Урок по теме: «Признаки текста. » 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Старцева Надежда Николаевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Ртищево Саратовской области»

Предмет: русский язык (авторы учебника «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева и О.В. Пронина).

Класс: 2.

Тема: Признаки текста.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (признаки текста).

Задачи урока: образовательные

построение алгоритма различения текста и набора предложений по определённым признакам; развивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия при работе с текстом, справочной литературой; воспитательные осознанное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций).

Этап урока

Сценарий урока

УУД Учитель Ученики 1.Мотивация (самоопределение) к деятельности Прозвенел звонок. Начинаем мы урок. Будем дальше мы трудиться, не зевать и не лениться. - С чего обычно начинаем мы урок русского языка? - Зачем нам нужен этот этап, мы же умеем писать буквы? - Каков наш девиз?



С минутки чистописания. Писать надо красиво и разборчиво.
Красиво писать - красоту творить! - смыслообразование (Л); - целеполагание (П).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Откроем тетрадь по чистописанию, с. 8. - Написание какой буквы будем отрабатывать? - Что знаете об этой букве?





- В тетради по чистописанию она написана не совсем обычно. Что бы это могло обозначать в нашей «Вообразилии»? - Выберите узор, который вам больше нравится. Запишите. - Прочтите слова. Почему они записаны с большой буквы? - Что ещё общего у этих слов? - На какие группы их можно разделить? - Посмотрите на доску - сосчитайте «разбросанные» слова.

- Можно ли группу этих слов назвать предложением? - Попробуйте составить из них предложение.
- Давайте поиграем в игру «Мяч ловлю - признак предложения назову».

Слово «Признаки» записывается на доске. Комментированное письмо предложения У Яши и Яны любимый урок русского языка.




Буквы я. Если буква стоит после согласного, то обозначает один звук и мягкость согласного. Если стоит в начале слова, после гласного или разделительного мягкого знака, то обозначает два звука.


Записывается любая из двух строчек узоров.. Слова обозначают имена людей.
Они начинаются с буквы Я. Имена мальчиков и имена девочек; двусложные и трёхсложные. Перечисление слов - У, Яши, и, Яны, урок, любимый, языка, урок, русского Нет, слова не связаны по смыслу.
У Яши и Яны любимый урок русского языка. Дети называют: 1) Состоит из слов. 2) Слова связаны смыслу. 3) Выражает законченную мысль.
Записывают, объясняя и обозначая графически орфограммы (правописание предлогов со словами; большая буква в именах собственных; безударная гласная не проверяемая ударением и др.).

- прогнозирование предстоящей работы (Р);

- выявление сущности, особенностей объектов (П);

- построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К);

- составление вывода на основе анализа объектов (П); - выполнение пробного учебного действия (Р);

- осуществление познавательной и личностной рефлексии (Р).

3. Постановка учебной задачи - Пока вы отдыхали на перемене, ветер-озорник перепутал слова из логической цепочки: слова - слоги - звуки - текст - предложения. Определите последовательность слов и объясните свой выбор. - Какое слово новое в этой цепочке? - Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке?



Звуки - слоги - слова - предложения - текст. В этой цепочке новое слово текст. Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать. Текст это, когда много предложений. Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П).


- Посмотрите в учебник с. 21, есть ли там разбросанные слова. - Рассмотрите центральный кадр диафильма. Какие держат наши герои. - К чему эти слова относятся? Может, к очереди? - Может, к прямой линии?
- Значит, к отрезку?! У него есть и начало, и конец! - К стихотворению? - К сказке? - К рассказу? - Как одним словом назвать рассказ, стихотворение, сказку?


Начало, конец, заглавие Нет, у очереди нет заглавия.
У прямой линии нет ни начала, ни конца… Но у него нет заглавия. Да, подходит. Тоже подходит. Да. Текст. - извлечение необходимой информации из иллюстраций и текстов (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П).


- Попробуйте сформулировать тему урока. Подсказка: первое слово темы уже есть на доске. - Тема названа, а какова же будет цель урока?

Признаки текста. Будем учиться отличать текст от набора предложений. - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Р); - прогнозирование предстоящую работу (Р).

4. Построение выхода из затруднения В этом нам поможет учебник - упражнение 29 (с. 21). 1 часть - читаем ее по предложению цепочке. - Кто заметил, сколько предложений прочитали? - Как определяли границы предложений? - О ком эти предложения? - Сколько картинок можно нарисовать? - Связаны ли по смыслу эти предложения? - Посмотрите на вторую часть упражнения. Можно ли предположить, о чём будет говориться в ней? - Прочитайте вторую часть в парах снова по предложению. - Сколько здесь предложений? - О чём они? - Чем похожи две записи? - Нашли ли вы отличия?
- Сделайте вывод.
- Сравним свой вывод с правилом учебника.
- Прочтите задание к упражнению еще раз. Какую работу необходимо выполнить еще? - Что общего у выделенных слов? - Как называются такие слова? - Запишите эти слова, подчеркните опасные места, обозначьте корень. Что помните о правописании корней в родственных словах? - Как будет называться маленькая горошина? Каша из гороха? - С помощью чего образовали новые слова.
- Пока мы работали с текстом упражнения, два ученика выполняли другое задание - им необходимо было узнать значение слова «огорошить» и фразы «шут гороховый». - Напомните алгоритм действия.



Послушаем их. - Мы услышали текст или отдельные предложения? Почему так думаете?
Чтение предложений по цепочке.
Семь.

Семь. Нет, не связаны.
Можно по заглавию.
Чтение предложений по цепочке в паре. Семь.
Состоят из семи предложений. Во второй части предложения связаны по смыслу. Вторая часть - это текст - группа предложений, связанных по смыслу.


Общая часть - горох. Это корень. Слова называются однокоренными или родственными. Корни в родственных словах пишутся одинаково. Горошинка. Гороховая. С помощью суффикса.
Необходимо было поработать со словарями: толковым и фразеологических оборотов.
Я предположила, что это слово обозначает…., я спросила у ….. и получила такое объяснение … Я нашла слово в …. словаре, у него следующие значения …
Можно назвать текстом, потому что мы понимаем, о чем нам рассказывают. - выполнение пробного учебного действия (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - учёт разных мнений (К); - постановка и формулирование проблемы (П); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- умение извлекать информацию из текстов (П); - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Р); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).

5. Первичное закрепление во внешней речи - А теперь обратимся к упражнению 30 (с. 22) учебника. - Прочтите задание и расскажите, что нужно сделать. - Как вы думаете, это текст или отдельные предложения? - Поработаю над сказкой. Послушайте, как будет звучать эта сказка теперь. (Предложения читаются в произвольном порядке, что вызывает смех детей). - Я прочитала текст? - Но я читала те же предложения?! Вывод помещается на доску.




Это текст. Предложения связаны по смыслу.



Нет, не похоже на текст! В тексте предложения записаны в строгом порядке. - анализ, сравнение, обобщение (П); - умение работать с разными источниками информации (П;)

- умение извлекать информацию из текстов (П);

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л);

- умение слушать и понимать других (К).

6. Самостоятельная работа с самопроверкой Поработайте самостоятельно с интерактивным плакатом (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/edf49592-1c0a-40c9-9675-6feb59f2d4cf/%5BNS-RUS_2-03%5D_%5BIM_066%5D.html) Прочитайте. Выделите страничку той книги, на которой дан текст. Проверьте себя, нажав на клавишу «Готово»

- построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л).


Поработайте самостоятельно с интерактивным плакатом (files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7c4ce688-ff5a-40f8-b19d-cbc3c05b3cb3/%5BNS-RUS_2-03%5D_%5BIM_069%5D.swf) Задание: Паучок трудился. Паучок старался. Текст собрать стремился. Но не догадался. Где начало? Где конец? Кто поможет - молодец!
Внимательно читают текст на страничках паутины. Составляют из них текст, направляя паучка от начала к концу текста Проверяют по эталону.

7. Включение в систему знаний и повторение - Поиграем в игру. На сенсорном кресте подвешены карточки с написанными на них предложениями. Игрок снимает карточку, прочитывает предложения. Если это текст - класс встаёт. Если не текст - класс остаётся сидеть.
Работа в парах По картинкам, размещенным в конверте, придумайте один - предложение, другой - текст. (В паре дети договариваются, кто по картинке придумывает текст, а кто отдельные предложения). - Оцените работу друг друга. Снимаются 3-4 карточки. Ученики с опорой на зафиксированные на доске признаки доказывают текст или отдельные предложения прочитаны.

Ответы типа: «Маша действительно составила текст, потому что все предложения у неё были о корове, связаны по смыслу. Шли в строгом порядке». «Витя составил не текст. Одно предложение у него было о машине. Другое о мальчике. Третье - о погоде. Они не были связаны по смыслу».

- построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К);

- оформление своих мыслей в устной форме (К); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - умение работать в паре (К); - осознание ответственности за общее дело (Л).

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


- Какова тема нашего урока? - Какую цель перед собой поставили? - Каким способом действовали? - Достигли ли поставленной цели? - Когда на уроке звучал текст? - В жизни мы больше слышим текст или наборы предложений? А говорим? - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Попробуйте проверить свои знания по теме урока, заполнив таблицу. - Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? - Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.
- Как вы думаете, есть ли другие признаки текста? О них мы узнаем на следующем уроке. Обсуждение домашнего задания. Обязательная часть - упражнение 10 «Дидактический материал». По желанию - составить текст и нарисовать к нему иллюстрацию.








Заполняют таблицу 1 (опорные слова даны на карточке). - построение логической цепи рассуждений (П); - доказательство (П);

- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л);

- построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами (К); - рефлексия способов и условий действия (П); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)



Предложение Текст Из чего состоит? Из слов. Предложение может состоять из одного слова. Из предложений. Какова роль в языке? Выражает законченную мысль, содержит сообщение, вопрос, побуждение. Содержит повествование, описание, рассуждение. Каково строение? Имеет грамматическую основу. Есть вступление, основная часть, концовка.


© 2010-2022