- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению Творчество И. С. Тургенева Голуби
Конспект урока по литературному чтению Творчество И. С. Тургенева Голуби
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Cтрельникова Ж.А. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Творчество И.С.Тургенева «Голуби»
Материал из Saratov FIO wiki.
Предмет: литературное чтение
УМК: «Школа 2100»
Класс: 3
Учитель: Стрельникова Жанна Анатольевна
Тема: И.С.Тургенев «Голуби»
Цели и задачи урока: 1. Ввести учащихся в мир Творчества И.С.Тургенева на примере стихотворения в прозе «Голуби» 2. Познакомить со стихотворной прозой. 3. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста. 4. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания. 5. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроение автора, выявлять творческую индивидуальность поэта. 6. Развитие воображения. 7. Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку.
Ход урока:
1.Организационный момент. Активизация внимания.
-Проверьте свою готовность к уроку, пожелайте друг другу удачи.
2.Введение в тему урока.
Речевая разминка. У вас на парте лежат листочки. Прочитайте.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.
Ирина Токмакова
- К какому жанру относится произведение? (стихотворение)
- Прочитайте, изменяя темп и тон, чтобы передать ритм идущего дождя.
- Какой это дождь? (быстрый, непродолжительный, летний)
3. Тема урока и цели. - Молодцы! Вы говорите прозой, но говорите о красивом. Ведь вы же не поэты. Мы начали урок со стихотворения И.Токмаковой о дожде. Но мы не умеем так красиво говорить, образно, понятно выражать свои мысли, но учиться мы этому должны у мастеров художественного слова, поэтах. Главное, что мы чувствуем эту красоту, и мне кажется, что на сегодняшнем уроке у нас это должно получиться. - Природа побуждает людей творить: художников - красками, композиторов - звуками, а поэтов - словом. А кто наш гость - Иван Сергеевич Тургенев. - Иван Сергеевич Тургенев - «взрослый» писатель. (фото)Он родился в 1818 году. Отец писателя был гусарским офицером. Мать - из богатой помещичьей семьи. Ранее детство писателя прошло в родительском поместье. Потом семья переехала в Москву, где Иван сначала учился в частной школе, а потом с домашними учителями. В 15 лет он стал студентом словесного отделения Московского университета, через год перешёл в университет в Петербург, а обучение закончил за границей. Тургенев - прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую природу. - А нам надо подумать почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу.
5. Работа с текстом до чтения. - Как называется произведение? -Посмотрите на текст. Какое по жанру мы будем читать произведение? Какое оно по объёму? (проза, небольшое) - Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило? - Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением. (проблемный вопрос) -Такое по жанру произведение мы встречаем впервые. «Голуби» - стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит. -Что же в прозе есть от стихотворений? (в стихах непременно есть: рифма, ритм, интонация, настроение)
4. Работа с текстом во время чтения по смысловым частям. Работа над лексикой. а) дети читают текст про себя - О чём текст? - Правы ли авторы, что поместили его в раздел «Природа летом»? - Какое время лета описывает автор? - Какие картины представляли во время чтения? - Есть ли сходство со стихотворением? В чём оно по-вашему? (нет рифмы, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации) б) чтение по абзацам 1-й и 2-й абзац - Какой вид открылся? - С чем он сравнивает ржаное поле? - Какие краски мы видим? - При чтении надо передать просторы, ширь полей (чтение плавное, распевное) - Казалось бы, спокойное море должно радовать, тревога закрадывается? Почему? - Какой здесь темп чтения? (медленный, певучий) 3-й абзац - Что указывало на явное приближение грозы? - «Грузная громада» - это какая? (небо прогнулось под тяжестью, огромная, неподъёмная туча) - Какой была туча? (она не двигалась, лежала, что-то ждала) 4-й абзац - Многоточие. О чём оно говорит? (затишье, пауза) - Как вы понимаете «всё изнывало под зловещим блеском солнечных лучей»? - Страх перед стихией очень велик. Все попрятались. - А кто пытался противостоять грозе? (лист лопуха, он одинокий, но смелый) 5-й абзац - Что такое межа? (Межа - граница между участками земли, она не вспахана) - Что особенно пахнет перед грозой? - К кому рассказчик обращается с просьбой? С кем сравнивает автор грозу? («золотая змейка») - С какими интонациями обращается автор? (просьба, нетерпение, мольба) 6-й - 8-й абзацы - Какая картина предстала? - Что испытывает рассказчик при виде голубя? - С кем автор сравнил голубя? - Для чего автор использует повторы? (передать полёт птицы, движение в тревожном небе) - Что происходит с птицей? Разве можно потонуть за лесом? Что это значит? (быстро исчез) 9-й - 10-й абзацы - Исчезла ли надежда на спасение? - За кем неслась гроза? 11-й абзац - Автор использует приём - звукозапись. - Прочитайте какие глаголы он использует. - Облака из тёмно-синих превратились в рыжие. Почему? (свет молний их окрасил) - Какими запахами наполнен воздух во время грозы? - Темп чтения убыстряется. 12-й - 14-й абзацы - Где увидел рассказчик голубей? - Какими чувствами он охвачен, глядя на них? (нежность, умиление) - Голубиная дружба подобна лебединой. - Отчего голуби нахохлились? - Как важно чувствовать «крыло друга»? - Почему меняется настроение автора: вначале «тоскливое томление», а в конце «и мне хорошо…»?
5.Работа после чтения. - Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр. Можно ли сказать, что это лирическое произведение? (много чувств, смена настроения). К Паустовский говорил, что у настоящей прозы всегда свой ритм. Л.Н.Толстой говорил: «Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму». Вот и получается, что проза Тургенева ещё является и поэзией - стихотворением в прозе. - Как вы думаете, у Тургенева одно ли такое стихотворение в прозе? В литературе цикл - ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. У Тургенева несколько таких стихотворений.
6. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы говорили, что поэзия - это музыка слов. Действительно, благодаря приёму звукозапись мы полнее увидели, поняли настроение автор. - Удивительное произведение! А вам оно понравилось? Так давайте же попробуем, и мы при чтении передать настроение автора. Обратите внимание на темп, громкость, настроение. - Каждый из вас, конечно, будет выражать эти чувства по-своему, но разница между грустью, сочувствием, мечтательностью и суровостью должна быть выражена обязательно.
7. Обобщение. Итог.
- Какое новое имя вы открыли для себя на уроке?
- Что вы можете о нём можете сказать?
Какие открытия для себя сделали?
8. Домашнее задание.
- Прочитать выразительно стр.99-100.