- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Безударные гласные в корне
Конспект урока Безударные гласные в корне
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пакшина Л.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема | Правописание безударных гласных в корне |
Цель | Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова. |
Задачи | Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов. |
Планируемый результат | Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне, решать учебные и практические задачи - правильно писать безударные гласные в корне слова Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; формирование умения работать с ИКТ; Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах. |
Основные понятия | Безударные гласные, безударные гласные - проверяемые и непроверяемые, проверочные слова, проверяемые слова. |
Ресурсы | Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся (4 шт.) для работы на сайте gramota.ru/slovari/., документ - камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy, толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями. |
Межпредметные связи | Работа с информационными источниками |
Технологическая карта урока Предмет: русский язык Класс: 3 класс Тип урока: закрепление и обобщение УМК: Школа 2100 Учитель: Пакшина Л. А Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: - подготовиться к продуктивной работе на уроке.
- Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов. - Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится. - Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2) Интерактивная доска SMART ФИ ЛО ЛОГ - Кто такой филолог? Прочитаем: Филолог - специалист по филологии. - Какой возникает вопрос? - Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь - это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3. - Посмотрим при помощи документ - камеры значение слова «филология» прямо из словаря. Документ - камера MimioView
- Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология - наука о языках и литературе. -А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык. Обучающиеся улыбаются друг другу.
ФИЛОЛОГ
Высказывания учащихся. А что такое филология?
Филология - совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Русский, английский и коми языки. Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного отношения к процессу познания. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. II этап. Актуализация знаний. Определение темы, целей урока. Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова. - Запишите дату: 20 ноября. - Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5) Интерактивная доска SMART
- Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?
- Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово. Интерактивная доска SMART «Мозговой штурм». Слайд 6 1. В каком ряду верно «закончено» правило: «Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, … 1) чтобы на согласный падало ударение. 2) чтобы после согласного стоял гласный. 3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н]. 4) чтобы на гласный падало ударение. Слайд 7 2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова: 1) ковёр 2) шалун 3) волна 4) свисток Слайд 8 3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить: 1) тарелка 2) пальто 3) улица 4) часовой Слайд 9 4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое: 1) весло - вёсла 2) чистый - чистота 3) шалун - шалость 4) гроза - грозный Слайд 10 5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные: 1) положить 2) гороховый 3) переделать 4) заколосится
- Кто сможет сформулировать тему урока? - А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Воспользуйтесь словами подсказками на доске. Слайд 11 Интерактивная доска SMART
- Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART
Учащиеся работают со словами на доске: в.тер ч.тверг
п.года уж.н обл.ко м..ря Учащиеся вписывают пропущенные буквы. Непроверяемая безударная гласная в корне. В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне. - Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».
- чтобы на гласный падало ударение.
- волна
- часовой
- чистый - чистота
- заколосится
Правописание безударных гласных в корне. 1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова. 2. Применять правило. 3. Подбирать проверочные слова Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма. Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударные гласные в корне. Подбери проверочные слова. Обозначь орфограмму. Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока. Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию. Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию. Закрепление и применение знаний. Цель: уметь применять полученные знания на практике
- Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART 1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму. ….. - стр..ла ….. - к..л..сок ….. - б..р..да ….. - з..л..той ….. - в..шнёвый ….. - з..л..неть ….. - м..довый Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая. Какие слова лишние и почему?
2.- Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART 1 вариант. С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить . 2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать. Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу. Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?
3.- Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово? Послушайте 2 текста. «После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.
Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.
- Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать? Слайд 16. Интерактивная доска SMART - Работа в группе. Вспомните правила работы в группе. - Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру gramota.ru/slovari/. 1 группа
Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв..вает,
А на крыше мой флажок
Разв..вает ветерок. 2 группа К старости наш дедушка очень пос..дел.
Он в саду на брёвнышко сел и пос..дел. 3 группа Зап…вать лекарство - зап…вать песню 4 группа У Толи братишка пломбир весь сл..зал, Пока тот с друзьями с забора сл..зал.
- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ - камеры. Документ - камера MimioView - Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART
4.- Проверочная работа на RayBook, тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося Тест. Какую букву надо вставить в слова? 1.Л..сёнок е и я 2.Кр..чать и е 3. Прош..гать о а 4. Покр..снели о а 5. Пот..мнело и е Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?
Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.
Учащиеся работают самостоятельно.
Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.
Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.
Вспоминают правила работы в группе. Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом gramota.ru/slovari/. на персональных компьютерах для учащихся
Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.
Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz, получают отметку за работу.
Устно исправляют допущенные ошибки. Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников; Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса Слайд 22. Интерактивная доска SMART - Какие цели ставили в начале урока? -Удалось ли выполнить поставленные цели? - Что нового узнали на уроке? - Как оцениваете свою работу? Слайд 23. Интерактивная доска SMART - Я хочу закончить урок стихотворением. Безударный в корне - хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья. Подводят итоги урока. Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Здоровьесберегающая пауза Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе. Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока. Ссылка на видеозапись урока: youtu.be/d0ACTmpUjk (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)
13