Рефлексивный отчет по теме Применение приемов критического мышления в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коротенко Ольга Борисовна Портфолио учителя Отчет А

Филиал АО "НЦПК" "Өрлеу" 3-го уровня

"ИПКПР ПО" 20.11.2014г

город Павлодар



Отчет А


Рефлексивный отчёт об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков

Модуль «Обучение критическому мышлению»

Школа должна научить мыслить и научить учиться - вот педагогические императивы современной эпохи

Борисенков В.


На первом этапе обучения на курсах я по-новому раскрыла для себя возможности, которые отражены в идеях модуля «Обучение критическому мышлению». Задача учителя начальных классов - заложить фундамент для развития критического мышления у учащихся. В настоящее время «критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с обучающимися старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и более младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков. Наиболее оптимальный для этого путь - стимулирование учеников к доказательствам на основе собственного опыта (Руководство для учителя, c.154). До обучения на курсах огромным барьером в моей педагогической практике были мои ошибочные убеждения в том, что ученикам первого класса еще рано давать задания, направленные на развитие умения анализировать, делать выводы или давать оценку процессам и деятельности, так как они сначала должны научиться работать по образцу. Кроме того, я думала, что преобразовывать и видоизменять приемы критического мышления с учетом возрастных особенностей учащихся нельзя, потому что это может нарушить структуру применения приема. Поэтому перед началом практики у меня было большое количество вопросов, ответы на которые я нашла после проведения серии последовательных уроков, пропустив все через себя, зная, что «критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения что может в дальнейшем послужить основанием к действиям (Руководство для учителя с. 154)». Внимательно изучив теоретическую основу технологии развития критического мышления, я отметила, что уроки, созданные на основе развития критического мышления состоят из трех этапов, каждый из которых имеет свою цель: стадия вызова, стадия осмысления (смысловой) и стадия рефлексии.

В процессе реализации стадии вызова важно: 1) давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленными учителем; 2) фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний; 3) сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. На стадии осмысления ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Данная стадия позволяет ученику: - получить новую информацию; - осмыслить ее; - соотнести с уже имеющимися знаниями. Стадия рефлексии нацелены на размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Данная стадия позволяет учащемуся: - целостно осмыслить, обобщить полученную информацию; - присвоить новое знание; - сформировать у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому. Критически мыслящий человек обладает следующими навыками: решать проблемы; проявлять известную настойчивость в решении проблем; контролировать себя, свою импульсивность; открыты для других идей; решать проблемы, сотрудничая с другими людьми; слушать собеседника; эмпатичны; терпимы к неопределенности; рассматривать проблемы с разных точек зрения; устанавливать множественные связи между явлениями; терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных; рассматривать несколько возможностей решения какой-то проблемы; часто задавать вопрос: «Что, если...?»; уметь строить логические выводы; размышлять о своих чувствах, мыслях - оценивать их; строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели; применять свои навыки и знания в различных ситуациях; быть любознательными и часто задавать «хорошие вопросы»; активно воспринимать информацию. Учитывая все вышесказанное и возрастные особенности моих учащихся первого класса, я постаралась применять на каждом уроке приемы для развития критического мышления. Хотелось бы более подробно остановиться на результатах серии последовательно запланированных уроков. На первом уроке вовремя проведения рефлексии «День - ночь» с целью формирования умения размышлять о своих чувствах, мыслях и оценивать их ребятам впервые пришлось выполнять такую работу, и они с интересом взялись за ее выполнение. Это способствовало повышению мотивации. Я заметила, что дети ответственно отнеслись к ее выполнению, потому что это было тесно связано с их ощущениями. При определении темы урока был использован прием развития критического мышления «Тонкие -толстые вопросы» с целью формирования умения устанавливать множественные связи между явлениями. - О чем это стихотворение? - Почему я прочитала именно это стихотворение? - Какая тема урока будет? - Какую работу нужно выполнить? Вопросы были составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и способствовали развитию способностей учащихся с разным уровнем мотивации при подготовке ответов на вопросы высокого порядка. На этапе актуализации знаний ребятам было предложено задание, в котором по картинке нужно было определить и написать название профессии, а также соотнести инструменты этой профессии с целью развития умения применять свои навыки и знания в различных ситуациях. Данный прием был построен с учетом возрастных особенностей учащихся на основе уже имеющихся знаний у детей и способствовал вовлечению их в учебный процесс, поэтому ребята без затруднения справились с ним. Рефлексивный отчет по теме Применение приемов критического мышления в 1 классе.

Определяют профессии На операционном этапе мною был применен прием «Чтение с остановкой», так как все дети умеют читать. Прием был использован для развития умения анализировать и активно воспринимать информацию, в котором с учетом возрастных особенностей использовались вопросы низкого и высокого порядка для диалога вида «учитель - ученики»: - Как труд может сделать человека сильным, умным и счастливым? - Какую работу выполняет чабан? Как по-другому его можно назвать? - Какое отношение он имеет к изготовлению одежды для людей? - Можно ли сказать, что учеба - это ваш труд? Почему? Этот прием способствовал осмыслению новой информации. Мои наблюдения показали, что не все учащиеся, в силу своих возрастных особенностей, смогли внимательно следить за чтением друг друга. Поэтому считаю целесообразным продолжать такую работу на следующих уроках. Прием «Разорванные цепочки» способствовал вовлечению в процесс совместного исследования в паре, развитию логического мышления и умению решать проблемы, сотрудничая с другими людьми. Учащимся необходимо было собрать пословицу из слов и объяснить ее значение. К этому заданию я подошла дифференцированно: слабым учащимся дала несложные по структуре предложения, а сильным - сложнее. Все справились успешно, потому что достигли взаимопонимания посредством обсуждения, которое ускоряет «передачу» понятий и принципов. Прием «Мозговой штурм», проведенный в форме кумулятивной беседы в паре, где учащиеся рассуждали над вопросом: «Что будет, если человек перестанет трудиться? Сделайте вывод о значении труда в вашей жизни» проводился с целью развития умений анализировать, обмениваться мнениями, давать оценку, выслушивать собеседника, принимать и соглашаться с тем, что говорит собеседник. Я была рада, что мои первоклассники уверенно давали аргументированные ответы на поставленный вопрос, используя примеры, связанные с жизненным опытом. На этапе рефлексии применила прием устного тестирования «Да-нет» с учетом возрастных особенностей учащихся с целью развития умения применять свои навыки и знания в различных ситуациях, формирования навыков саморегуляции, самооценки, а также проверки уровня усвоения изученного материала. Во время проведения рефлексии «Бабочка» в начале второго урока я попросила учащихся в паре объяснить друг другу, почему они так оценили свое настроение. Выяснилось, что у двоих ребят было плохое настроение, потому что один из них не выспался, а другой уже соскучился по маме. Проговаривание правил работы в паре позволило ребятам настроиться на парную работу, расположило их к учебной деятельности. Наблюдая за детьми, я убедилась, что диалог в паре способствует развитию навыков критического мышления. Для актуализации знаний на втором уроке было использовано задание «Определи» с применением ИКТ, которое составлено с учетом возрастных особенностей учащихся на основе использования жизненного детского опыта, с целью развития умения строить логические выводы, формирования навыка взаимооценивания с использованием оценочного листа. Ребятам необходимо было, работая в паре, по картинке слайда определить, какие органы чувств помогут рассказать о предмете «какой он». Задание дало возможность показать свои способности не только одаренным учащимся, но и вовлекло в работу всех учащихся. Я увидела, что детям задание очень понравилось, поэтому все пары работали активно. Рефлексивный отчет по теме Применение приемов критического мышления в 1 классе.

Презентация На операционном этапе использовала прием «Чтение текста по цепочке», который способствовал развитию умения делить текст на предложения как языковые единицы, внимательно следить за чтением одноклассников. Чтение позволило еще раз обработать новый материал. После чтения я познакомила учащихся с новым понятием - схемой «Постер», который с учетом возрастных особенностей учащихся первого класса был наполовину готов. Прием направлен на систематизацию и отработку нового материала через проговаривание в паре, а также на формирование умения анализировать и находить соответствие между визуальной картинкой и ключевыми понятиями предметного содержания урока. Ребятам нужно было по картинке органа чувств определить и подписать название чувства. Конечно, это задание было повышенной сложности, поэтому позволило реализовать свои возможности учащимся с высоким уровнем мышления. Рефлексивный отчет по теме Применение приемов критического мышления в 1 классе.

Работа над постером Следующее задание было проведено с целью обобщения и закрепления полученной информации, способствовало развитию умения сотрудничать и взаимодействовать в паре и основано на результате диагностики каналов восприятия. В соответствии с возрастными особенностями учащихся на карточках нужно было с помощью цветных карандашей соединить орган, чувство и его функцию. Мои наблюдения показали, что задание ребят увлекло. Они работали тихо, но активно, соблюдая правила работы в паре. Наблюдая за ребятами, я заметила, что в паре, где сидела Майя, ученица с высоким уровнем мотивации, и Алихан, ученик со средним уровнем мотивации, наладились взаимоотношения. Они смогли через сотрудничество в группе помириться, хотя до начала урока у них произошла ссора. Это говорит о том, что совместная деятельность сплачивает детей, у них развиваются умения сотрудничать, договариваться и приходить к общему мнению. Рефлексивный отчет по теме Применение приемов критического мышления в 1 классе.

Соответствие На этапе рефлексии с учетом возрастных особенностей был использован прием критического мышления «Старое письмо» с целью проверки уровня усвоения материала, который был направлен на развитие умения анализировать полученную информацию на уроке, взаимодействовать в паре, давать оценку своей деятельности, способствовал формированию положительной мотивации. Учащимся нужно было восстановить текст, вставляя пропущенные слова. Все пары справились с этим заданием, что говорит об эффективности применения приемов критического мышления. Рефлексивный отчет по теме Применение приемов критического мышления в 1 классе.

Прием «Старое письмо» На третьем уроке для актуализации знаний была поставлена проблемная ситуация с целью развития критического мышления: «На доске рисунок человека, но без лица. Вам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать». Работа была построена на диалоге в группе в форме кумулятивной беседы с целью развития умения высказывать свое мнение и принимать мнение других, взаимодействовать и сотрудничать в группе, уметь договариваться и приходить к общему мнению. Чтобы ребята слушали выступление докладчиков была дана установка на дополнение ответов одноклассников без повторения. Мои наблюдения меня обрадовали, потому что для подтверждения своих доводов ребята использовали примеры из жизни. Операционный этап начала с приема «Мозговой штурм» с целью развития умения анализировать и аргументировать, умению работать в группе, познакомить учащихся с понятием «кластер», который с учетом возрастных особенностей детям был дан в готовом виде. Ребята в группе обсудили, почему органы чувств названы в кластере личными охранниками, и выбрали докладчика от группы для его защиты. Неожиданным было то, что дети подкрепляли свои высказывания примерами из жизни, хотя в условиях задания это не обговаривалось. Это стало показателем развития критического мышления, осознанности выполненной работы и понимания программного материала. Рефлексивный отчет по теме Применение приемов критического мышления в 1 классе.

Прием «Надо-нельзя» Создание постера по уходу за органами чувств было организовано в группах и с учетом возрастных особенностей дано в форме заготовок, которые ребятам необходимо было правильно выбрать и расположить. Такая работа способствовала развитию критического мышления, умению работать сообща, раскрытию одаренных способностей и лидерских качеств. На последнем уроке использовала прием «Путаница» с целью развития умения устанавливать множественные связи между явлениями и проявлять известную настойчивость в решении проблем, где учащимся необходимо было разрезать таблицу с перепутанными данными на части, выстроить ее в соответствии с названием чувства, его органа и функции. Работа детей увлекла. Ребята с высоким уровнем мотивации справились быстрее и проявили свои лидерские качества в роли консультантов от группы. Использование приема «Четыре правды и одна ложь», направленного на развитие умения мыслить аналитически, позволил выявить уровень усвоения предметного содержания урока. Анализируя результаты наблюдения за работой учащихся на уроках, я пришла к следующим выводам: - использовать диагностику учащихся для эффективного планирования использования приемов критического мышления; - начинать давать задания на развитие критического мышления необходимо с первых дней учебы в 1 классе, так как это заставляет их размышлять; - на каждом уроке задания на развитие критического мышления должны быть обязательно, так как это приучит детей к умственному труду; - лучше всего будет обобщаться и закрепляться информация с помощью заданий на развитие критического мышления через групповую форму работы; - задания такого типа не требуют запоминания, они требуют понимания и применения знаний, становятся прикладными умениями. Применение приемов критического мышления дает мне возможность оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и уровень усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. А это, в свою очередь, позволяет двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в плане профессионального развития.

9


© 2010-2022