. Чаще всего в своей работе использую русские народные сказки . Они легки для запоминания и постановки, а также якутские сказки. Например, очень удачно сыграли якутскую сказку « Кудай Баай»,где показывалось что такое настоящая дружба, мужество, преданность, отзывчивость, желание помочь.
Второе направление - распределение ролей и работа над их освоением. Роли распределяются между детьми чаще всего самостоятельно, ребенок сам анализирует свои способности, сопоставляет характер выбранного героя со своим, подбирает выразительность речи для точной передачи характера своего персонажа - идет аналитическая деятельность. Провожу работу над выразительностью речи. В случае нахождения актера за ширмой, его речь является ярким важнейшим фактором в игре куклы. Любой актер должен иметь чистую и правильную, плавную и красивую речь.
Для развития всех этих качеств я провожу специальные занятия: дыхательная и артикуляционная гимнастика, работа над скороговорками, развивающие игры, упражнения и тренинги, работа над текстом, работа над выразительностью речи. Эти задания предлагаю в начале каждого занятия с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения, зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. В результате такой работы у учащихся развивается словарный запас, а также двигательная функция артикуляционного аппарата. Для тренировки воображения провожу и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, быстро, тихо, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. В процессе таких занятий активизируется словарь учащихся, закрепляется правильное произношение звуков, дети учатся пользоваться прямой и косвенной речью, совершенствуется интонационная выразительность речи, развивается память, мышление, внимание.
Занятия провожу в порядке постепенного усложнения - от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до розыгрывания роли. Таким образом, каждый ученик постепенно поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился. При планировании работы придерживаюсь принципа взаимосвязи развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа позволяет проводить коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей.
Большую роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Этюды позволяют учащимся в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Работа над спектаклем ( работа над развитием речи, характерами героев, выступление перед зрителями и др.) способствуют развитию словарного запаса, фонетико- фонематического восприятия, внимания, мышления, воображения учащихся. Занятия проводятся таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление. На каждом занятии создаю эмоционально-комфортную среду через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с воспитанниками в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- устранения причин эмоционального дискомфорта ученика на занятии;
-насыщение занятия эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения.
Опора на данные принципы позволяет достигать максимально возможного результата обучения и воспитания младших школьников, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства театра кукол.
На протяжении всего периода занятий дети учатся свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и детьми. Даю роли застенчивым детям, детям с речевыми трудностями, что способствует самоутверждению и самосовершенствованию каждого ученика. В этот период у детей закрепляется позиция «артист», умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Дети учатся радоваться, огорчаться, сочувствовать героям. В это время я уделяю внимание коррекции отдельных черт характера ребенка (застенчивость, жадность, грубость, невежество) и воспитанию таких положительных качеств личности, как смелость, доброта, забота, желание помочь.
Каждое занятие, построенное на согласовании коллективных действий, способствует сплочению детского «переменного» коллектива. Во время занятий в кукольном театре ребенок всегда защищен. Во-первых, ширмой, за которой можно спрятать свое смущение, неуверенность, во-вторых, защищен перчаточной куклой на руке, которая представляется ему самостоятельной фигурой или личностью, способной взять на себя его проблемы, что способствует самовыражению и самопознанию. Одевая на руку куклу, ученик «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы. Во время проведения репетиций, в процессе работы над образом своего персонажа, постепенно, в процессе творческого переживания и перевоплощения происходит снятие повышенного уровня тревожности, преодоления страхов. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на раскрепощение ученика, вовлечение в действие, активизирует при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации учащихся, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенциала. Участие детей в кукольном театре стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений, повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме этого ученики приобретают опыт общения, совершенствуют речевые навыки и способность точно выражать свои мысли.

© 2010-2022