Конспект урока по окружающему миру на тему: Экология на каждый день (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ершовская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова











Открытый урок окружающего мира

в 3 «А» классе



По теме:

«Экология на каждый день»





Учитель начальных классов: Кириллова Н.П.

















2013-2014 уч.г.

ТЕМА: Экология на каждый день.

ЦЕЛЬ: дать первоначальные представления об экологии как науки бережного отношения человека к окружающей природе.

ЗАДАЧИ:

  • Создать условия для открытия детьми нового для них понятия «экология»;

  • Формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

  • Формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

  • Расширять экологические знания учащихся;

  • развивать потребность гармоничного общения с природой;

  • прививать навыки экологической культуры; потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.

  • Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.

УУД:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, пользоваться моделями и схемами, понимать информацию, представленную различными способами, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить небольшие сообщения в устной форме.

Коммуникативные: вступать в контакт с собеседником, соблюдая нормы и правила общения, воспринимать другие мнения и позицию.

Оборудование: презентация, справочная литература, файлы с фотографиями, конверты с плавающими и улетающими уточками.

Технологиии: ИКТ, групповая, парная, проблемная, проектная


ХОД УРОКА.

  1. Орг.момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкою скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах.

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зеленом листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так - целый день.

Пойдем-ка , дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.


  1. Введение в тему. Актуализация.

Ребята, я сегодня услышала интересный разговор:

- Ох, какая сегодня плохая экология, - сказала мама, стиснув виски руками, от нее у меня разболелась голова.

- Да уж, - согласился папа, - экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.

- Кто же такая экология, от которой у мамы разболелась голова, и что такого она сделала?

- Плохо себя вела или не убирала за собой?

- И как ее собирается исправлять папа?

- Ребята, о чем же сегодня мы будем говорить на уроке ? (Об экологии) Слайд 1

Верно, об очень важной науке - экологии. Узнаем, что такое экологическая безопасность. Что называют окружающей средой? Отчего загрязняется окружающая среда? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

- Какую цель мы перед собой поставим? Слайд 2


  1. Открытие новых знаний.

-Где можно услышать это слово -экология (по радио, в телепередачах, в газетах).

-Какие источники информации помогут нам узнать значение этого слова?

(Толковый словарь)

(Работа в группах с различными словарями.)

Чтение словарной статьи. Слайд 3

Экология -это наука о заимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

«Экос» по- гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология- это наука о нашем общем доме.

- Надо убирать квартиру, не сорить, не ломать мебель, выносить мусор.

- Природа то же дом, только очень большой. В котором живут и люди и животные.

- Надо убирать за собой после отдыха в лесу, не сорить, не ломать деревья, не рвать цветы, не топтать траву, не сливать грязную воду в реки.

Окружающая среда - это все что есть вокруг нас, в том числе и природа.

Слайд 4

Экология - новое слово

Раньше земля не знала такого.

Банки, бутылки везде не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали,

Трубы заводов так не дымили,

Не было столько автомобилей,

Столько лесов не вырубали

И зверей не уничтожали.

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей среде нужны хорошо подготовленные специалисты - экологи.

Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, нефти, древесины. Для развития сельского хозяйства распахиваются все новые земли. При возведении гидроэлектростанций сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи животных и растений.

Природа сейчас переживает немалые потрясения. Чаще звучат такие слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

Слайд 5

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом. Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных для всего живого веществ: газов и пыли. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда.

Главное для общества - не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается.

Слайд6

Экологическая безопасность - это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Человек вынужден дышать загрязненным воздухом. Пить загрязненную воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.

Слайд7

-Так как же поступают в организм загрязняющие вещества?

- Через продукты питания.

- Через воздух.

- Через воду.

- Поэтому каждый человек должен соблюдать правила личной экологической безопасности.

(Работа в группах: класс делится на три группы и каждая составляет памятку «Личной экологической безопасности»)

1 группа - Эковоздух.

- Как защититься от загрязненного воздуха?

1.Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

2. Если дома из взрослых курит, попроси не делать этого в квартире.

3. В школу надо ходить тем путем, где меньше автомобилей, больше зелени.

Слайд 8

2 группа - Эковода.

- Как защититься от загрязненной воды?

1. Нельзя купаться в загрязненных водоемах.

2. Нельзя пить воду из-под крана.

3. Очистить такую воду с помощью бытового фильтра.

Слайд 9

3 группа - Экопитание.

- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

1.Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автодорог.

2.Всегда тщательно мой овощи и фрукты.

3.Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.

Слайд 10

Физкультминутка

Слайд 11

- Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните

в ладоши, а если не согласны - топните ногами.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку?
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку?
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю?
Если сильно насорю
И убрать забуду?
Если мусор уберу,
Банку закопаю?
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

4. Закрепление нового материала.

Игра «Экологический светофор».

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, уч-ся поднимают красный кружок, если действие героя не вредят природе - зеленый, желтый цвет - это ситуация выбора.

  1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу. Побросал книжку в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера. (красный)

  2. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось - кран не закрывается. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс. (зеленый)

  3. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо - вдоль главной улицы города, там, где жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева. (красный)

- А сейчас я предлагаем провести небольшой эрудицион по экологии.

(работа в паре)

Задание 1.

У меня очень много игрушек сделано из неё; она бывает разноцветной, её очень трудно сломать; предметы, сделанные из неё мало весят; если её поджечь, то становится чёрный едкий дым; её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. /Пластмасса./

Задание 2.

Его делают из песка; чаще всего оно прозрачное; когда падает, оно разбивается; если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто; брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. /Стекло./

Задание 3.

Это получается, когда становится старым или ломается; это можно увидеть везде: в городе, деревне, вдоль дорог; это можно сдать и получить деньги; это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое; это бывает цветным, и его можно сдать на переплавку и получить деньги. /Металлолом./

Задание 4.

Его изобрели китайцы; у нас её получают из древесины; она легко горит; из неё получается много мусора; на ней обычно рисуют или пишут. /Бумага./

Задание 5.

Его много в городе, но мало в деревне; особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин; от него люди болеют, нервничают, громко кричат и его становится всё больше; его издают разные приборы и машины; он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его слишком много, он вызывает у человека состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик. /Шум./

- Сейчас я буду зачитывать начало фразы, а вы её постарайтесь закончить.

  1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно… (использовать много раз, сдать в магазин).

  2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно…(отдать нуждающимся).

  3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут … (кому-то понадобиться).

  4. Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и … (сдай туда ненужную бумагу).

  5. Почини и исправь вещь, вместо того, чтобы… (её выбрасывать).

  6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически… (не разлагается).

5. Чтение учителем экологического рассказа

- Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.


Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Номы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога нас привела к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо, какой - то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

-Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Обсудите в паре, и ответьте.

Дети отвечают:

-Нельзя ходить в поход без взрослых.

-В лесу нельзя включать громкую музыку - она распугивает птиц и зверей.

-Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница и исчезает лекарство для зверей.

-Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки, в жаркую погоду костры разводить запрещается.

-Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.

-Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.

-Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.

-Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.

-Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь оборванных цветов не долговечна.


  1. Творческая работа в группах.

- Одно из излюбленных мест жителей нашего села пруд.

С ребятами мы были на экскурсии. Но когда мы подошли ближе, вот что мы увидели. Слайд 12 (Мусор, загрязненная вода, остатки кострищ.)

-Я предлагаю вам создать экологические группы. Вы - экологи - юные защитники природы. И каждая группа попробует составить свое комфортное место отдыха вблизи водоема. Подумайте, обсудите и выполните, каким бы вы хотели видеть это место отдыха. Сконструируйте коллаж «Наш пруд». (У каждой группы импровизированный кусочек пруда из синей бумаги, заготовленные ранее детали коллажа.)

-Обговорите, кто из группы будет защищать вашу работу.

-Выступление. Создается общая работа групп.

Уже сейчас вы можете не сорить, убирать за собой, останавливать других.

И тогда ваш пруд будет именно таким. Слайд 13


  1. Рефлексия

Если вы считаете, что много узнали полезного на уроке, сможете поделиться новыми знаниями с семьей, друзьями - выбирайте плавающую уточку и селите на наш пруд. Если же что-то осталось непонятным, сложным - выбирайте улетающую уточку.


  1. Домашнее задание.

Слайд 14

- Придумайте и нарисуйте запрещающий знак поведения в природе.

Слайд 15

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.









© 2010-2022