- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии УМК Начальная школа 21 века 1 класс
Рабочая программа по технологии УМК Начальная школа 21 века 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гетто О.М. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы по технологии Е. А. Лутцевой, на основании рекомендаций МО и Н Челябинской области от 24.07.2013 г. № 03-02 / 5639 « Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» согласно положению о рабочей программе МОУ СОШ № 48. Цель: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно - конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда). Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата). Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Национально-региональный компонент
№ урока
Тема урока
Дата проведения
1
Народная вышивка Урала. Составление узоров в полосе.
2
Узоры Уральских кружевниц
3
Рисование на тему «Проводы зимы»
4
Рисование по представлению «Яркие бабочки Урала»
5
Рисование элементов «Уральской росписи. Мои любимые цветы.»
6
Узор для деревянной ложки.
7
Мой любимый уголок в моем городе
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания урока
Результаты освоения учебного предмета
Дата
Предметные
Личностные
Метапредметные
план
факт
1
Что нас окружает?
Что ты видишь вокруг
1
Классификация предметов по признакам
Уметь классифицировать предметы по признакам - природные и рукотворные
Личностные:
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
2
Мир природы
1
Природа в жизни человека
Знать, какое значение имеет природа в жизни человека
3
Мир рукотворный
1
Что сделано руками человека. Особенности разных профессий
Уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой
4
Окружающий мир надо беречь
1
Охрана природы. Зависимость природного мира от человека
Знать правила поведения в природе. Уметь соблюдать правила поведения в природе.
5
Кто где живёт?
Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нём?
1
Экскурсия в краеведческий музей. Зачем животному и человеку нужно жилище
Знать, какое животное какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища
6
Помогаем дома.
1
Экскурсия на пришкольный участок
Уметь выполнять общественные важные поручения по благоустройству города
7-8
Подари сказку «Колобок»
2
Лепка сказочных персонажей из русской народной сказки «Колобок».
Разыгрывание сказки «Колобок»
Уметь работать с пластилином, сравнивать, организовывать рабочее место
9
Готовим праздник
1
Классный праздник
«День именинника»
Знать, чем порадовать именинника.
Уметь работать в коллективе
4.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
10
Пластилин-волшебник
1
Что сделано руками человека
Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала
11
Азбука мастерства
Какие свойства у разных материалов?
1
Понятие «материал».
Классификация материалов. Свойства различных материалов. Игра «Какой предмет лишний?»
Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов
12
Как устроены разные изделия?
1
Понятие «конструкция». Сборка и разбор конструкций. Способы развинчивания и свинчивания деталей
Знать термин «конструкция».
Уметь разбирать на детали способом развинчивания и свинчивания
13
Изделие и его детали.
1
Понятия: «однодетальные изделия» и «многодетальные изделия»
Уметь классифицировать предметы по конструктивным предметам
14
Как соединяют детали?
1
Способы соединения деталей
Знать, с помощью чего можно соединить детали
15
Одинаков ли порядок изготовления изделий из разных материалов?
1
Планирование своей работы
Уметь подбирать инструмент и материал. Знать этапы работы
17
Работаем с бумагой и картоном
Нужны ли нам бумага и картон?
1
Свойства бумаги
Знать свойства бумаги.
Уметь работать с ножницами, действовать с опорой на памятку
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
18
Как аккуратно наклеить детали?
Как клей сделать невидимкой?
1
Способы наклеивания. Выполнение обрывочной аппликации
Знать способы наклеивания.
Уметь выполнять обрывочную аппликацию.
19 - 20
Помощники мастера
Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник
1
Понятия: «машины» и «инструменты»
Знать названия инструментов, составные части ножниц, технику безопасности при работе с режущими инструментами.
21
Какие бывают аппликции?
1
Вырезание деталей различной конфигурации
Знать технику безопасности при работе с ножницами.
Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании
22
Какие ножницы у мастеров?
1
Вырезание деталей различной конфигурации
Знать технику безопасности при работе с ножницами.
Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу, на основе фантазии в моделировании
23
Сначала рисуем
Какие бывают линии?
Чем они помогают мастерам?
1
Черчение линий различной конфигурации
Уметь различать и чертить линии различной конфигурации
Метапредметные:
1.Ориентироваться в учебнике по технологии.
Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника
(систему условных знаков).
Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.
24
Как нарисовать разные фигуры
1
Плетение ниток. Аппликация из ниток
Знать приёмы плетения ниток на бумажной основе.
Уметь выполнять аппликацию из ниток
25
Как точно резать ножницами по линиям?
1
26-27
Шаблон
Как разметить круги, треугольники и прямоугольники?
2
1
Обсуждение. Разметка кругов для последующего наклеивания.
Знать термин «шаблон»; приёмы наклеивания.
Уметь выполнять разметку по шаблону.
28
Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?
1
Сгибание бумаги. Выполнение цветочка в технике «оригами».
Знать приём сгибания как способ разметки.
Уметь работать в технике «оригами».
29
Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?
1
30
Работаем с тканью
Ткань. Похожи ли свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки.
1
Повторение: свойства бумаги. Свойства ткани.
Знать сходство свойств бумаги и ткани, различия между этими материалами.
31
Что умеет игла? Прямая строчка.
1
Соединение шаблонов из ткани при помощи булавок и сшивания.
Выполнение прямой строчки
Знать различные виды игл, их строение.
Уметь соединять детали разными приёмами, работать по шаблону.
Уметь вдевать нитку в иглу, выполнять прямую строчку.
32
33
Как разметить дорожку для строчки? Как закрепить нитку на ткани?
1
Выполнение прямой строчки, вышивание по намеченному контуру.
Уметь выполнять прямую строчку, вышивать по контуру.
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
- элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
- достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
- соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
Контроль уровня обученности
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. В 1 классе оценка не выставляется. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.
- умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
- овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
- умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
Учебно-методический комплекс
-
Авторская программа по технологии Е. А. Лутцевой, 2009 г.
-
Е. А. Лутцева. Учебник «Технология». Изд-во «Вентана-Граф», 2011 г.